Молчание ребят
Смотрю я на таблицу чемпионата и задаюсь вопросом: откуда столько страстей? Ну, допустим, считают нужным в нашем чемпионате шесть клубов (может, и больше, мне считать лень) объявить целью сразу золото. Ну, предположим, эти слова болельщики и считают за отправную точку. А что, боление у нас ведь тоже путают с росписью по простыням и хоровым пением. Сходил человек, попел надсадно, как солдат на плацу – в общем, как в кружок – и домой. Нет, правда, я когда оказываюсь поблизости от поющих и прыгающих секторов, то постоянно отвечаю на вопросы типа – кто именно бил, кто пасовал. Люди заняты, и отказывать им в информации некрасиво. В общем, ничего удивительного, что по прошествии восьми туров публика отталкивается не от игровых впечатлений, а от предсезонных слов. А другая ее часть пробует примирять в себе сугубо игровое опять-таки с предсезонными спичами. Об игре как таковой – никто не говорит. Почти. Тут я сделаю отступление.
А откуда нашим болельщикам иметь иные склонности? Футбол игра, конечно, простая – открылся и отдал, но то ведь слова Стрельцова и основывающиеся на его, стрельцовском опыте. Об игре в футбол по-человечески, чтобы что-то стало понятно, у нас способны поговорить единицы. Ну, чтобы были желание понять и радение объяснить.
Как любые уникумы, эти сведущие доступные люди смертельно надоели всему футбольному миру. В том числе болельщикам. Но и футбольные люди смотрят на разговорчивых, исторически близких себе собратьев как на дурачков. Я не далее как вчера, после игр тура, сидел в отличной, поголовно футбольной компании, которую душевно люблю. Нет, правда, коллектив подобрался покладистый, душевный, можно сказать, с огоньком. Вместе мы смотрели предспартаковский эфир на второй «России», где так или иначе фигурировали известные телефутбольные люди. Их появление встречалось в лучшем случае мрачно. Не слова, не мнения – само появление. Считается – и не кем-то конкретно, а вот так, безлично – что на телевидении или в газетах регулярно могут говорить или писать только больше ни к чему не способные люди.
Доходит ведь до смешного. Вот совсем недавно уехал я в Севилью. Там ЦСКА играл. И перед отъездом мы планировали с коллегами послематчевый эфир на НТВ. Нам его впервые выдали, к слову, для внепланового, не оговоренного от сих до сих жесткими рамками какого-либо контракта разговора. Мы обсудили, какого рода футбольных людей хорошо было бы позвать.
Ведущий эфира Денис Казанский позвонил мне в день перед игрой и сообщил, что пять кандидатов, которых мы наметили, чтобы пригласить двоих, слетели. Причем один только уезжал, а у других на это время были назначены встречи (полпервого ночи, среда). Мы обсудили еще людей. Казанский перезвонил по-московскому уже заполночь и сообщил, что еще семеро наметили встречаться в эти поздние часы. Мы тихо порадовались, что как минимум демографическая угроза футболу не страшна.
Так продолжалось до обеда среды. К этому моменту мы связались с сорока двумя футбольными специалистами. Прийти в этот час не мог никто. Тенденция поздних встреч продолжилась неукоснительно. И это повторилось еще дважды – после обоих матчей с Интером. Мне вообще с тех пор трудно бороться с ощущением, что все наши потенциальные гости встречались на самом деле друг с другом. И, наверное, для высокопрофессионального обсуждения в своем кругу тех же самых итогов игры. Как-то мы выкрутились. Смотрелись передачи, во всяком случае, отлично.
Вы не подумайте, что я в этом длинном отступлении хочу кого-то в чем-то упрекнуть. Я просто констатирую, что разговаривать о футболе с простой публикой у нас не сделалось принято. На пути к этому простому и увлекательному делу выстроились десятки табу.
Так стоит ли удивляться, что зритель у нас ходит на стадион петь песни? А к восьмому туру даже и не приступает к заинтересованному разбору собственно игровых впечатлений? В массе-то своей?
А я вот в ту субботу сказал себе, что пора уже мне побольше времени уделить чемпионату России. Поработал я в субботу Спартак с Нальчиком. Нули. Потом поехал смотреть Зенит с Тереком: нули. Переехал быстро к товарищу и за стаканчиком доброго бонбона мы посмотрели еще и Рубин с Анжи. Нули, которых уже хватило, и последний матч я смотреть уже не стал.
В пятницу я внимательно посмотрел четвертую подряд нулевую ничью – играли Анжи и Крылья. В субботу, погуляв по городу, бесстрашно вернулся прямо к началу игры Терека с Локомотивом – вы знаете счет, конечно. На первый тайм игры Нальчика с «Динамо у меня еще хватило сил (0:0), а дальше нет. С утра я присовокупил к впечатлениям поединок Сибири с Ростовом и тоже после перерыва отправился на стадион в Химки, работать.
Так я посмотрел 12 таймов подряд без голов. 9 часов жизни.
И вот вспоминаю я те своеобразные впечатления, потом смотрю на турнирную таблицу и думаю: откуда у болельщиков одних команд берется уверенность, что чемпионство от них в этом году уже никуда не денется, а у других – что все пропало и вот-вот запылает синим пламенем? Потому что Локомотив, сотрясаемый неверием болельщиков и ехидством прессы, вообще-то отстает от лидера на семь только очков. И при этом на протяжении двух туров мы практически не видим матчей, в которых одна команда заметно превосходила бы другую.
Эх! Об игре опять не удалось толком поговорить, а место уже кончилось. Да и почему я, собственно? Мне давно послушать хочется тех, кто играет. Вот сами. Вот сейчас. Совсем еще недавно тренеры регулярно в газетах статьи писали – сами объясняли, какие идеи пробуют, что не получается… Я бы почитал.
Это моя ежевторничная колонка в газете «Советский Спорт». Чтите по вторникам и пятницам!
Читаешь - так читай. А слова знакомые вылавливать марш в песочницу. Куда вы и отправлены за глупость.
Кстати не сказал бы, что Локомотив сотрясается неверием болельщиков. По крайней мере, среди моих знакомых мне болельщиков, половина из которых имеет абонемент на матчи в Черкизово, четко сформировались 2 примерно равных лагеря оптимистов и пессимистов. Да и привычное «Сычев, забей!» мы каждый матч горланим от души, хотя наверно некоторые уже по инерции это делают :) Но это так, субъективное мнение парня с юга «Локомотива» )
Помню после 8 тура (!!!) Ярцев (в каком году уж не вспомню) на вопрос как мол оцениваете игру своей команды за этот отрезок, сказал, откинувшись в кресле и руку заведя толи в карман, толи подперев бок: «ну-у-у ра-а-ано пока еще какие-то выводы делать...»
На матче цска - зенит, когда кержаков забил гол, было празднование от души! пляски, крики и т.п. что в стиле нишах болел. И что происходит? Зажигаются питарды и когда она вдруг нагревается (из-за тупого изобретателя) её приходится кидать. И вот летит родимая, падает за воротами малафеева, а это вратарь того клуба за который они пришли болеть. Разве это болельщик? Он пришёл не для того чтобы футбол посмотреть, он пришёл пиротехникой позаниматься кустарным способом. И ему честно пофигу кто там бегает и кто смотрит! Главное пальцы веером и «смотрите что я могу»! В итоге быдло на футболе - картина маслом! О чём тут дальше говорить?
Организация, как в другом мире поставлена на поток! болельщики в тот сектор, нормальные люди в тот! и все счастливы!
И вспомните Англию, что там разрешается проносить на стадион? НИЧЕГО - кроме шарфов!
Но у нас то смысл запрещать? В дырку каждый пролезет и пронесёт что надо!