13 мин.

Орёл или решка? Как десятифранковая монета победила сборную СССР

Оригинал статьи на sovsport.ru

В сильно ослабленном составе добралась до стадии полуфинала третьего чемпионата Европы сборная СССР. Но, тем не менее, команда Михаила Якушина ступила на апеннинскую землю только с одной целью – побеждать! Да и какие могут быть ещё задачи у коллектива, представляющего Советский Союз? Главное – быть первым везде и во всём, будь то футбол, балет или полёты в космос. И это правильно, и это верно, товарищи! Но ведь и итальянцы, с которыми предстояло сразиться нашим ребятам, не собирались при своих-то трибунах отдавать путёвку в финал идеологическим врагам из Страны Советов! Скажу больше, именитый соперник хотел добавить к двум золотым медалям чемпионатов мира ещё одну – медаль континентального первенства и, желательно, тоже высшей пробы. Матч ожидался жаркий, напряжённый, непредсказуемый. Разумеется, играть против хозяев турнира всегда сложнее, и у нас до сих пор жив в памяти финальный поединок прошлого европейского состязания, в котором мы уступили в Мадриде испанцам, но, знать, судьба такая. И эта самая судьба ещё скажет сегодня своё слово, ну а пока Неаполь… дождь… невдалеке дремлет величественный Везувий... На стадионе «Сан-Паоло» всё готово к началу встречи.  

Рис. 1. Сборные Италии и СССР перед полуфинальным матчем

 

ОБКАТКА НОВОГО ФОРМАТА

К третьему континентальному турниру, УЕФА принимает решение о нескольких важных нововведениях, касающихся изменения формата проведения первенства. Теперь олимпийская система в отборочных матчах была частично упразднена (вплоть до четвертьфиналов), а её место занял более привычный нам групповой этап с играми дома и на выезде. Тридцать одна подавшая заявку на участие команда (отказались Мальта и Исландия) была разделена на восемь групп по четыре сборной в каждой, кроме одной, где было три коллектива. Из каждго квартета в 1/4 финала выходил лишь победитель оного, и дальше выявление сильнейшего проистекало в уже проверенной и испытанной временем стадии плей-офф. Такое изменение формата соревнования повлекло за собой и смену его названия: «Кубок европейских наций» уступил место «Чемпионату Европы».

Кроме того, робким подснежником из-под сугробов консерватизма футбольных правил показалось разрешение на проведение в матче одной замены: травмировавшийся вратарь имел возможность покинуть поле, а его сменщик – встать в створ. Какой-никакой, а это был прогресс.

Но и это ещё не всё! Вошедшие в раж чиновничьи умы генерировали разнообразные идеи и выставляли их на обсуждение сотоварищей. Одно из самых радикальных предложений было высказано президентом УЕФА Густавом Видеркером. Швейцарец считал, что негоже делать из чемпионата Европы независимое соревнование. По его мнению, идеальным вариантом было бы перепрофилирование континентального первенства в некий турнир, являющийся отборочным к мировому форуму. Благо, эта инициатива поддержки не получила.

Рис. 2. Эдуард Малафеев и Анатолий Бышовец устремляются к мячу в матче против сборной Финляндии

 

ГРУППОВОЙ ЭТАП

Сборная СССР попала в третью группу, где её соперниками были команды Греции, Австрии и Финляндии, и блистательно завершила этот этап на первом месте, выиграв пять встреч и проиграв лишь одну – Австрии на выезде с минимальным счётом. Но отметить здесь стоит другое: наша команда забила своим противникам аж 16 мячей, что стало вторым результатом на этой отборочной стадии. А на первом месте с 17 голами расположились наши будущие соперники по полуфиналу итальянцы.

Сборная Италии, что и говорить, выступила ещё увереннее – пять побед при одном ничейном результате со швейцарцами. За исключением этой красно-белой команды, под натиском «Скуадры адзурры» дважды прогнулись команды Румынии и Кипра. Обратим также внимание на то, что итальянцы пропустили лишь три мяча, заняв по этому показателю второе место (первое разделили болгары и испанцы с цифрой «2» в этом столбце).

Кроме сборных СССР, Италии, Болгарии и Испании в следующий раунд соревнований вышли команды Югославии, Венгрии и Франции. Им-то и предстояло уже выяснять отношения в 1/4 финала.

Рис. 3. Ответный матч со сборной Венгрии: Муртаз Хурцилава атакует, «мадьяры» отбиваются

 

ТРИУМФ В «ЛУЖНИКАХ»

Четвертьфинальные поединки проводились весной 1968-го. Нашей команде предстояло сразиться с некогда непобедимой сборной Венгрии, которая и сейчас представляла собой весьма крепкий и боеспособный коллектив. Недаром ведь именно венгр Флориан Альберт, выступающий за «Ференцварош», совсем недавно был удостоен «Золотого мяча» как лучший европейский футболист 1967 года. Так что соперник был тот ещё! И матч, проходивший 4 мая на будапештском «Непштадион» (теперь эта арена носит имя легендарного Ференца Пушкаша) и завершившийся уверенной победой хозяев со счётом 2:0, стал лишним тому подтверждением. И это ещё не играл упомянутый выше Альберт! Но не Альбертом единым, как оказалось. На поле если и не блистали, то выглядели очень хорошо Кальман МесёйЗолтан Варга и Янош Фаркаш, и в матче, довольно-таки нервном и небогатом на опасные моменты, эти парни и их партнёры смогли взять своё и оставить советских футболистов с пустой авоськой. Перед ответной встречей в Москве над нашей командой сгустились чёрные мясистые тучи…

Прошла неделя, и, стало быть, время решающего боя пришло. Трибуны Центрального стадиона им. В. И. Ленина постепенно заполнялись зрителями, а наши футболисты и тренерский штаб, кто вслух, кто про себя, обдумывали, как им взять высоту, планку на которой установили для них венгры. Да, необходимо было одолевать соперника в три мяча, не меньше. Много было побед у нашей команды над «мадьярами», но такой разгромной история не знала. А тут ещё и Флориан Альберт вернулся в строй! Казалось, что при таких раскладах забить-то, может, и забьём, но вот не пропустить бы.

Не будем описывать здесь всех перипетий того исторического поединка – это, право, заслуживает отдельной статьи, обрамлённой в золотую рамку, – скажем лишь, что сборная СССР вышла на матч собранной, мобилизованной и нацеленной на атаку. Не уступая сопернику ни пяди лужниковского газона и не сбавляя высокого темпа на протяжении всего матча, наши ребята добились необходимого для себя результата, забив команде гостей два безответных мяча (отличились Муртаз Хурцилава и Анатолий Бышовец), а один гол венгры провели в свои ворота сами, благодаря неосторожности Эрнё Шоймоши. Это была блистательная победа, которая, несомненно, стала одним из ярчайших событий в истории отечественного футбола!

Рис. 4. Игорь Численко рвётся в атаку в матче против сборной Чехословакии

 

УКРОЩЕНИЕ БОЛГАР

А что же наши будущие соперники итальянцы? Не упустим же возможности сказать два слова и о их четвертьфинальной встрече. Подопечным Ферруччо Валькареджи на последнем рубеже отборочного турнира выпало играть со сборной Болгарии. Да-да, той самой командой, которая наряду с испанцами пропустила меньше всех мячей на групповой стадии, причём забила десять голов, что на четыре больше, нежели было в активе у пиренейцев. Но, при всём уважении к коллективу Стефана Бошкова, их нельзя было причислить к рангу европейских футбольных светил. Настырные, работящие, в меру техничные и дисциплинированные, но, как говорится без лоска и ярких звёзд в составе.

Тем не менее, эти ребята не собирались сдаваться без боя, и они этот бой дали на софийском стадионе «Васил Левски», добившись победы со счётом 3:2. Оставалось сыграть вничью в Неаполе, что казалось задачей сложной, но выполнимой. Ну а почему нет? Так и жила в балканском народе, перетекая из уст в уста и из сердец в сердца, вера в удачный исход противостояния. Жила две недели, ровно до тех пор, пока не закончился ответный поединок на арене «Сан Паоло», в котором «Скуадра адзурра» подняла на двузубец поверженного «хайдута». Отличились Пьерино Прати и Анджело Доменгини. За два матча со сборной Италии болгары пропустили вдвое больше, чем за шесть встреч группового этапа. Сказка закончилась. «Добро пожаловать в реальный мир!» – как говаривал небезызвестный Морфеус.  

Рис. 5. Тактические расстановки команд

 

НУЛЕВОЕ РАНЕНИЕ 

Далеко не оптимальным составом прибыла в Неаполь сборная СССР, и во многом благодаря чехословацким футболистам. Казалось бы, причём тут эти ребята? А вот при том, что именно с командой ЧССР за несколько дней до матча с итальянцами играли подопечные Михаила Иосифовича Якушина в рамках отборочного турнира XIX Олимпиады. Одна беда была в том, что по сумме двух встреч мы проиграли 3:5, но имелась и другая – наши соперники питали ко всему Советскому Союзу если не ненависть, то презрение, наполняющее их сердца праведным гневом. Причиной такой «любви» послужила цветущая всеми оттенками хаки «пражская весна». Не будем тут вдаваться в политические нюансы – если вы всё же заинтересовались, то «гугл» вам с лёгкостью поведает об Операции «Дунай», – а просто примем этот факт за объяснение причины чрезмерной грубости чехословацких футболистов в упомянутых выше поединках. Результатом тех матчей, кроме, конечно же, нашего поражения, стали травмы таких ведущих игроков советской сборной, как Игорь ЧисленкоВиктор Аничкин и Муртаз Хурцилава

Также ещё до встречи со своими земляками из-за внутрикомандного конфликта был вынужден покинуть коллектив главный венгерский хавбек советского футбола Йожеф Сабо. Кроме того, за систематическое нарушение режима из рядов сборной был отчислен торпедовец Эдуард Стрельцов, а его одноклубник Валерий Воронин, которого Михаил Якушин в воспитательных целях также отстранил от работы с главной командой страны за участившиеся загулы, попал в ужасную автокатастрофу, едва не стоившей полузащитнику жизни. Хотя нет, вру. Та авария на Новорязанском шоссе как раз таки и забрала у автозаводца то, что было его жизнью, им самим. Но забрала не сразу, а постепенно, хладнокровно разматывая её, как шерстяной клубок, ворс которого с каждым последующим витком становился всё малопрочнее и грубее. Но это уже другая история. 

Несомненно, отсутствие многих лидеров в нашей сборной стало головной болью тренерского штаба, но списывать на это итоговое непопадание в финал совсем нельзя, и вот по какой причине. Не прошло и пяти минут с начала встречи, как в столкновении с Валентином Афониным получил повреждение дирижёр итальянских атак, или, как называют на апеннинах «треквартиста», Джанни Ривера. Замены полевых игроков тогда ещё не проводились, и полузащитник «Милана» был вынужден продолжать встречу с серьёзной травмой. Подопечные Ферруччо Валькареджи остались практически в меньшинстве. 

Казалось бы, вот он шанс! Восьмидесяти пяти минут на то, чтоб разыграть лишнего, должно с лихвой хватить любой классной команде. Нашей не хватило и ста пятнадцати. Игра шла, как ни странно, с периодической сменой владельца инициативы, а хозяева поля порой будто и не замечали потери, хотя боец-то был видный, хороший был боец! Атаки шли и в ту, и в другую сторону, и объективы камер попеременно фокусировались то на Юрие Пшеничникове, то Дино Дзоффе. Моменты возникали и у Геннадия Логофета, и у Анатолия Бышовца, и у Геннадия Еврюжихина, но в итоге под занавес дополнительного времени едва не забил Анджело Доменгини, проверив на прочность каркас наших ворот. Так матч и завершился с девственными нулями на табло.

Рис. 6. Анатолий Банишевский и Геннадий Еврюжихин в сражении с итальянцами

 

МОНЕТКА 

В наше время нет-нет, да и услышищь, что серия послематчевых пенальти – это чистая лотерея и надо с этим что-то делать, выявляя сильнейшего иным путём. Но разве это лотерея? Лотерея была в 1968-м. Тогда по регламенту чемпионата Европы в случае ничьей по завершении дополнительного времени судьбу команд суждено было решить монетке. Его величество футбол уступал место на своём троне рабоче-крестьянской «орлянке». 

Для участия в этой исторической жеребьёвке итальянцы отрядили своего капитана Джачинто Факетти. Их примеру последовали и советские спортсмены, остановив свой выбор также на человеке с опоясывающей плечо повязкой – Альберте Шестернёве. Кроме того, Альберт был человек в меру азартным и неплохо играл в карты. Чем не идеальный кандидат? 

Два капитана – ух, каверинщиной повеяло, – главный арбитр встречи немец Курт Ченшер, его помощники швейцарец Динст Готтфрид и венгр Жолт Иштван, а также представитель УЕФА испанец Агустин Пухоль прошли в судейскую комнату для совершения практически священного ритуала определения финалиста. Михаил Якушин, несмотря на запрет, непонятно как, но тоже проник вслед за этой компанией в вожделенный кабинет – не зря же нашего тренера в своё время прозвали Хитрый Михей!  

Рис. 7. Возвращающийся на поле после жеребьёвки Джачинто Факетти возвещает болельщикам о благосклонности фортуны

 

В предварительной лотерее нам повезло: право выбирать «орла» или «решку» выпало Шестернёву. После нужно было определить, какая из монет достойна решить судьбу полуфинала: итальянская или французская. Выбрали французскую, наверное, чтоб итальянская не подыгрывала своим. В этот момент наш тренер заметил, что одна сторона монеты чуть выпуклая, а это, как ему подсказывали детские воспоминания, означало лишь одно – шансов на то, что она упадёт этой выпуклой стороной вверх гораздо больше. Тем временем Агустин Пухоль обратился к нашему капитану: «Выбирайте!». Альберт молчал. То ли груз навалившейся ответственности, то ли оторопь какая, то ли чёрт знает что ещё лишили его дара речи. Михаил Якушин не выдержал и начал настойчиво подсказывать стоящему в прострации московскому армейцу: «Фигуру выбирай! Фигуру!» Ответом была тишина. 

Пухолю надоела эта игра в молчанку замест «орлянки» и он обратился к Факетти, в надежде, что хоть тот будет поактивнее. Джачинто не растерялся и сказал: «Фигура!» Монетка взметнулась вверх, сделала с полдюжины оборотов и приземлилась вверх «орлом». Через минуту капитан «Скуадры адзурры» выбежал на футбольное поле с радостным криком: «Italia! Italia!» «Сан Паоло» утонул в гуле аплодисментов и восторженных криков семидесятитысячной толпы. 

Есть и другие версии того, что произошло в судейской комнате. По одной из них, брошенная монета упала в щель в полу, застряла в ней в вертикальном положении, и Курт Ченшер повторил процедуру. По другой, она закатилась под скамейку и уже там легла «орлом». По третьей, главный арбитр после того, как монета приземлилась, быстро прикрыл её рукой от присутствующих, заглянул под ладонь и сказал: «Италия». Да, разговоры о предвзятости той жеребьёвки ходили: мол, хозяева были обречены на победу, зря что ли к семидесятилетию Итальянской федерации футбола её президент Артемио Франки привёз турнир к себе на родину!? Но не думаю, что об этом стоит говорить всерьёз и тем более сетовать на сию эфемерную подтасовку. Побеждать нужно было, не доводя дело до непосредственного вмешательства Фортуны. Все шансы для этого были. 

В заключение добавлю, что подобного определения победителя в футболе на высоком уровне история более не знала. Наша команда в расстроенных чувствах отправилась Рим играть с англичанами матч за третье место, а чуть позже итальянцы в финале с двух попыток одолели сборную Югославии на том же «Олимпийском» стадионе. Но об этом как-нибудь в другой раз.

 

Италия - СССР (чемпионат Европы 1968, полуфинал)

5 июня 1968 года, 18:00. Стадион «Сан‐Паоло» (Неаполь, Италия). 68 582 зрителей

Италия: Дзофф, Бурньич, Факкетти, Кастано, Берчеллино, Феррини, Юлиано, Ривера, Доменгини, Маццола, Прати.

Тренер: Ферруччо Валькареджи.

СССР: Пшеничников, Истомин, Шестернев, Капличный, Афонин, Ленев, Логофет, Малофеев, Банишевский, Бышовец, Еврюжихин.

Тренер: Михаил Якушин.

Судья: Курт Ченшер (ФРГ).

 

Оригинал статьи на sovsport.ru

Добро пожаловать в мой блог «Футбол эпохи "пирамид"»

Также приглашаю вас в сообщество «Золотые футбольные матчи»

Все откомментированные матчи 2015 года находятся здесь