Сними меня на камеру. В чём главное отличие западных и российских фильмов о спорте?
Негоже в блоге, в котором эта запись лишь третья, говорить от первого лица, но я себе такую вольность всё же позволю.
Недавно мне посчастливилось посмотреть фильм «Накал страстей» (FeverPitch) 1997 года. Для тех, кто не знает, вкратце расскажу, в чём соль. Главный герой, которого, как и бывшего спортивного директора «Ростова», зовут Пол Эшуорт и которого играет совсем молоденький Колин Фёрт, неистово болеет за лондонский «Арсенал». Работая учителем английского языка и литературы, он половину урока общается с учениками о футболе, каждые выходные ходит на «Хайбери», а главная его мечта – чемпионство «Арсенала», которого он ждёт уже 18 лет. На дворе, если что, 1989 год. Главный треугольник ленты – метания Пола между «Арсеналом» и его любимой женщиной, к футболу в начале картины равнодушной. Герой выбирает «Арсенал», тот выигрывает чемпионат, вырвав зубами победу у «Ливерпуля», а с женщиной в итоге мирится. Хэппи энд.
Фильм, снятый, кстати, по одноимённой книге, конечно, не о футболе, а о любви и человеческом одиночестве. Но дело не в этом. Меня поразило, как создатели ленты сумели сделать футбол, «Арсенал» и «Хайбери» (к слову, происходящее именно на поле показано только один раз) полноценными героями этого фильма, а не просто декорацией. И это при том, что футбол здесь, как я говорил, на втором плане. А что же с фильмами, у которых во главе угла именно сам спорт?
Сразу скажу, что для сужения темы здесь в основном пойдёт речь о фильмах про футбол. За редким исключением.
Любой фильм о спорте – это всегда про преодоление, про личную драму и, как правило, про одиночество. Но абсолютно любой режиссёр понимает, что спорт – это зрелище, которое УЖЕ содержит в себе достаточно нерва и драмы, которых хватит, чтобы увлечь зрителя. И главная задача режиссёра – сделать так, чтобы драма человеческая, вне поля или площадки, не смотрелась неуместным приростком к крутым кадрам. То же самое можно сказать и про обратную ситуацию – снять крутой тачдаун только ради крутого тачдауна, когда зритель уже выплакал свою цистерну слёз, бессмысленно.
Блестящий пример фильма, в котором эта пропорция соблюдена – затёртый до дыр шедевр «Каждое воскресенье» Оливера Стоуна. Именно в этой картине герой Аль Пачино (тренер команды по американскому футболу) толкает в раздевалке вдохновенную речь, которую в Интернете часто пытаются выдать за слова Анчелотти перед финалом ЛЧ, слова Моуринью перед матчем «Реал» - «Барселона» и т.д.
Режиссёр этого фильма не тычет зрителю в глаза роскошно снятыми футбольными сценами, но и не размазывает по экрану бытовые истории игроков, давая им столько экранного времени, сколько нужно. На выходе – роскошный фильм, интересный как болельщикам, так и неболельщикам. То же самое можно сказать и о Moneyball, и о «Проклятых «Юнайтед».
Далее мы будем поносить российский кинематограф. Но перед этим, чтобы отвергнуть обвинения в радикальном западничестве, приведем пример неудачного спортивного фильма из Голливуда – речь о «Голе» и «Голе-2». Да, там есть Сантьяго Нуньес со своим отцом, почти святой бабушкой и девушкой. Но его линию режиссёр снимал на отвали исключительно для того, чтобы в финале первого фильма Нуньес в составе «Ньюкасла» забил «Ливерпулю», а во втором в паре со своим непутёвым дружком, играя за «Реал», обыграл в финале Лиги чемпионов «Арсенал», в составе которого блещет Тьерри Анри и какой-то странный гопник с повадками Павла Мамаева и Александра Алиева.
Что же такого плохого в российских и советских спортивных фильмах? Ответ можно дать сразу, а потом уже приводить примеры. Пренебрежение или к человеку, или к спорту.
Совсем древние ленты вроде «Вратаря» (1936) мы брать не будем. Вспомните, например, фильм «Одиннадцать надежд» 1975 года. Окей, советская сборная готовится к матчу ЧМ, в котором решается судьба путёвки в плей-офф. Окей, есть камео Николая Озерова. Но на кой, скажите, чёрт, было звать на главную роль (тренера сборной) великого Анатолия Папанова, если его персонаж менее выразителен, чем манекен в магазине?
Зачем в детективе «Обратный отсчёт» (2006 год, вы должны его помнить по пафосной песне «Русские забили») было вообще придумывать какой-то сюжет, если главная цель фильма – показать, как круто мы проведём ЧМ-2018?
Другой пример перегиба палки – сериал «Команда» 2004 года. Да, глупо было бы ждать от сериала каких-то шедевров, но всё же. Завязка супер – команда-аутсайдер второго дивизиона «Торпедо» (Болотное), состоящее из лузеров и алкоголиков, рвётся в финал Кубка России. Не отказываясь от личных драм в жизнях этих самых алкашей, можно было снять очень крутое кинос очень крутыми футбольными кадрами. Но нет. Нам показывают ноги «футболистов» под песню «Отпетых мошенников».
Помимо неумения сочетать жизнь и спорт, наши фильмы о последнем имеют жуткое свойство – идеологическая и патриотическая накачка. Образец – набившая оскомину «Легенда №17». В принципе, сам по себе пафосно-патриотический посыл фильма – не такой уж страшный зверь. Страшно, когда режиссёр не умеет обыграть его изящно.
В России можно снимать классное кино про спорт. Просто всего в нём должно быть в меру: и любви, и ненависти, и жизни, и смерти, и зрелища, и патриотизма.
А какие ваши любимые фильмы, связанные со спортом? Жду ответов в комментариях:)
2) Их собственная лига.
3) Дублёры.
Майк Бассетт - тренер Англии