10 мин.

Странные аналогии:Евгений Плющенко и Роналдо. Часть 1

Нередко  в спорте случаются весьма парадоксальные вещи. Человек выигрывает неимоверное количество командных и индивидуальных наград, становится  кумиром миллионов и примером для подражания, но при этом и  персональные фанаты, и сторонние болельщики, анализируя его карьеру, сходятся во мнении, что он мог добиться много большего.…   Полагаю, любителям  хоккея  и волейбола, бокса и  легкой атлетики,  шахмат и даже, прости господи, киберспорта не составит труда вспомнить несколько фамилий, чьи обладатели подходят под подобное описание. Я же выделил для себя два поистине показательных примера спортивных судеб, где приставки «великий» и «гениальный» удивительнейшим образом соседствуют с чувством недосказанности и незавершенности. Карьеры  этих людей  при ближайшем рассмотрении  оказываются неожиданно схожими, а их имена знает весь мир: одного из них зовут Роналдо, другого - Евгений Плющенко.

 

Важнейший старт в карьере любого  фигуриста - Зимние Олимпийские игры. Этапы Гран- при, континентальные первенства и ежегодные мировые чемпионаты  зачастую выступают  как этапы подготовки к главному старту четырехлетия. В футболе  все иначе: Олимпиада там - соревнование для необстрелянной молодежи, этакая платформа, позволяющая получить опыт международных  игр. Другое дело - Чемпионат мира по футболу. Это турнир, который на месяц  собирает воедино все лучшее, чем на момент проведения располагает игра номер один. Посему, рассматривать  пути развития Плющенко и Роналдо я буду, взяв за единичный отрезок их карьерной линии срок в четыре года, а отправными точками сделаю Зимнюю Олимпиаду и Мундиаль.

  

ЭТАП 1. НАЧАЛО ДОЛГОГО ПУТИ

Непропорционально-высокие нагрузки (которые, как покажет время, еще аукнутся), наличие более опытных  и куда более титулованных конкурентов, бремя славы, свалившееся на головы неокрепших юнцов… Начальные  этапы спортивной карьеры бразильского футболиста и русского фигуриста были схожи настолько, насколько это вообще возможно, когда речь идет о ярчайших индивидуальностях.

Роналдо 1990- 1994

 

Молодой талант, всеми правдами и неправдами борющийся за место под солнцем – захватывающее действо, особенно в спорте. Герои данной статьи начали доказывать свою состоятельность и исключительность столь ярко и столь рано, что это поражает даже в контексте современных реалий, где двадцатипятилетний возраст во многих дисциплинах считается предпенсионным. В шестнадцать Роналдо заключил контракт с первым профессиональным клубом, Крузейро, и за год с небольшим наколотил…  57 мячей. Надо ли говорить,  что подобная результативность бразильского тинэйджера не осталась незамеченной. Мировая футбольная общественность замерла в предвкушении.  

Карлос Алберто Паррейра включил неказистого кучерявого  юношу в заявку главной сборной Бразилии  на Мундиаль-94. И пускай на полях США Дададо (тогдашнее прозвище феноменального Зубастика) не сыграл ни секунды, на родину он вернулся уже в статусе чемпиона мира. В семнадцать лет.

 

Плющенко 1994 - 1998

 

Подавлять внутреннее волнение перед важными стартами все же немного проще, когда за плечами переезд из Волгограда в Санкт-Петербург в одиннадцатилетнем возрасте и годичная разлука с семьей. В маленьком Евгении помимо запредельного таланта присутствовала несгибаемая воля и нечеловеческое трудолюбие. Алексей Мишин поверил в молодое дарование и не прогадал. Впрочем, прогадать в случае с Плющенко было трудно. Данную ситуацию хорошо иллюстрирует фраза, сказанная генеральным менеджером ПСВ по случаю подписания Роналдо: «Да такой талант увидела бы и… моя бабушка». Вера Евгения в себя и вера тренера Мишина в дар юного фигуриста принесла свои плоды – в 14 Плющенко победил на Чемпионате мира среди юниоров, а год спустя  стал третьим уже на взрослом мировом первенстве и отхватил серебро на Чемпионате Европы. О чудо-мальчике заговорил весь мир.

 

Подобно Роналдо в девяносто четвертом, Евгений не имел прямого отношения к свершениям своей сборной на Олимпиаде-98 в Нагано. Бразильцу путь в основу сборной преградила связка Бебето-Ромарио, юному Плющенко на главный старт четырехлетия не дал попасть тандем  будущих олимпийских чемпионов – Ягудина и Кулика. 

 

ЭТАП 2. БЕСКРАЙНЯЯ ОДАРЕННОСТЬ

Следующее четырехлетие стало едва ли не самым насыщенным в карьерах великих мастеров. Громкие победы и обескураживающие поражения разделяли порой считанные дни. Вторые места и первые серьезные травмы привели к осознанию того  факта, что талант -  куда в большей степени тяжкий груз, нежели привилегия. Ну и самое главное: именно на этом этапе герои статьи проявили свою гениальность во всем ее многообразии и великолепии, заставив  замолчать всех скептиков и злопыхателей.

Роналдо 1994 - 1998

 

От хорошей жизни три клуба за четыре сезона меняют нечасто, но случается всякое. И в ПСВ, и в Барселоне, и в Интере игрой бразильца с упоением наслаждались болельщики, с каждой из этих команд Роналдо выиграл трофей. Подобно Ромарио, Зубастик начал покорять Европу с Голландии. Неприятный климат вкупе с непривычной кухней позволили ему сосредоточиться на футболе, в результате чего молодой талант стал лучшим бомбардиром чемпионата страны  с первой попытки. Второй сезон сложился менее удачно – подвело здоровье. Растущий организм не выдержал нагрузок, потребовалась операция на колене. Роналдо приложил все усилия, чтобы как можно быстрее восстановиться, и успел вернуться в строй аккурат к финалу Кубка Голландии, ставшего для ПСВ победным. Впрочем, по решению Дика Адвоката, бразилец сыграл в том финале лишь несколько минут. Пребывание гения в стране тюльпанов завершалось. После прекрасного выступления Зубастика на Олимпийских играх-96 к ПСВ с двадцатимиллионным  предложением о трансфере обратилась каталонская Барселона. Босс Интера Моратти, имевший приоритетное право на покупку игрока, посчитал сумму слишком большой (и спустя год заплатил за Роналдо уже тридцать миллионов).

Сезон 96\97, проведенный бразильцем в Испании, все ценители футбола со стажем вспоминают с трепетом. Мощь и техника, прекрасная форма, постоянная нацеленность на взятие ворот, 47 голов в 49 играх… Соперники каталонцев имели дело с природным явлением, талантом, нет, талантищем уровня Марадоны. Все было настолько хорошо, что об этом попросту скучно писать. Награды посыпались как из рога изобилия: его признали лучшим еженедельник «France football», ФИФА и журнал «World Soccer», он получил «Золотую бутсу». С Барселоной Роналдо выиграл Кубок кубков, а также Кубок и Суперкубок Испании, со сборной он стал победителем Копа Америка-97. Не остудил пыл Феномена и переход в Интер, где ему предложили зарплату в три с лишним раза превышавшую испанскую. За год до Чемпионата мира-98 Роналдо вывел свой уровень игры на принципиально иной уровень и стал лучшим в мире.

 

На Чемпионат мира-98 во Франции Роналдо приезжал уже в качестве звезды национальной сборной и главной надежды бразильской нации. Товарищи по команде еще до начала первенства стали замечать, что Зубастик до ужаса боится не оправдать надежд и подвести Бразилию. Опасения не подтверждались вплоть до финала, по пути к которому Феномен отыграл все матчи без замен, забив 4 мяча и реализовав  пенальти в послематчевой серии полуфинального сражения с Голландией. Тем не менее, игра на уколах, выяснение отношений с тогдашней пассией бразильца Сусанной Вернер и эмоциональное напряжение перед финалом вылились в итоге в очень странную историю, которая напрямую повлияла на исход чемпионата.

В ночь перед финалом с Роналдо случилось то, что Роберто Карлос назвал эпилептическим припадком, а бразильские врачи окрестили сначала нервным расстройством, а затем проблемами с сердцем. Выход на поле, по словам медиков, не мог негативно сказаться на здоровье форварда, и за считанные минуты до начала матча в протокол были внесены изменения – Зубастика включили в состав, несмотря на очевидные проблемы. Происшествие породило множество различных версий и теорий, в числе которых существовала и такая, согласно которой на выходе в старте настаивал  не столько Роналдо, сколько спонсоры бразильской команды – компания Nike.

Состояние лидера сборной передалось товарищам по команде. Нападающий не был похож в том матче даже на собственную тень. Закономерный итог – хозяева Мундиаля, французы, камня на камне не оставили на сборной Бразилии (3:0), а Роналдо уступил титул чемпиона мира единственному на тот момент сопоставимому по таланту и величию игроку на планете – Зинедину Зидану.

 

Плющенко 1998 – 2002

 

Непопадание на Олимпиаду могло сломить кого угодно, но Евгения это только мотивировало. Стала очевидной многогранность таланта Плющенко – эталонная прыжковая техника сочеталась с редчайшим умением делать вращение  бильман (практически невозможный элемент для мужского катания) и прекрасными хореографическими способностями. Последний пункт в выгодную сторону отличал его от многих фигуристов начала двадцать первого века, которые, разучив четверные прыжки, совершенно не заботились об артистизме и художественной составляющей программ.

Достижения фигуриста были соразмерны его одаренности – к двухтысячному году на его счету были две серебряные медали с Чемпионатов Европы, серебро и бронза мировых первенств, а также золото Финала Гран-при и Чемпионата России. В сезоне 1999-2000 Евгений выиграл все значимые старты за исключением  Чемпионата мира. Там победил Ягудин, соперничество с которым вовсю набирало обороты. Подопечный Мишина остановился в шаге от пьедестала, допустив несколько серьезных ошибок. В следующем году Плющенко выиграл вообще все, выйдя вперед в заочном противостоянии с Алексеем Ягудиным. Забегая вперед, главная победа в карьере Жени состоится лишь в 2006, но свое лучшее катание, по моему скромному мнению, он покажет именно на стыке декад – в сезоне 2000-2001. Безупречные прокаты в сочетании с поистине нечеловеческой харизмой вознесли восемнадцатилетнего юношу на верхнюю ступень пьедестала Чемпионата мира, а его показательное выступление  запало в душу даже бесконечно далеким от фигурного катания людям. За год до Оимпиады-2002 Евгений официально стал лучшим в мире, показав потрясающее катание.

  

Проблемы со здоровьем, вмешательство со стороны СМИ, непонятная ситуация с чуть ли не  мистическим оттенком – все, что пережил Роналдо в 1998, не обошло стороной Евгения Плющенко в 2002. Из-за травм лодыжки и паха он пропускает предолимпийский Чемпионат Европы. Со стороны прессы подвергается критике новая произвольная программа, в результате чего постановку меняют за месяц (!!!) до Олимпиады. С главным, да и по сути единственным, конкурентом Евгения – Алексеем Ягудиным начинает работать известный психолог Рудольф Загайнов.

Мог ли Загайнов не только ограждать от негативного воздействия Ягудина, но и заставить Плющенко упасть с четверного прыжка в короткой программе? – подобный  вопрос вызовет у многих людей лишь саркастическую ухмылку. Но ведь можно и переформулировать: «Мог ли Плющенко дрогнуть, зная, что с трибун за его выступлением наблюдает «дядя-гипнотизер», всей душой болеющий за его оппонента?»

Так или иначе, Евгений смог собраться после падения с четверного прыжка  в короткой и, пойдя на абсолютный риск в произвольной программе, поднялся с четвертого место на итоговое второе. Так он  уступил олимпийское золото единственному  достойному сопернику – Алексею Ягудину. Показательный номер Плющенко катал с высоченной температурой, которая  держалась еще несколько дней после окончания соревнований. Сказывались  колоссальные физические и моральные нагрузки.

 

                                                       Продолжение следует