5 мин.

3 миллиона долларов за победу Красножана

Начало

Осень 2013 года казахстанские болельщики, как обычно, встретили в невеселом расположении духа. Национальная сборная продолжала “достойно проигрывать”, “давать бой” и не снискала славы в отборочном турнире к чемпионату мира в Бразилии.

После отставки Арно Пайперса в 2008-м за пять лет ни Бернд Шторк, ни Мирослав Беранек, руководившие в разное время национальной командой, не добились весомых результатов. И их самые впечатляющие достижения немыслимы без приставок “почти” и “едва”. Сборная Казахстана “почти выстояла” в Австрии при Шторке и “едва” не обыграла команду Турции при Беранеке, но в итоге проиграла.

Зимой 2014 года у сборной появился новый тренер – российский специалист Юрий Красножан, отметившийся в свое время работой в нальчикском “Спартаке”.

Оставим за скобками внезапное увольнение из московского “Локомотива” и почти мгновенное прекращение работы в махачкалинском “Анжи”. Важнее всего было то, что впервые за шесть лет в сборной появился авторитетный и квалифицированный специалист, которому, само собой, надо платить достойную зарплату. И сегодня “КАРАВАН” первым из отечественных СМИ назовет сумму, которую получает наставник национальной команды Казахстана.

Контракт к празднику

В канун Нового года принято дарить подарки. И пусть до старта 2014-го оставалось всего два дня, 30 декабря в Астане Юрию Красножану от первого вице-президента Федерации футбола Казахстана Саяна Хамитжанова был сделан сказочный презент. Стороны заключили контракт о том, что Юрий Анатольевич принят на работу в федерацию на должность главного тренера национальной сборной.

В контракте, рассчитанном на два года, копия которого имеется в редакции “КАРАВАНА”, прописано множество важных вещей. Главный тренер, согласно договору, несет ответственность не только за “позицию, тактику и иные составляющие сборной команды”, но даже и за “аморальное поведение игроков сборной, которое способно вызвать негативную реакцию со стороны футбольной общественности”.

ФФК же в свою очередь обязалась не только выплачивать заработную плату не позднее 10-го числа каждого месяца, но и не критиковать деятельность главного тренера в СМИ, а также выплачивать все предусмотренные законодательством страны трудовые пособия.

Самый главный пункт договора – “Финансовые условия” – заслуживает отдельного упоминания. Потому что сумма, прописанная в нем, способна свести с ума любого среднестатистического человека, особенно в период перманентной девальвации тенге.

Федерация футбола Казахстана установила главному тренеру сборной зарплату в размере 2 миллионов 700 тысяч долларов в год “чистыми”. И выплачиваться в 2014 году она должна по следующему графику:

– 50 процентов от суммы – 1 миллион 350 тысяч долларов – должно быть выплачено немедленно и единовременно в момент подписания контракта;

– оставшиеся 50 процентов должны выплачиваться равными долями – 112 500 долларов в месяц.

В 2015-м главный тренер казахстанской сборной, согласно контракту, должен заработать такую же сумму, с одним лишь исключением: ежемесячно он должен получать 225 тысяч долларов. При этом в договоре предусматривается, что зарплата может быть или выдана специалисту в кассе ФФК, или перечислена на расчетный счет, открытый в казахстанском банке.

Это много или мало?

Много это или мало – платить главному тренеру футбольной сборной 2,7 миллиона долларов в год? Начинаем сравнивать. Перед стартом чемпионата мира по футболу-2014 в Бразилии британская Daily Mail опубликовала список всех наставников 32 команд-участниц с указанием их заработной платы. Суммы приводились в фунтах, и в пересчете на доллары мы, возможно, немного ошиблись. Но итоговый результат впечатляет: всего семь специалистов, выведших свои команды на чемпионат мира, получали в год более 2,7 миллиона долларов: Фабио Капелло (сборная России – 6,2 миллиона), Рой Ходжсон (сборная Англии – 5,39 миллиона), Чезаре Пранделли (сборная Италии – чуть меньше 4 миллионов), Луис Фелипе Сколари (сборная Бразилии – 3,5 миллиона), Отмар Хитцфельд (сборная Швейцарии – 3,34 миллиона), Йоахим Лёв (сборная Германии – 3,3 миллиона) и Висенте дель Боске (сборная Испании – 3,1 миллиона). Все остальные, включая Луи ван Гала, Альберто Дзаккерони, Юргена Клинсманна, Дидье Дешама, Оскара Тарбареса, Вахида Халилходжича, Хорхе Сампаоли, Марка Вильмотса и наставника аргентинцев Алехандро Сабельи, выведшего команду в финал, получали значительно меньше, чем 2,7 миллиона долларов.

Шипы и розы

Не стоит думать, что жизнь Юрия Красножана в Казахстане – это только большая зарплата. Были у главного тренера футбольной сборной и неигровые проблемы.

В июне, после поражения в Алматы от команды Турции, появились первые слухи о том, что Юрий Анатольевич в этом году денег от ФФК не получал.

26 июля тренер этот слух подтвердил в беседе с журналистом российского ТАСС.

– Знаете, главное, что я не сижу без работы. Задолженности – обычное дело в футболе. Меня это совсем не беспокоит, – прокомментировал тогда ситуацию Красножан.

Главный тренер сборной действительно может не беспокоиться по поводу задержек. Согласно договору, все трудовые споры “подлежат урегулированию в судебных органах ФИФА на основании норм казахстанского законодательства”. И там подобные процессы завершаются практически всегда одинаково: победой тренера, имеющего на руках подписанный, заверенный печатью контракт. И пусть вице-президент Саян Хамитжанов, поставивший свою размашистую роспись, давно в федерации не работает, все обязательства перед Юрием Красножаном должны быть выполнены.

Впрочем, председатель попечительского совета президентского профессионального спортивного клуба “Астана”, управляющий директор ФНБ “Самрук-Казына” Дархан Калетаев в августе в интервью российскому “Спорт-Экспрессу” сообщил, что не верит слухам о том, что Юрию Красножану не платят в Казахстане зарплату.

– Как прокомментируете июльское сообщение одного из казахстанских сайтов, что Красножан полгода не получает зарплату?

– Точно не знаю, поскольку вопрос к федерации, но не думаю, что это правда. Как ее генспонсор, ответственно говорю, что тот бюджет, который мы им даем, позволяет платить зарплату Красножану. И если бы у федерации были финансовые трудности, я бы точно об этом знал.

Учитывая, что “Самрук-Казына” является национальной компанией, деньги, которые направляет ФНБ на различные проекты, можно смело считать если не народными, то хотя бы близкими к налогоплательщикам. И есть повод поинтересоваться у предыдущего руководства федерации: почему оно договаривалось с тренером именно на таких условиях? И стоит ли платить специалисту такие суммы в стране, переживающей кризис, в которой футбол находится на невысоком уровне и в рейтинге ФИФА уже уступает Киргизии и Туркменистану?

материал: Леонид Юрьев, газета "Караван"