«До чего тоскую я - не сказать словами...». О перспективах Стефана Эль-Шаарави в Монако
Хочется верить, что мастерство не пропьешь, что талантливые и уже состоявшиеся футболисты, которые переезжают в чемпионаты более низкого уровня - не идут на понижение. Хочется верить, что там они не расплещут свой талант, не лишатся былого задора. Хочется верить, что они уходят туда не на совсем. Хочется верить, что в Монте-Карло - не только теплое солнце, сладкие вина и щедрая рулетка, но и здоровая футбольная среда, перспектива спортивного роста. Хочется верить, что игроки уровня Фалькао и Эль-Шаарави знали, что делали, когда ехали во французское княжество. И переезжали не ради денег. Хочется верить в сказку.Но сказки не выходят за границы карикатур. Мировой футбол суров как океан, он полон талантов, выплевывает на берег то одного, то другого. Но и проглатывает - в разы больше.
Выясняется, что слишком комфортные условия, отсутствие конкуренции и должного сопротивления подчас вынуждают даже самого одаренного футболиста снизить к себе требования, подталкивают его к желанию довольствоваться малым, остужают любой, даже самый раскаленный пыл.
Воспитанник Дженоа и один из молодых идолов серии А Стефан Эль-Шаарави так и не дождался возрождения «Милана». Это был долгий, четырехлетний роман. Котенок, который только-только нащупал твердую гладь и раскрыл миру свои большие глаза, неожиданно сменил прописку. Не успел до конца заматереть в родном Милане, превратиться в альфа-кота-рыболова, как стал альфа-котиком Рыболовлева в Монако. Этаким сувениром, который не приносит пользу, зато такой красивый и забавный, как персонаж из японских мультфильмов.
В текущем сезоне уж полночь близится, а «фараон» молчит. Он все набирает форму, набирает и набирает, набирает и набирает. Брачная ночь перетекает в бракованные будни. Стефан не просто не прибавляет, он пока совершенно далек от себя прежнего.
Значит ли все это, что звездой вселенского масштаба Шаарави уже не быть? Нет, не значит. Но монегаскский синдром так и норовит стать диагнозом - предвосхитить позор и разочарование, когда всему свету становится ясно, что ты на самом деле крепко сдал. Хоть в красное тебя наряди, хоть в синее. Посмотрите на то, что с некогда лучшим нападающим Колумбии сделала Франция. Под Францией, конечно, подразумевается не канопе из лягушек и песни Миррей Матье, не сама Франция, и даже не Лига 1, а время простоя, прозябание среди скучных вызовов и тоскливых тренерских установок. Травмы и аморфность – лишь следствие недостаточной заряженности и пропавшего энтузиазма. В «Монако» у Фалькао не случилось эмоционального подъема, нет этого подъема пока и у итало-египетского вундеркинда.
Причин для отъезда из Италии было много. «Милан» Атлантидой погрузился на дно, в штабе не осталось больших наставников, простыл след былой президентской хватки, собственная тяжелая травма обнулила сознание и силы. Переход выглядел вполне логичным продолжением банкета. Шаарави мог стать одним из тех огнеборцев, кто потушит пламя неудач, одной из тех звездочек россонери, которые возродят команду и принесут ей былую славу. Но Стефано хотел выступать в Лиге Чемпионов и сделал выбор в пользу сравнительно спокойной Лиги 1. В результате судьба сыграла с ним злую шутку.
Перейти туда, где группа атаки юна и не авторитетна, где тех, кто мог бы составить конкуренцию, уже продали, а именитые ветераны скорее обрели роль мировых отшельников, нежели местечковых вожаков – наилегкий и одновременно тупиковый путь. Жизнь нередко наказывает за тягу к беззаботности. У Эль-Шаарави, в отличие от парадоксального «Милана», в новой команде нет партнеров, сопоставимых с ним по классу, нет напарников с приставкой «топ». Там были, а здесь были, да всплыли. Пожалуй, только португальский Хави – Моутинью - еще пылит со стариной Туляляном в центре поля, да дедушка Карвалью бренчит окулярами и химичит что-то там у себя в защите. Димитар Бербатов - Т1000 от футбола, устаревшая модель болгарского терминатора перебрался в Грецию. Но он, даже забив восемь голов в прошлом сезоне, лидером команды по игре фактически не был. На европейском небосводе могла засиять еще одна шикарная атакующая связка, но словно родители из садика - Антони Марсьяля забрали богатые дяденьки из МЮ.
Шуткой ли будет сказать, что тринадцати(!) человек из прошлогоднего состава больше в «Монако» нет. Смотришь на заявку, и вообще не понятно, как здесь оказался наш герой. Он выглядит инородным телом среди этих абитуриентов! С такой необстрелянной и зеленой свитой будь ты хоть трижды фараоном - можешь быть заживо закопан в гробнице. Не выглядит ободряюще и фигура тренера. Тот ли это коуч, который даст принцу нужную обратную связь и кучу полезных советов? Мы-то верим, что Стефан способен потащить любую команду наверх. Верит ли в это сам Шаарави? О таких ли коллегах мечтал Стефан, когда подписывал контракт?
По крайней мере, на рубеже сезонов виделось, что в «Монако» неплохие условия для того, чтобы стать Примой и распахнуть двери своего таланта настежь. Что ж, подождем, может, и станет, и распахнет. Мы-то подождем, готов ли ждать сам Шаарави? Все зависит от его амбиций и цели. Иначе переход из «Милана» в «Монако» станет пресловутой заменой шила на мыло.
Вы скажете, что на негативный пример Эль-тигре есть свой, колумбийский ответ – пример Хамеса Родригеса и его продолжающегося полета в «Реале». Соглашусь, но с оговоркой, не все так плохо – «Монако», безусловно, не испортило Хамеса, но это все равно был чудовищный застой. За 2014 год колумбиец провел за монегасков всего один(!) матч, 75 (!) минут. Будем честными - в «Порту» Родригес играл значительно чаще и куда более внушительную роль.
Не стоит зацикливаться на актуальных общих результатах монегасков, тем более, что они - без вкуса и запаха. В стартовавшем сезоне команда Леонарду Жардима расположилась пока на десятой строчке, и уже пропустила два сокрушительных удара, которые не добавят Шаарави оптимизма – вылет из Лиги Чемпионов от меча «Валенсии» по сумме двух встреч и безропотное домашнее поражение (0:3) от Парижа. Сам Стефан участвовал в этих играх лишь постольку-поскольку, но именно они стали лакмусовой бумажкой нынешнего состояния «Монако». И это состояние ничем не отличается от сегодняшнего «Милана».
В прошлом году красно-белым удалось далеко заплыть, как в национальном первенстве, где отряд Жардима стал третьим, так и в Лиге Чемпионов. А если бы не спорный пенальти в противостоянии с Ювентусом – могли бы забраться еще дальше. Потому никто не посмел бы сказать, что клуб русского бизнесмена – это бермуды для классных мастеров, которые приезжают сюда на пике карьеры и разлагаются в футбольном смысле. Сейчас все иначе. Нынешний «Монако» - команда-саженец, которой предстоит потратить немало времени и сил, чтобы заново стать конкурентно-способной. Здесь легче заявить о себе человеку, которого все позабыли, которого списали со счетов, нежели лучезарному селебрити, на которого все смотрят, и от которого все ждут взрыва.
Вот и выходит, что первый парень на Сан-Сиро ехал на солидную вечеринку, а попал на пионерскую зорьку, которая рискует превратиться в обычные посиделки. Засиживаться на них – дело не благодарное. Да и зима близко.
P.s. ¡Muchas gracias a podpiscos, a plusicos, a repostos.
Монако уже лет двадцать (а может и больше, но я не имел возможности наблюдать) это своеобразная «ферма футболистов». Как только кто-то заиграет там, его скоро же продают, и они блистают дальше в Испании, Англии, Италии. Это обидно весьма для меня, для фаната. Но такова жизнь середняка в футболе. Я думал, с приходом русского мешка с деньгами будет теперь эдакий проект a la Paris-SG. Но не тут-то было.
В случае с Эль Шаарави все как-то вроде логично. Он в аренде, с правом выкупа ( если все стороны найдут в этом интерес). Он нужен как большой мастер, на один сезон, поскольку Жардим, растеряв кучу игроков, судя по всему, рассчитывает на раскрутку Траоре и Карильо. Но первый все никак не найдет себя после травм, а второй забивает пока только в свои ворота.
Плюсанула, естессно.
п.с. Из Монако ушли Хамес и Марсьяль. И сейчас это топ топовый, лучше некуда.