«Валенсия» - «Баракальдо». Кубок к нам приходит
Евгений Марков побывал на матче «Валенсия» - «Баракальдо» и выяснил, почему Кубок Короля — самый уютный турнир
Опаздывать на футбольный матч — одна из самых страшных пыток. Невыносимее лишь крутиться у кипящего стадиона и тщетно пытаться найти лишний билет. Проход у меня, к счастью, был, а вот к стартовому свистку прийти не удалось. В 21:00 по валенсийскому времени, когда начался матч, я только подлетал к «Месталье» на велосипеде и в ускоренном порядке искал место для парковки. Пробегая мимо трибун, я уже слышал аппетитный гул стадиона. Ужасно хотелось внутрь и даже казалось, что всё интересное произойдёт в то время, пока я буду вскарабкиваться на сектор, доводя до неимоверного напряжения икроножные мышцы. Подниматься на свой законный верхний ярус было лень, и я юркнул в первый попавшийся проход. Только я сел на свою оранжевую подстилку, как Пабло Пьятти с линии штрафной мощно пробил по воротам. Вратарь удар отразил, но прямо на голову Санти Мине. 1-0.
Событие, на которое я так спешил, оказалось ответным матчем 1/16 Кубка Короля между «Валенсией» и командой из Сегунды Б «Баракальдо». В первой игре «летучие мыши» на выезде победили своих соперников со счётом 3-1. Но несмотря на столь неуважительно относящиеся к интриге обстоятельства, привлечённые низкими ценами, а также слоганом «2 билета по цене 1», болельщики пришли на «Месталью», заполнив её где-то на четверть. Они слишком любят «Валенсию» и уважают футбол, чтобы в среду вечером остаться дома. «Ну, а что ещё делать? Тем более, играет наша команда», - ответил мне один из «чес», которого я спросил, почему он предпочёл именно такой вид досуга в поздний час буднего дня.
Так как людей на трибунах собралось немного, то было слышно, как футболисты наносят удары и смачно касаются мяча перед дальними забросами. Рядом доносились детские писклявые голоса: «Валенсия! Валенсия!» Четверо ребятишек лет восьми пришли на футбол с родителями и с хороших мест смотрели за игрой любимой команды. Справа от меня сидел их сверстник и с большим удовольствием жевал бутерброд: в белый хлеб заботливая мама положила ветчину и омлет. За несколько месяцев я уже научился отличать купленное у стадиона от приготовленного дома. Многие наблюдали за происходящим на поле и попутно обсуждали учёбу, работу и отношения, проверяли, как играют в параллельных матчах, и, конечно же, разворачивали свои запасы еды.
Все они сделали выбор в пользу футбола. Также как и приехавшие из Страны Басков болельщики «Баракальдо». Чёрно-жёлтые, внешне напоминающие поклонников «Фенербахче», они дружно выкрикивали название своего коллектива и очень активно размахивали руками во время угловых. А тем временем их игроки, в свою очередь своими жёлтыми футболками с чёрным крестом похожие на «Парму», достойно бились с превосходящим их по классу соперником. Когда ещё приедешь на «Месталью»? Тем более «Валенсию» и «Баракальдо» почти ничего не связывает.
Но валенсийско-баракальдовские отношения держатся не на честном слове, и есть один персонаж, который занесён в учебники истории каждой из команд. Зовут его Гильермо Горостиса. Это испанский нападающий баскского происхождения, игравший в первой половине прошлого века. Его принято считать легендой «Атлетико» Бильбао, но при этом он успел поиграть и за «Валенсию», и за «Баракальдо».
Его путь из Басконии в Валенсию получился крайне запутанным и тернистым. Во время гражданской войны в Испании (1936-1939) в составе сборной Страны Басков игрок путешествовал по Европе, распространяя идеи республиканского правительства. Но после взятия франкистами Бильбао Горостиса пришлось покинуть команду и надеть футболку сборной Испании. Через какое-то время он вовсе вступил в Рекете (военизированную политическую организацию крайне правого толка, поддерживающую Франко). После окончания войны баск оказался в «Валенсии», за которую играл с 1940 по 1946 годы. Вместе с «Лос Чес» он дважды выиграл чемпионат страны (1942 и 1944), а также завоевал Кубок (1941). Горостиса успел забить и юбилейный 500-ый гол «Валенсии» в высшем дивизионе испанского первенства. Следующий сезон 1946-1947 он проводил уже дома в Стране Басков. Правда, не в «Атлетике», никогда не вылетавшем из Примеры, а в «Баракальдо», ни разу в истории туда не попадавшем.
Было это давно, и потому болельщики, которых я спрашивал о Горостисе, ничего мне ответить не могли. Зато я встретил своего хорошего знакомого Роберто, большого любителя хоккея, которого частенько можно увидеть на матчах «Валенсии» в свитере «Нью-Джерси» с фамилией Ковальчук. Во время наших разговоров испанец выделял русских звёзд НХЛ: Павла Дацюка, Сергея Бобровского и Александра Овечкина, сетовал на то, что североамериканский хоккей не показывают по испанским каналам, а также удивлялся, что в Континентальной Хоккейной Лиге играют команды из разных стран. На этот раз речь зашла об Артемии Панарине и его успехах в «Чикаго».
Прямо на «Месталье» я преподнёс Роберто не самый футбольный подарок. А именно постер с Никитой Кучеровым. Да не простой, а с росписью самого хоккеиста. Увидеть российского форварда «Тампы» и пообщаться с ним мне удалось этим летом, и, зарядившись тогда невероятной энергией, я поделился ею с Роберто на матче Кубка Короля. Испанский болельщик очень обрадовался, а его друзья предположили, что плакат с одной из главных надежд отечественного хоккея теперь будет висеть в его комнате.
За разговорами о зимних видах спорта и прошёл второй тайм. Но на полупустой «Месталье» всё равно чувствовалась атмосфера праздника. Малыши продолжали пищать, бутерброды по-прежнему трещали за ушами, фанаты несколько раз запевали местные популярные гимны, а им в этом помогал оркестр. Да, настоящий оркестр, который обычно играет до матча и во время перерыва, не смог больше сдерживаться и заиграл прямо во время второго тайма. «В Валенсии возможно всё», - сказали мои футбольные друзья. Я им не стал рассказывать о стране, где, действительно, возможно всё, но с большим удовольствием посмотрел несколько минут матча под звуки духовых музыкальных инструментов.
Вся сидящая преимущественно на чужих местах публика не отдыхала, а, как обычно, активно реагировала на происходящее на поле. И пусть после первого тайма «Валенсия» вела 2-0, а общий счёт достигал неприличных 5-1. Зрители своими глазами увидели долгожданный гол Альваро Негредо. Нападающий получил потрясающий пас в одно касание от Андре Гомеша и, выйдя на ворота, с левой ноги пустил мяч мимо вратаря «Баракальдо». Негредо не отличался с 30 августа. За это время уже сменилось два времени года, у «Валенсии» появился новый главный тренер, а сама команда вылетела из Лиги Чемпионов.
Стадион запел: «НЕГРЕ-ДО! НЕГРЕ-ДО». В этот вечер Зверь своим старанием и острой игрой форварда заслужил скандирование своего имени. Он прорывался с флангов в центр, продавливая застенчивых защитников, здорово выбирал позицию и отрабатывал сзади. Негредо забил ещё один гол, но судьи посчитали, что из положения «вне игры». Повтор же показал, что, если, кто и был в офсайде, то только вратарь «Баракальдо», но никак не нападающий хозяев. У него украли заслуженный гол, у дебютанта Франа Виллальбы — голевую передачу. И тут трибуны взорвались. Как только не обзывали арбитра встречи. И это притом, что «Валенсия» уже всей командой была в 1/8 финала Кубка Короля.
17-летний Виллальба впервые вышел на поле «Местальи». Своими эмоциями он продолжал делиться после игры, благодаря болельщиков, которые подбадривали совсем юного футболиста. В Валенсии очень тепло относятся к своим воспитанникам и просто молодым игрокам, выступающим за клубную кантеру. И потому большую поддержку получил и 19-летний малийский защитник Ибрагим Диальо.
В такой уютной и очень домашней обстановке прошла ответная встреча между «Валенсией» и «Баракальдо». Однако же она стала исторической. Наконец состоялась первая победа «летучих мышей» под руководством Гари Невилла. Да, соперник был не самым сложным, а вопрос с проходом в следующий раунд был решён практически досрочно. Но в игре подопечных британца присутствовала долгожданная лёгкость. Невынужденные ошибки и порой поспешные действия продолжали случаться, зато общее впечатление было приятным. Тренерский штаб братьев Невиллов и Мигеля Ангуло выпустил на матч против «Баракальдо» не самый резервный состав, отправив в центр поля к малоизвестному французу из ФК «Месталья» Уилфриду Заибо Андре Гомеша и Дани Парехо, а в нападение к Негредо - Пабло Пьятти и Санти Мину. В центре обороны неплохо проявили себя Адерлан Сантос и Рубен Везу, а по флангам атаки поддерживали крайние защитники Антонио Барраган и Лукас Орбан.
«Валенсия» - «Эйбар». Гари Невилл съездил к баскам
И пускай многие из этих парней несколькими днями ранее мучались с не менее баскским «Эйбаром», победа над «Баракальдо» при родной публике добавила уверенности и новоиспечённому главному тренеру, и болельщикам, и самим игрокам. «Месталья» не видели побед своей команды с 31 октября, когда в валенсийском дерби со счётом 3-0 был обыгран «Леванте». В этом сезоне «Лос Чес» очень непостоянны. Также как и Гари Невилл, который во всех играх, что он руководил командой, представал в разных образах. На матч против «Лиона» англичанин надел рубашку и пиджак, за встречей с «Эйбаром» он следил уже в тёмно-синем спортивном костюме и пуховике. И, наконец, в матче с «Баракальдо» Невилл-старший предпочёл чёрный тренировочный костюм.
Игра с не самым интересным соперником подарила болельщикам «Валенсии» только приятные эмоции. Для меня же, как и для Гари Невилла, она открыла такой турнир, как Кубок Короля.