Покупайте отечественных
Лимит на легионеров — из категории проблем, по поводу которых спорят с таким же жаром, с каким спорили друг с другом у Свифта те, кто предпочитал разбивать яйца с острого конца, и те — кто с тупого. Ну или с каким спорят друг с другом апологеты разных подходов к управлению экономикой — свободного рынка и госрегулирования. Аргументы, кстати, примерно такие же. Противники лимита воспевают волшебную силу конкуренции, противоположная сторона кричит о том, что в реальной жизни эта сила далеко не всегда работает и собственные интересы надо защищать, в том числе с помощью искусственных барьеров. В России под этими интересами подразумеваются прежде всего интересы национальной команды.
И те и другие с удовольствием ссылаются на зарубежный — европейский — опыт, обнаруживая в нем доказательства своей правоты. Где-то, как в Германии и Испании, на фоне фактического отсутствия лимита цветут и клубы, и сборные. Где-то, как в Англии и Италии, уже раздаются голоса футбольных руководителей, испуганных падением уровня местных игроков и мечтающих вернуть ограничения.
В поисках этих доказательств почему-то часто забывают о том, что в этой реальности — с минимальными ограничениями на легионеров — Европа живет не вечно, а два десятка лет. До 1995 года — до того как бельгиец Жан-Марк Босман выиграл судебный процесс у Союза европейских футбольных ассоциаций (UEFA), подаривший игрокам из Евросоюза право не подпадать под квоты на иностранцев внутри него,— реальность была иной. В континентальных чемпионатах работал лимит настолько жесткий, что сейчас на что-то подобное не замахивается даже Виталий Мутко,— три человека на команду.
Странно, но, сравнивая эти две реальности, отличий находишь не так уж и много. Расклад в клубном футболе, конечно, изменился. Если в 1987 году выигрыш "Порту" Кубка европейских чемпионов казался чем-то абсолютно нормальным, то в 2004-м он представлялся уже ударом молнии с ясного неба в песчаный бархан посреди Сахары. А вообразить добирающимися до главного приза когда-то ведь бравших его — и бравших не благодаря обстоятельствам, а по игре — "Стяуа" и "Црвену Звезду" сегодня просто невозможно.
Но рядом с этими, как ни крути, именно яркими исключениями всегда были константы, маяки. Клубы, которые принято называть великими. И их перечень на две трети совпадает с нынешним. Разве полвека, четверть века назад не велики, не достойны восхищения были "Барселона", "Реал", "Бавария" — притом что по сравнению с нынешними временами представлялись связанными по рукам и ногам в вопросах комплектования? И разве, скажем, не шикарно играл в начале 1990-х захиревший нынче, невзирая на обилие кадровых возможностей, "Милан" с маленьким голландским отрядом из Марко ван Бастена, Руда Гуллита и Франка Райкарда, усиливавшим итальянским костяк?
Со сборными еще забавнее. Вот какие выводы должны делать оппоненты в дискуссии о легионерах, глядя на итоги крупных турниров? За эти 20 лет состоялось пять чемпионатов мира — и две команды, представляющие как раз Евросоюз, пополнили список их победителей. Но и Франция, и Испания еще до легионерской вольницы, можно сказать, стояли в очередь за титулом, завоевывая золото на континентальных первенствах, подбираясь вплотную к верхушке рейтинга. И надо ли привязывать прошлогодний бразильский триумф Германии к свободе конкуренции, учитывая, что в добосмановскую эпоху у нее их было три? А что делать с Англией — с ее продвинутым лимитом, который принято приводить в качестве примера гибкости и мудрости? Англия-то как раз явно сдала.
И что делать с Россией, которая за свою историю неоднократно — вынужденно или по доброй воле — приноравливалась к разным лимитным форматам: долго просто не имела средств, чтобы как следует закупиться иностранцами, потом, разбогатев, увлеклась ими настолько, что "Динамо" как-то выпустило на поле 11 легионеров, потом полюбила лимиты... Разные периоды — и в общем-то одинаковые результаты: время от времени, но нечасто появляются стреляющие в еврокубках клубы — то "русский" "Спартак", то разбавленные, либо жидко, либо густо, легионерами "Локомотив", ЦСКА, "Зенит"; время от времени, но нечасто чего-то пристойного добивается сборная, по большому счету с момента распада СССР топчущаяся на одном месте. Разница сродни статистической погрешности.
И эти наблюдения наводят на крамольную, принимая во внимание остроту дискуссии и высоты, с которых идеи транслируются в отечественные футбольные структуры, мысль. Мысль о том, что проблема лимита или, если хочется формулировать иначе, его отсутствия — нет, не то чтобы не стоит выеденного яйца, с какого конца его ни разбей, но по крайней мере слишком переоценена. Просто о лимите удобнее спорить, чем о вещах, реформировать и улучшать которые гораздо тяжелее.
Противники смягчения лимита нередко утверждали, что оно играет на руку только ведущим клубам - у остальных не хватает средств на приобретение высококлассных легионеров. "Ъ" решил разобраться, на ком сильнее скажется его ужесточение.
Последствия введения нового лимита на легионеров острее всего на себе ощутит действующий чемпион России "Зенит". По ходу прошлого сезона петербуржцы уже с трудом вписывались в более мягкие рамки лимита "7+4". Стабильное место в стартовом составе имели только три российских футболиста — вратарь Юрий Лодыгин, защитник Игорь Смольников и хавбек Олег Шатов — в то время как сразу девять легионеров в более чем половине матчей сезона выходили с первых минут. Правда, к ужесточению лимита "Зенит" подготовился: переманил у "Спартака" форварда Артема Дзюбу, а у "Динамо" — хавбека Артура Юсупова. Но, чтобы вписаться в схему "6+5", чемпиону придется сделать российскими позиции центрфорварда и еще одного из полузащитников, а некоторых легионеров — вроде Саломона Рондона — пристроить в другие клубы.
Главный конкурент петербуржцев ЦСКА формально почти не пострадает от введения нового лимита. Регулярно в стартовом составе армейцев играли сразу пять россиян: Игорь Акинфеев, Василий Березуцкий и Сергей Игнашевич вообще провели по 30 игр в старте, Алан Дзагоев и Кирилл Набабкин выходили в основе по 18 раз. А Георгий Щенников, которому мешала травма,— 12 (он, кстати, отказался от перехода в "Шальке"). Проблема в том, что за их спинами сопоставимых по уровню российских игроков нет. Скажем, при травме Алана Дзагоева Леониду Слуцкому придется либо выпускать молодого дублера, либо жертвовать лучшим атакующим защитником команды Марио Фернандесом — с тем чтобы выставить в обороне всех игроков с российским паспортом.
Совершивший прорыв на третье место "Краснодар" тоже пострадает от ужесточения лимита. Стабильно в стартовом составе краснодарцев появлялись пять россиян, но во многих ключевых матчах чемпионата России на поле выходило максимально разрешенное число легионеров — семь. Большим ударом по "Краснодару" стал уход Романа Широкова, которого новый тренер "Спартака" Дмитрий Аленичев вернул из аренды. Впрочем, краснодарцы уже подстраховались хавбеком Дмитрием Торбинским, а также форвардом Федором Смоловым, который, видимо, вытеснит из группы атаки кого-то из легионеров.
Учитывая новый формат лимита на легионеров, беспечнее всего прошлый сезон провело "Динамо". Бело-голубые позволили бесплатно уйти из команды сразу трем известным российским игрокам: защитнику Владимиру Гранату (в "Спартак"), хавбеку Артуру Юсупову (в "Зенит") и форварду Федору Смолову (в "Краснодар"). Еще одного авторитетного россиянина — бывшего капитана сборной Игоря Денисова — руководство клуба сослало в дубль из-за конфликта со Станиславом Черчесовым. В результате из статусных игроков с российским паспортом в "Динамо" остались лишь Александр Кокорин, Владимир Габулов, Алексей Ионов и Юрий Жирков. В это межсезонье бело-голубые близки к подписанию контракта с защитником Виталием Дьяковым, но реально усилить состав намерены легионерами — Янном М`Вила, а также центрфорвардом вместо ушедшего Кевина Кураньи. Сбалансировать состав при этом будет весьма затруднительно.
"Рубин" после смены курса, в основе которого ставка на молодежь и своих воспитанников, почти не пострадает от введения нового лимита. В прошлом сезоне сразу шесть российских игроков "Рубина" провели в основе более 20 матчей. Казанцы не позволяют себе дорогих покупок легионеров, а растят собственные кадры. Яркие примеры — Эльмир Набиуллин, доросший до уровня сборной, и Ильзат Ахметов, в концовке сезона регулярно выходивший на замену.
Одним из тех, кто однозначно выиграет от введения лимита "6+5", является "Спартак". Новые правила загонят в жесткие рамки главных конкурентов, а самим красно-белым позволят чувствовать себя свободнее. В прошлом сезоне в стартовом составе "Спартака" стабильно играли пять россиян: Денис Глушаков, Артем Ребров, Дмитрий Комбаров, Сергей Паршивлюк и Евгений Макеев. А во второй части чемпионата регулярно выходили на поле молодые Денис Давыдов и Вячеслав Кротов. В это межсезонье из аренды вернулись Кирилл Комбаров и Роман Широков, а из "Динамо" пришел Владимир Гранат. При желании Дмитрий Аленичев может выставить в основном составе девять россиян, и результат едва ли будет хуже, чем в прошлом сезоне.
В "Локомотиве" есть стабильная обойма российских игроков, а чтобы подстраховаться, железнодорожники уже пригласили вратаря Антона Коченкова и хавбека Александра Коломейцева. Однако вписать сразу пятерых россиян в основной состав без ослабления командной игры Игорю Черевченко будет трудно — придется жертвовать либо голкипером Гильерме, либо лучшим атакующим защитником Виталием Денисовым, либо форвардом Петаром Шкулетичем. О приобретении новых легионеров, за исключением Шарля Каборе, в клубе не думают.
В прошлом сезоне определяющую роль в "Мордовии" играли только пять иностранцев, однако сейчас возникла проблема с качественными российскими футболистами. Из тех четверых, кто составлял костяк команды в прошлом году, двое уже ушли: защитник Виктор Васин вернулся после аренды в ЦСКА, а вратарь Антон Коченков перебрался в "Локомотив".
В "Тереке" сформирована крепкая группа добротных российских футболистов, из которых шесть провели в прошлом сезоне более 20 матчей за основу клуба. Впрочем, стабильная игра на высоком уровне Олега Иванова и Антона Семенова уже привлекла к ним внимание более статусных клубов РФПЛ. Если "Тереку" удастся сохранить обоих, то новый формат лимита на легионеров не станет для грозненцев большой помехой.
В "Кубани" легионеры всегда играли определяющую роль: они не только делали игру, но клуб еще и серьезно зарабатывал на их перепродаже. Поэтому и представительство иностранцев в команде весьма существенно — в прошлом сезоне семь футболистов, попадающих под лимит, регулярно играли в основе. Россиян в обойме было только пятеро, причем одного краснодарцы уже потеряли: Антон Соснин перешел в "Динамо".
Одна из беднейших команд РФПЛ "Амкар" сильно зависит от игры легионеров, но их количество вполне укладывается в рамки лимита. Лидеров среди иностранцев пермяки берегут: продлили контракт с Янушем Голом и выкупили права на Бранко Йовичича. Гораздо острее стоит проблема российских игроков — в прошлом году костяк составляли только четверо, причем Александр Коломейцев уже пошел на повышение в "Локомотив".
Выходец из первого дивизиона "Уфа" почти не заметит ужесточения лимита на легионеров. Добившись повышения в классе, уфимцы очень вдумчиво подбирали и вводили в состав легионеров. Поэтому зачастую в основном составе команды Игоря Колыванова выходили шесть и даже семь игроков с российским паспортом.
Для "Урала" новый формат лимита на легионеров тоже не должен стать острой проблемой. По ходу прошлого сезона количество легионеров в стартовом составе команды, как правило, не превышало пятерых игроков, а зачастую было даже меньше.
А вот выживший в стыковых матчах "Ростов" при новом регламенте столкнется с огромными трудностями. Даже не столько потому, что в его составе преобладают легионеры, сколько из-за нехватки качественных российских игроков. В это межсезонье команду покинули Виталий Дьяков, Дмитрий Торбинский и Максим Григорьев, а равноценной замены им ростовчане пока не нашли. В качестве реакции на новый формат лимита "Ростов" уже закрепил вратарскую позицию за россиянином (раньше на ней выступал голкипер сборной Хорватии Стипе Плетикоса).
Выдвиженцы из первого дивизиона — "Анжи" и "Крылья Советов" — едва ли испытают серьезное давление в связи с новым лимитом просто потому, что в Футбольной национальной лиге он еще жестче (три легионера в основном составе и пять в заявке на сезон).
Все с радостью ухватились за схему 10+15, убеждая друг друга в том, что именно такая система даст возможность "свободной конкуренции" для роста талантливых русских ребят, а, заодно, сама по себе понизит им зарплаты. Глупость, конечно, при 10+15 в большинстве клубов объективно на поле выходило бы минимум 7-8, а то в иных и все 10 легионеров, если только обошлось бы без травм и дисквалификаций среди них. Иначе зачем их покупать, да, в большинстве своем, за немалые деньги?! Да, безусловно, в тех командах, где нет больших бюджетов, играть пришлось бы более дешевым игрокам, но не факт, опять же, что русским - в ход пошли бы более дешевые, но готовые явно лучше наших молодых - поляки, румыны, сербы и прочие югославы, и, конечно, украинцы с белорусами. В общем, куда не кинь, а с лимитом всюду клин - хоть отмени его вовсе, хоть введи полный ноль для легионеров! Начинать нужно было не с этого, но начинать это нужно было - не сегодня и не вчера, а поза-позавчера. Теперь поздно - и сборная лучше стать просто не успеет, и клубы сильнее не станут. Впрочем, клубы и при десяти легионерах все равно ничего не выиграют - на, действительно, сильных и классных легов в сегодняшней экономической ситуации денег нет даже у Газпрома, да и пресловутый ФФП вмешался неожиданно для наших клубных руководителей - теперь надо семь раз отмерить и просчитать прежде, чем купить, а лучше продать что-нибудь ненужное. А свооих-то нужных и нет почти...