8 мин.

Семь пядей во лбу. О будущем Жозе Моуринью

Даниил Плюта называет семь причин, почему Жозе Моуринью неподражаем и невыносим одновременно. 

К двенадцатому туру АПЛ «Челси» потерпел семь поражений. Символизм цифры «семь» неконкретен. В одном случае он обозначает джек-пот в азартных играх, марку португальского(!) портвейна и знаменитое боевое партнерство бравых парней, а в другом — количество смертных грехов и сезонов, которые «Челси» начинал под руководством Жозе Моуринью. Нижеследующие особенности тренера «синих» приведены по аналогии с вышеуказанными семерками: семь «за» и семь «против».

Против

Репутация

Если открыть персональную новостную ленту Моуринью, то людям непросвещенным может показаться, что речь идет чуть ли не о наркобароне уровня Пабло Эскобара или деспотичном диктаторе, удерживающим целую страну в состоянии массовых волнений и на грани революции. Харизма Моуринью такова, что к ней с магнетической силой притягивается все подряд: плохое, хорошее, черно-белое, бесцветное, а иногда даже и бесперспективное. Личность Моуринью зачастую оказывается значительнее, заметнее и громче клубных ориентиров и футбольных трендов. Пожалуй, спокойно с Жозе не будет никогда.

Имидж клуба

За скандальную реплику, раз в пару недель, можно понять и простить человека, если со своими прямыми обязанностями он справляется здорово. Но если одиозное поведение выходит за рамки профессионального статуса, то даже специалист масштаба Моуринью всяким резонансным интервью наносит неоправданный вред себе и клубу. Непрерывное нагнетание страстей, выяснение отношений на уровне судебных разбирательств, сомнительная мотивация поступков (положившая начало этим разбирательствам) и непременное тыканье пальцем во всех, кроме себя самого. Заносчивость Жозе, как правило, дорого обходится и его окружению, и ему самому. Под руководством Моуринью можно как выиграть престижный футбольный трофей, так и вляпаться в историю с дворцовыми переворотами, закулисными интригами и…шестнадцатым местом в турнирной таблице после двенадцати встреч.     

Прагматизм     

Скрупулезный прагматизм Моуринью – это уже что-то сильно сложившееся и откровенно нарицательное. Как «удар Паненки», «вертушка Зидана» или «спартаковские кружева». Даже после домашней встречи с киевским «Динамо» Жозе продолжал занудливо повторять, что «этот матч было необязательно выигрывать», а победа – просто приятный бонус и прекрасный, придающий уверенности стимул для будущих успехов. В то время, как девяносто девять тренеров из ста не стали бы сдерживать эмоций после затянувшейся серии неудач, Жозе продолжает делать вид, что все под контролем и не перестает въедливо ковыряться в игровых частностях. Зачастую это выглядит неубедительно, утомительно и скучно.

Зрелищность

Мировым футболом, помимо спортивных гиков, глоров, персофанов, фанатов, зрителей и самих футболистов, увлекаются милые дамы, подростки и дети. Если девушек зачастую антураж стадиона и маскулинность на поле отвлекают от желания разбираться в устройстве игры, то юных болельщиков из условных сдюшоров, дворов и подворотен интересует сам футбол: от банальной работы с мячом и геометрии движений до полноценной атакующей зрелищности с рабонами, бисиклетами, голеностопным эластико и карнавалом голов. Разумеется, никто не требует от команд Моуринью каталонского футбола и баснословного доминирования над каждым соперником. Но никто и не ограничивает его команды  в том, в чем привык их ограничивать сам Моуринью.

Есть ощущение, что атакующий потенциал нынешнего «Челси» гораздо выше, а футболисты уровня Оскара, Азара, Куадрадо, Де Брюйне и Салаха могли бы ужиться в одном коллективе при чуть более раскованном футболе. Отчасти можно связать нынешний спад Азара с изнурительной тактической акцентуацией команды Моуринью. Пускай это и не освобождает Азара от необходимости демонстрировать футбол топ-уровня при любых требованиях.

Тактика

Об изнурительной тактике команд Моуринью можно написать дипломную работу. В основе требований Жозе лежит максимальная физическая готовность, которая почти никогда не предусматривает полноценного доминирования на протяжении всего матча. Нынешний «Челси» часто играет без мяча, уйму времени проводит на своей половине поля, редко ведет в счете с серьёзным преимуществом и почти всегда вынужден усердно и подолгу обороняться всем составом. Устать от такого стиля футбольной жизни мог бы не только Азар. А привычка играть с низкой линией обороны привела уже к тому, что «синие» в минуты заурядных и просчитываемых комбинаций инстинктивно жмутся к собственным воротам. Любые серьёзные перемены и перестроения в сформированном Моуринью коллективе даются самому Моуринью с трудом.  

Характер

Болезненное наличие характера Жозе приносит проблемы и противникам португальца, и ему самому. Почему нельзя было извиниться перед Карнейро или хотя бы устроить разборку за пределами стадиона? Стоит ли постоянно оказывать давление на арбитров, трактуя любое спорное решение в пользу соперников как личностную неприязнь? Почему так много способных футболистов покидает или хочет покинуть «Челси»? Многое указывает на то, что Моуринью не стесняется в выборе назидательных методов и позволяет взрывному темпераменту влиять на настроения игроков.

Работа с молодежью

На сегодня «синие» испытывают колоссальные оборонительные трудности. Претензий к Сезару Аспиликуэте почти нет. Но к остальным защитникам их предостаточно. Зачем Моуринью отдал перспективного Бертранда в «Саутгемптон», продал Филипе Луиса обратно в «Атлетико» и купил Рахмана Бабу, который смотрится не убедительнее арендованного «Уотфордом» Аке, сходу не разберешься. Несколько лет назад Жозе заявлял, что рассчитывает на Чалобу, хвалил Бэмфорда и упоминал о важности клубной академии. При этом в основе «Челси» изредка появляется Рубен Лофтус-Чик, да и то, похоже, из соображений клубного дресс-кода при Моуринью: работоспособность, помноженная на физическую мощь.

За

Статус топ-тренера

Банально и просто. Жозе Моуринью сложившийся топ-тренер, чемпион по натуре и алчный до побед человек. Его раздражает практически любое противодействие. Его опыт побед в топ-лигах с топ-клубами уникален и красноречив. Несмотря на очевидные ментальные трудности, которыми Моуринью периодически обременяет себя и окружающих, он всегда остается классным тренером, способным достучаться до игроков почти в любой ситуации.

Медийная значительность

Жозе талантливый ньюсмейкер. Кого бы он ни тренировал — «Челси», «Реал» или женскую сборную Восточного Тимора — интерес к его персоне всегда исключителен и неизбывен. Рисовки в поведении Моуринью не больше, чем у остальных тренеров. А всякая пресс-конференция способна превратиться в мастер-класс по психологии, философии и ораторскому искусству. С Моуринью почти всегда интересно, даже если и поводов для этого меньше, чем извилин в голове у Марио Балотелли. Кстати, именно про Балотелли Жозе рассказал комичную историю, которая частично проливает свет на хамоватый тезис об извилинах.

Моуринью не стесняется акцентировать внимание прессы на себе и предпочитает ограждать игроков от медийного прессинга. Стремление положительное и заслуживающее внимания.

Гарантия результата

Моуринью непременно добьется результата за пару лет при соответствующей поддержке клуба. Тут уже бойкая аналитика Александра Мостового не прокатит. Моуринью выигрывал ЛЧ с «Порту» и миланским «Интером», не являясь фаворитом в большинстве матчей. Моуринью превратил «Челси» 2004-ого года в бронированный болид. И сумел остановить с «Реалом», пожалуй, сильнейшую «Барселону» в истории футбола. Относиться к Моуринью можно по-разному, но успеха он добивался со всеми топ-клубами, в которых работал. Трансферный бюджет команд тоже был разным. Все вместе — выглядит вполне убедительно, показательно и почетно.

Профессиональная честность

Качество редкое и недооцененное в современном футболе. Речь, конечно, не о том, что тренер кому-то может наобещать определенное число игр в основе или за денежное вознаграждение обеспечит попадание в состав. Речь о том, что Моуринью прямо и честно говорит игрокам то, что он о них думает, и позволяет вести переговоры с другими клубами в случае разногласий. Икер Касильяс мог бы рассказать гораздо больше (кстати, именно из-за этого Моуринью с ним и разругался). Спешал Уан едва ли станет обещать условному Денису Черышеву одно, чтобы в итоге получилось совсем другое. Лучше честно разойтись, чем раздражать друг друга неготовностью к пониманию. И за это Моуринью заслуживает отдельного уважения.

Влиятельность

Умение договориться с футболистами, их агентами и руководителями клубов — визитная карточка Жозе. Моуринью запросто может за несколько минут телефонной болтовни склонить игрока к переходу в «Челси», использовать партнерские отношения с Жорже Мендешем для подписания статусного игрока или убедить Романа Абрамовича, что лучшего тренера в истории «Челси» ещё не придумали.

Нарицательный образ

Современным зрителям нужны герои, с которыми интересно, которых хочется слушать и наблюдать, за которыми можно пойти (хотя бы мысленно), чтобы тоже чего-то добиться. Моуринью яркий, хорошо прокачанный событиями персонаж, знающий цену себе и всему устройству футбола. В кадре он почти всегда кинематографичен и выразителен. В интервью, как правило, предельно внимателен и сосредоточен. В минуты, когда он не занудствует на тему судейства, он обязательно говорит что-нибудь дельное и по существу. Мировой футбол без такого человека был бы другим и, скорей всего, в невыгодную для себя сторону. Жозе обязательно должен работать на топ-уровне, зажигать на пресс-конференциях и дождаться, когда Квентин Тарантино или Гай Ричи догадаются снять о нём увлекательный байопик.  

Особенность

Пожалуй, это самое главное «за» из перечисленных. Тренера сильнее Моуринью в мире действительно нет. Есть более оригинальные или менее эпатажные специалисты. Есть терпеливые лоялисты типа Анчелотти и Пелегрини, и экспансивные постмодернисты наподобие Клоппа и Эмери. Есть даже главный антагонист Моуринью – Арсен Венгер. Но второго Спешал Уана точно нету. Жозе неподражаем, крут и Особенен. Стоит ли это того, чтобы дать ему доработать до конца сезона при любых результатах? Почему бы и нет. Даже если «Челси» и проиграет ещё семь раз, совсем не факт, что эта «семёрка» окажется не к добру.