3 мин.

Надежда для «Спартака». Чем Аленичев похож на Бескова

Обозреватель SOVSPORT.RU Юрий Цыбанев ищет поводы для оптимизма, сравнивая дебют Аленичева с дебютом Бескова

Впечатление от «Спартака» зависло на долгую зиму в неопределенности. Вопрос: может ли команда стать сильнее? – подразумевает ответ в жанре гадания на кофейной гуще.

Хочется подобрать какую-то опору, пусть не вполне прочную, надеждам на лучшее красно-белое будущее. С этим расчетом – два экскурса в историю. Далекую и близкую.

Год 1977-й. «Спартак» вылетел из высшей союзной лиги. В команде разруха. За дело берется Бесков, проверенный в разных клубах постановщик игры.

Результаты красно-белых в первом круге первой лиги-1977: 9 побед, 5 ничьих, 5 поражений. Команда с великим именем едва превзошла средний уровень глубоко провинциальной, по тогдашним меркам, лиги. И ее футбол в первом круге, по моим воспоминаниям (не пропускал, пожалуй, ни одного домашнего матча – хотелось поглазеть на экзотику), не сильно отличался по качеству от игры нынешнего «Спартака», также пережившего с Якином разруху. Тоже был сильно сбивчивым. Можно для верности навести справки у нашего обозревателя Евгения Ловчева, он в том проекте участвовал.

Второй круг-1977: 13 побед, 5 ничьих, одно поражение. И путевка в высшую лигу.

Ну да, вы, конечно, скажете: сравнение не то что хромает, оно – инвалид в коляске. Эко куда автора повело – Аленичева сверять по Бескову…

Окей.

Сезон 2014 – 2015. Первый круг аленичевского «Арсенала» в премьер-лиге: 2 победы, 2 ничьи, 11 поражений. Круг второй: 5 побед, 2 ничьи, 7 поражений (один матч команда провела дублирующим составом).

Динамика-то та же, что и у «Спартака»-1977!

А теперь – некоторые типовые черты «Спартака» образца минувшей осени (хотя слово «образец» плохо стыкуется с этим игровым черновиком…).

1. «Спартак» в его табличном окружении – что белая ворона в компании ее сородичей привычного глазу вида. Все это окружение, от ЦСКА до «Терека», выгодно отличается от красно-белых узнаваемой, в той или иной мере поставленной игрой. А «Спартак» - воплощенная спонтанность, неровность, рыхлость. Но тогда вопрос: как же он в эту компанию затесался? Больше того: если б два домашних матча, с «Анжи» и «Уралом», не были проведены на самых неприличных ободах – «Спартак» бы нынче стоял почти вровень с лидером! Значит, какие-то задатки есть.

2. Тайное стало явным: игроки основного состава (каким команда заканчивала отрезок) по своим навыкам органически противоречат стилевым намерениям, которые новый штаб огласил летом. Ни один из них (за исключением, может быть, Зотова – но его взнос в атакующую конструкцию априори невелик) не предрасположен к игре в контроль мяча и не владеет секретами проникновения в чужую штрафную посредством тонкого мелкого паса. Такой вот когнитивный диссонанс. Были бы в команде Кариока, Коста, Хурадо, даже Чельстрем с его средне-дальними пасами, - была бы, наверное, другая конкретика. А так атака с ходу сделалась единственно возможным оружием, тогда как позиционная идет сильно через «не могу».

3. Когда команде нужно поработать на удержание счета, ее действия приобретают несуразный вид. Играть вперед силами большими, чем один-два игрока, страшно – ибо игра «на оборону» попросту не проработана, она ведется в порядке массового экспромта, в лучшем случае – массового энтузиазма. Или Дмитрию Ананко (надо понимать, это его зона ответственности) нужно больше времени, и зимней переподготовки как раз хватит для этой работы, - или нужен другой тренер по организации обороны.

Похоже, такая же ситуация и с функционалкой. По меньшей мере в каждом втором матче команда словно задыхается во втором тайме.

Ну и вспомним: сколько времени было летом у Аленичева на преодоление разрухи? Недели три. Бесков-то в 1977-м располагал несравнимо большим люфтом…

Юрий Цыбанев