3 мин.

Спартак и ЦСКА: две судьбы

Михаил Борзыкин на Sovsport.ru сравнивает два матча – «Спартака» и ЦСКА, которые развивались по схожему сценарию, но завершились по-разному.

Две похожие истории – краснодарская и саранская. Почти идентичные сюжеты – гости летят в пропасть в первом тайме, ничего не получается, требуются экстраординарные решения. Но совершенно не похожие кульминации – в первом случае катастрофа для гостей, во втором – голевая феерия и что-то невообразимое, сказочное, для российских полей уникальное. «Спартак» капитулировал 0:3, так ничего и не явив миру, кроме бесчисленных вопросов и всеобщего разочарования своей игрой. А ЦСКА совершил большой футбольный подвиг. Тот самый случай, когда помнить будут не итоговый счет, а саму игру, ее сюжет. Это – навсегда.

Между тем ЦСКА по ходу встречи попал в еще более сложную ситуацию, чем «Спартак». Красно-белые хотя бы в полном составе играли. А тут 0:3 к пятнадцатой минуте и минус Фернандес, получивший прямую красную карточку за фол последней надежды. Последний раз ЦСКА терпел такое бедствие в премьер-лиге, проигрывая с разницей в три мяча, ровно два года назад – в матче как раз со «Спартаком». Как видите, параллель с красно-белыми очень даже уместна. Но тогда промежуточные 0:3 остались гореть на табло до финального свистка. А сейчас каким-то магическим способом трансформировались в итоговый счет 6:4. Пишу это, а самому до сих пор не верится.

Что же сделал Леонид Слуцкий? За счет чего тренерскому штабу удалось переломить ход такого матча? В 19 из 20 случаев команды, уступающие с такой разницей, в итоге проигрывают. Армейцы стали исключением. Так что же есть такое у ЦСКА, чего нет у «Спартака»?

Во-первых, есть класс. Команда не раскисает (вернее – раскисает очень редко) даже в самых экстренных ситуациях. Причем класс – это ведь не абстрактная величина, вроде духа. Под классом подразумевается вполне конкретная выстроенная система игры, взаимодействия футболистов, четкое понимание, что нужно делать.

Во-вторых, есть характер. Если «Спартак» в последних одиннадцати матчах, в которых пропускал первым, не выиграл ни разу, то ЦСКА только в этом сезоне (с учетом квалификации Лиги чемпионов) одержал четыре волевые победы. Четыре! Причем одна из них – сегодняшняя – супер-мега-гипер-волевая.

В-третьих, есть перестроение. Воля, характер, класс – это все, конечно, здорово. Но главное – тактическое умение перестроить игру. Вот мы рассуждаем о том, что у «Спартака» кадровый кризис – выпускать некого. А у ЦСКА что, разве лучше? Или Панченко, вышедший на 46-й минуте и положивший начало футбольному чуду, является великим игроком? Сказалось чутье – кого, куда, когда. Все срослось.

У «Спартака» игра – следствие, а причина – настроение. Если будет это настроение, если будет пойман кураж, то и игра засверкает удивительно-яркими красками. У ЦСКА – все наоборот. Он сам себе поднимает настроение своей игрой, задействует новые мощности, если это требуется, по ходу матчей. Потому что давным-давно сложившийся организм, конечный тренерский продукт. Чего о строящемся и каждый сезон перестраивающемся  «Спартаке» никак не скажешь. Мы стали свидетелями самого эпического российского матча за последние годы. Даст Бог, в скором времени и «Спартак» обучится подобным футбольным фокусам.