Тетан: Генезис 2015
Меня, как и всякого среднестатистического болельщика Арсенала, подмывает списать бОльшую часть неудач, случившихся с нашим клубом в этот отрезок, на невезение. Но в этот раз это желание не является некой психологической защитной реакцией, как оно обычно бывает в таких случаях. Нет. Это спелый, может даже перезревший плод моего сознания. Или осознания. Осознания того, что Арсенал наконец сошел со своего уникального пути.
Ведь, послушайте, невероятное дело, но наш Арсенал, тот Арсенал, что хитро отвечает своей седовласой ухмылкой на все неудачи, наконец начал принимать верные решения. Дабы не вызывать бессмысленную дискуссию на ковёр комментариев, сразу замечу, что правильные решения, на мой взгляд, ведут клуб к победам. Правильные решения далеко не всегда срабатывают, но не рискнувши, чемпионской фортуне мил не станешь.
Поэтому давайте поговорим о такой приятной штуке, как правильные решения, тем более, что все они являются отступлением от традиционной философии Арсенала эпохи Эшбёртона. Самой важной вещью, привнесенной в прошедшем сезоне Арсеном в ДНК нынешней команды, я считаю открытую ротацию основного состава. До этого сезона состав команды от матча к матчу (если это только не Кубок Лиги, или не шестой матч группы ЛЧ в Турции), менялся только «благодаря» травмам игроков. При этом можно было заметить такую вещь, что, как бы заменяющий хорошо себя ни проявлял, основной возвращался в состав после выздоровления. Чтобы далеко не ходить за примером, вспомню классический вариант этой ситуации, а именно Дженкинсон/Санья 12ого года. В этом сезоне Уилшер, Уолкотт и Гиббс после травм место в основе так толком и не нашли, Артета с Дебюши, восстановившиеся к концовке, не попадали даже в заявку, а ведь были еще примеры Шченсного и Чамберса, которых сажали на лавку за плохую игру. И они с ней так и не встали.
В итоге, к концу сезона мы имеем в основе Бельерина и Коклена, на которых в команде в общем-то и не рассчитывали. По поводу Коклена Арсен признал прямым текстом. А на место Бельерина перед сезоном купили двух игроков, которые по началу там и играли. Кто-то скажет, что в Арсенале молодым всегда дорога, но, если на секунду отложить ту стопку стереотипов, что лежит на видном месте в вашем подсознании, и задать вопрос о том, кто за последнее время выходил из академии в основу, читатель крепко призадумается. Правильно сделает. Ну кто? Ну, Уилшер. Гиббс, Щенсный, попавшие туда не от хорошей укомплектованности позиции. Уолкотт? Чемберлен? Рэмзи? Их всех, извините, покупали за вполне себе существенные десять и более миллионов. А молодой перспективный Саного? Саного-то ни разу не выпускник академии, это бесплатный, комплекции и цвета кожи, как у Николя Батюма, француз. Ну как тут было удержаться от того чтобы попробовать его воспитать. Да, Арсен?
Где-то в этот момент в подсознании грустно мелькает еле осязаемый, после полутора лет травмы, призрак Сержа Гнабри. И снова исчезает.
Ну вот, а тут сразу двое за один сезон. И это произошло, хочу заметить, не на выжженном пепелище. Эти два цветка стали ярко выделяться именно в тот момент, когда газон командного ростера стали обильно засеивать новыми приобретениями. И хотя это пост по большей части о прошедшем сезоне, я не могу не упомянуть в этом ключе недавнее приобретение, которое усладило наши души приятной хмельной теплотой пльзенских пивоварен.
В силу возраста, Петер Чех становится символом приобретений этой новой арсенальской эпохи. 33-летний игрок, стоимостью более 10 миллионов, конечно, никогда бы не был приобретен не поставь Арсен себе целью, наконец, после долгого перерыва, побороться за чемпионство. И, если эта благородная цель в итоге будет достигнута, этот период (5-7 лет, чех собрался играть до сорока) можно будет ставить в противовес благополучно кончившейся эпохе Амаури Бишоффа, которого, возможно, многие из читающих даже не знают.
Проблески грамотной кадровой политики – это не только лишь все пункты, по которым были приняты правильные решения. Наконец, наш изнеженный убаюкивающими «уроганами» взор был растормошён отрезвляющими контр-атакующими выступлениями в матчах с прямыми конкурентами. Что и привело к двум манчестерским успехам. Вся первозданная прелесть правильных решений в том, что это не какие-то огромные валуны, которые ты вываливаешь на головы своих соперников, полностью деморализуя их, а лишь небольшие кирпичики, с помощью которых выстраиваются будущие победы. Можно ведь, по началу, даже не ощутить лёгкое дуновение бриза будущих успехов.
Все началось в конце декабря, когда из аренды был возвращен Францис Коклен, введен в основной состав. Продолжилось победой над МанСити в гостях с уверенными 40% превосходства игры вторым номером, Кокленом, Бельерином в основе, и неприкасаемым, как тогда казалось, Эзилом на лавке. Контратакующая тактика, вкупе с наиболее подходящими под нее и физически готовыми игроками дала результат, а результат, явивши собой заряд реактивного топлива из уверенности, понес Арсенал по трассам второй части сезона. Далее была победа над МанЮнайтед в Театре Мечты, которая в итоге привела ко второму, рекордному кубку.
Были и неудачи – поражение от Тоттенхэма, позорный вылет от Монако, заваленная борьба (или хотя бы ее видимость) за первое место в концовке сезона. Но, как мне кажется, их нужно рассматривать в плоскости грехов прошлых лет. Это та самая, если хотите, карма, за которую Арсенал вынужден расплачиваться. Злокачественное звено ДНК, которое Арсен должен сейчас вытравливать, приглашая чехов и санчесов, выигрывая кубки и, как бы это смешно ни звучало, подстраивая тактику под соперника.
К сожалению, несмотря на все положительные тенденции, сезон Арсенала опять разбился на две неравные части. И если в прошлый раз была завалена февральско-весенняя половина сезона, то в подотчётном сезоне кризис растянулся далее, в осенне-декабрьскую плоскость. Если склеить две половинки, получим гербарий из провального сезона. А причины, по-моему, банальные – в области физической подготовки, отсюда такие проседания по игровой форме, отсюда же и травмы. Арсенал, безусловно, обладает одним из лучших игровых ростеров во всей АПЛ, и об этом говорит хотя бы тот факт, что несмотря на то, что перманентно держа в списке травмированных 5-10 человек, Арсенал не падал ниже определенной планки.
А ведь травмированный игрок отнимает у команды не только совокупность своих способностей на поле, но и часть мотивации у партнёров-конкурентов по позиции. Если рассматривать коллектив футбольной команды не только через вакуум статистического восприятия футбола, а просто представить его как обычный рабочий коллектив, или вообще коллектив (группа студентов, армейский взвод, etc), то можно понять, что у каждого индивидуума в нем преобладает в первую очередь желание сделать приятно себе. Не коллективу, а себе. Титулы, понятно дело, важный мотиватор, каждый хочет удовлетворить свое эго, став в чём-то лучше других семи миллиардов человеков, всё-таки такие вот порывы и есть главная движущая сила эволюции.
Но есть ведь и более мелкие, и что важно, легче достижимые способы впрыснуть себе немного сладкого дофамина. Например, игра в основе, и все сопутствующие награды – денежные премии, внимание людей на стадионе и у экранов. Существует очень мало людей, способных мотивироваться лишь одной только высшей целью (почётной чашкой в конце долгого сезона), для большинства нужна постоянно стимуляция. Нужна борьба за мелкие уколы радости. Чем больше сильных, здоровых футболистов – тем сложнее стать в число тех 11 счастливчиков, что выйдут на поле в ближайшем матче. А значит, тем сильнее каждый из них будет трудится на поле и вне поля за это право. И именно так, благодаря конкуренции внутри коллектива, естественный отбор, который есть не что иное, как длань главного тренера, отберет сильнейших, и чем больше вариантов, тем сильнее будут избранные.
Именно поэтому приглашение супер-вратаря, при наличии двух сильных и перспективных, не приведет к тому, что это убьет чей-то прогресс, а приведет лишь к тому, что на вашем поле будут расти только самые лучшие цветы, потому что если Шченсный выиграет конкуренцию у Чеха, это будет, конечно, уже игрок совершенно другого уровня, чем тот, который пускал пенки от Саутгемптона.
И травмы тут являются сильным стоп-фактором. Конец весны 15ого года, на моей памяти, первый за долгое время момент, когда травмы кончились. Ощущение, словно ты долго шел среди песчаной бури, и уже даже привык к далёкому, слабому отблеску солнца и скрипу песка у себя на зубах, но тут освежающий ветер правильных решений развеял это дымку, явив тебе во всей сияющей свежести весеннего утра здоровый ростер команды. Является ли это стечением обстоятельств или накатывающей лавиной эпохи хорошей физической подготовки от Шэда Форсайта, мы узнаем уже скоро. Как бы там ни было, его приглашение было тем самым правильным решением, потому что сам по себе застой в структурах, в которых явно что-то не так, является большой ошибкой.
Я уже написал выше, что игроков и их способности нельзя рассматривать в отрыве от коллектива. Как мне кажется, в составе Арсенала сейчас только один игрок, выбор которого безальтернативен - Лоран Косельный. Все остальные пертурбации состава можно представить как сеть, в которой сильные и слабые стороны игроков, сливаясь в футбольно-алхимической реакции, придают нужные команде черты.
Вот смотрите, что было в этом сезоне. Коклен, который уравновешивал свободного художника внутри Эзила. Коклен, нивелировавший провалы Монреаля на краю. Бельерин, создающий достаточную остроту на флангах, пока Монреаль выполняет роль защищающегося крайка. Рэмзи (Уэлбек, АОЧ), прикрывающие на правом фланге некоторую защитную ограниченность Бельерина. Эзил, креативящий за двоих, пока на фланге отрабатывает кто-то из старательных британских универсалов. Можно продолжать и дальше.
К слову, осенью 13-го года, в еще одно полусезонье Арсенала, ознаменованное проблесками чемпионской игры, были другие связи. Санья тогда был защитным краем, Гиббс — атакующим. Рэмзи был, на данный момент, в лучшей форме своей жизни и ему было абсолютно всё равно, что рядом с ним не было такого цербера, как Коклен, поэтому там наоборот были очень кстати лучшие движения Артеты или беготня Уилшера. Это говорит нам о том, что состав Арсенала очень разнообразен и позволяет тренеру строить, словно игроки это детальки лего, разную игру – от ватокатной, до защитно-кинжальной.
Это, по сути, и есть ответ на вопрос, почему Арсенал провёл вторую половину лучше, чем первую — правильные люди в правильных местах, баланс в средней линии, стабильность в линии защиты, суперзвезда в атаке. Все эти факторы разом сложились, и получилось избавиться от бремени четвертого места, хотя более показательным моментом прогресса я считаю даже не попадание в тройку, а хорошую игру с конкурентами на выезде.
В прошедшем сезоне Арсенал существенно почистил свою карму, и нынешняя команда выходит на ту стадию развития, в которой несколько правильных решений могут привести к заветному чемпионству. Начало трансферного окна очень радует в этом отношении: Чех in, Диаби out, Саного выпиливают во вторую аренду за год, практически нет слухов об уходе кого-то из лидеров.
Средний возраст команды в предстоящем сезоне будет чуть более 26 лет. Самое время выигрывать что-то серьезное. А для нас, как болельщиков, самое время начать в это верить.
С ними было очень интересно поговорить про футбол за рюмкой чая.
Как они говорили про большой футбол через призму собственного опыта
Психология, характеры, взаимоотношения игроков, житейские ситуации - вот это все, что определяет происходящее на поле.
Я предпочитал их больше слушать и задавать вопросы, осознавая пропасть между эрудированным диванным болельщиком (кем я являюсь) и человеком, имеющим реальный опыт этой очень непростой работы.
Задал им как-то вопрос - что нужно чтобы тренерство сделать основной профессией? 40-50 000 оклад и немного поддержки в решении организационных проблем.
Но у нас, б..ть, все в Капелло и в стадионы с выдвижным полем вложено.
На таких мужиках пирамида футбола в Германии и держится. Они фундамент, так сказать.
А у нас они состарились, так не дождавшись поддержки. И на смену им никто не пришел.
Нам покупка такая к лицу
И поэтому я в оптимизме
Ближе стали к победы ларцу
Завладеть кто сокровищем хочет
Соблазнить его должен дарами
От бессилья никто не хохочет
Прирастаем, братва, мастерами
И забытое чувство ростками
Прорастает пусть робко, но верно
Пиво пьем, как всегда, с мужиками
Но похмелье отныне не скверно
Каждый час, каждый вечер и утро
Наполняют победную веру
Продолжайте лишь четко и мудро
Поражать нас любовью к трансферу
Мы поменяли тактику на матч с конкурентом, потому что в прошлый раз наша предыдущая нас не удовлетворила. Это правильно пытаться сменить ее. Но даст ли смена результат еще не ясно
И тд
Каждый второй готов мастер-класс Венгеру продемонстрировать.
Я вот правда не уверен, что здесь есть люди, тренировавшие хотя бы сезон школьную команду
Реальных людей, а не спрайты на экране.
Но в интернете апломб вполне сойдет за опыт )))
Однако, мне немного непонятна мысль автора в этой фразе: "Правильные решения далеко не всегда срабатывают". Как правильные решения могут не срабатывать ? Ведь если решение правильное, значит оно априори должно сработать, разве нет ? Мы говорим: "Покупка Саного - неправильное решение, ибо, он не заиграл, не принёс пользу команде, кушает зарплатный фонд и.т.д." Но опираясь на слова автора, я могу сказать: "Покупка Саного - правильное решение, просто оно не сработало".
Сержиньо, не подумай, что я придираюсь, повторю, текст отличный as usual. Но этот момент, хотелось бы прояснить.