8 мин.

Человек, который изменил всех. Почему Роналдиньо – самая главная личность в футболе двадцать первого века

Его, конечно, не назовешь тем, с кого надо брать пример молодым: ни в житейском плане, ни в контексте футбола. Насчет первого все и так ясно – разгульный образ жизни неизбежно сказывается на любом человеке, даже с самым лошадиным здоровьем, ставя  крест на  карьере. Что же до дел футбольных, то и здесь подражать бразильцу чрезвычайно опасно: на профессиональном уровне то, что он мог делать, повторят единицы (большинство будет выглядеть смешно), в спортшколах за фокусы навроде «эластико» даст по затылку тренер, а во дворе – менее талантливые пацаны настучат по ногам. Впрочем, гении и не должны быть образцами для подражания – они не про это. Их игру не нужно копировать – ей стоит наслаждаться и вдохновляться.

 

Улыбочку

Мировой футбол – это живой организм, со своими вкусами и предпочтениями. А каждого более-менее заметного футболиста можно представить в виде какого-либо органа или части тела (про Лукаку шутить не буду). Вот, например, Иньеста, Хави, Пирло, Кройф – это, конечно же, мозг. Джеррард, Мальдини и Пуйоль – это сердце футбола, а Джордж Бест – его печень. Месси и Марадона – лучшие «левые ноги» футбола (а Диего, ко всему прочему, является еще и одной из самых ловких рук в истории игры). К чему я все это? Да к тому, что вчера футбол оставила его самая главная улыбка.

Улыбка бразильца – один из главных символов футбола нулевых. Именно в ней кроется едва ли не главное достоинство Роналдиньо – естественность, которая касалась как поведения вне поля, так и непосредственно игры (он часто ошибался, да, но никогда не позволял себе фальшивить). Непосредственная, слегка неказистая и крайне искренняя, она отражала в себе всю ту беззаботность, которую бразилец сумел, не расплескав, перенести с площадок родного Порту-Алегри на главные стадионы мира. Эта улыбка обескураживала оппонентов и очаровывала болельщиков; она одинаково органично смотрелась как в бразильских фавелах, так и на рекламных билбордах мегаполисов, ее любили (и продолжают любить) до беспамятства.

Футбольный инопланетянин

Тогдашнее желание общественности  придумать гению как можно более звонкое и персонифицированное прозвище понятно. «Зубастик» – неплохо, но очевидно, да и есть же такой уже. «Танцующий игрок» – ярко и емко, но не передает масштаб личности (Месси же перестали со временем величать «Блохой»). Тем не менее, «космический» эпитет, который в середине нулевых чуть ли не чаще других использовался по отношению к бразильцу, ему, в сущности, совсем не подходит. Роналдиньо, в отличие от того же Месси, никогда не выглядел на поле отрешенным, не замыкался в своей сверхъестественности,  его футбол был начисто лишен холодной инопланетной рациональности.

Да и, чего уж греха таить, нарезать круги на полях (любимое занятие пришельцев) наш герой тоже не шибко любил, предпочитая разбираться с оппонентами на крошечном кусочке пространства.

Он рисковал, он ошибался, он изобретал. Все это, несомненно, делает его в первую очередь иллюзионистом от футбола. Чуть ли не главное в его игре – желание заполнить собой все предоставленное пространство. Он гениальный артист, который старался для любой аудитории и на любой сцене. Добрый волшебник, которому не были чужды людские слабости. В его игре не было трюкачества ради трюкачества, как у Робиньо; не было танкового всесокрушающего напора, как у Роналдо в лучшие его годы; не было излишнего аристократизма, как у Кака. Футбол Роналдиньо на пике формы – это то, что хочется описывать словами «счастье» и «ликование».

Именно такие личности способны влюблять сторонних людей в свою сферу деятельности. Юные ребята не считают ТТД. Они видят, как Рони отдает голевую спиной и понимают, что футбол – это круто. Я уверен, что в нашем веке ни один другой футболист не сподвиг столько детей и подростков на занятие спортом номер один.

Пророк

Роналдиньо – первая мультимедийная личность в футболе. Своей игрой он предвосхитил нынешний мир, где об игре того или иного футболиста все чаще судят по ютубовским видеонарезкам. Бразилец прошел огонь воду и медные трубы, он пережил ИК-порт и Bluetooth, продолжая оставаться актуальным и по сей день. Почему?

Все просто. Роналдиньо – это не явление спорта, а явление культуры. Он был одинаково хорош и на футбольном поле, и на съемочной площадке, принимая участие в очередной рекламе. Оба умения в современном мире спорта просто необходимы, но тогда Рони был единственным в своем роде: сопоставимый по величию и игроцкой харизме Зидан всегда немного терялся за пределами поля, а сопоставимый по умениям в делах рекламных Бэкхэм обладал все-таки куда более скудным (по  сравнению с бразильцем) арсеналом футбольных навыков.

Великомученик

В футболе двадцать первого века чрезвычайно трудно будет отыскать выдающегося человека, который в той же степени был бы уязвим для критики. Прогулял талант, всего три/четыре/пять сезонов на высоком уровне, чипсоед – продолжать можно до бесконечности, вы все это и так слышали.

Не все люди могут себя заставить поверить в чудо. Скептикам от футбола, тем, кто понимает игру исключительно через призму цифр, очень тяжело признавать величие Роналдиньо.

Особенно меня всегда забавляла претензия про «всего лишь –вставить нужное число– сезонов на высоком уровне». Это, на секундочку, говорится о человеке, который  в 2002 году был одним из лучших на победном для бразильцев Чемпионате мира, а одиннадцать лет спустя, когда, вроде бы, в карьере наступил серьезнейший спад,  выиграл с Атлетико Минейро Кубок Либертадорес. Интересно получается…

Дело в том, что сезонов, проведенных бразильцем на высочайшем уровне, не так уж и мало. Причина разговоров о нестабильности (которая, конечно, была) и быстром угасании кроется в том, как играл Рони на своем пике. Человека, согласитесь, куда легче понять и простить, когда он постепенно сдает, спускаясь с вершины медленно и печально.

Роналдиньо же не превратился из великого игрока в просто хорошего, нет. Его трагедия в том, что он из полубога, из главной надежды футбола, превратился, причем в одночасье, в одного из. Пускай и в одного из лучших. Именно этого ему многие так и не смогли простить.

Цифры – это всего лишь цифры

Есть такой великий баскетболист Аллен Айверсон. Фигура весьма противоречивая. Одновременно образец для подражания и главный балагур баскетбола нулевых. Запредельный уровень одаренности сочетался в нем с необузданным нравом. Он так и не стал чемпионом НБА, да и пик его был не то чтобы сильно продолжительным. Но для американского, да и для мирового, баскетбола он стал поистине знаковой фигурой, стал явлением. Его вклад признают буквально все именитые баскетболисты, включая Короля Леброна, а его стиль игры стараются копировать. Если углубиться в продвинутую статистику, которая, кажется, скоро проанализирует и разберет по полочкам весь спорт, то Айверсон – далеко не самый полезный игрок с очевидными слабыми местами. Но все это не мешает быть ему общепризнанной легендой спорта.

Никого не напоминает?

Впрочем, называть даже противоречивой карьеру, которая была неровной, но вместила в себя три главных награды, которые футболист вообще может получить – дело весьма странное.

Роналдиньо – чемпион мира. И этот не «титул со скамейки», он попал в символическую сборную турнира, забивал и раздавал…

Роналдиньо – победитель Лиги Чемпионов. Несколько противостояний в том турнире он решил собственнолично, пускай и не был ярок в самом главном матче – финале.

Роналдиньо – обладатель Золотого мяча-2005. Мог ли захватить еще парочку? Да, мог. Не захватил, но тот, что у него есть, он заслужил на все сто процентов.

Бразилец – последний романтик от футбола, последний луч поэзии в цифровом потоке. В современном футболе хватает статистических монстров и машин по добыванию трофеев.  Рони же – тот самый, тот,  кто не гнался за статистикой при первой же возможности ее улучшить. Его миссия заключалась в другом. Кесарю кесарево, а Божие Богу.

Невозможно с помощью титулов и статистики объяснить, почему, например, Роберто Баджо был великим игроком. Невозможно обойтись одними регалиями, когда рассказываешь о великом Федоре Федоровиче Черенкове. Нет, не все еще решают цифры! Футбол – это больше, чем просто спорт и уж точно больше, чем статистика. Простите мне излишний пафос. Просто завершилась, теперь уже официально, карьера моего самого любимого футболиста, человека, благодаря которому я когда-то полюбил эту игру.

 

Так кто же вчера закончил карьеру?

Безответственный лентяй, собственноручно зарывший ярчайший футбольный талант со времен Марадоны. Мистер «Три сезона на высоком уровне», чья довольно внушительная коллекция наград меркнет по сравнению с постоянно пополняемой коллекцией пассий. Человек, в какой-то момент начисто позабывший, что значит слово «тренировка».

И в то же время – Гений, в игру которого влюблялись и продолжают влюбляться миллионы мальчишек и девчонок по всему миру. Игрок Барселоны, которому стоя аплодировал «Сантьяго Бернабеу». Самый искренний футболист в истории.

Все это он – Роналдиньо.