До свидания, мальчики! На закат бритишкора
Предыстория
В 1996 году в европейском футболе началась одна из самых знаменитых экспансий в его истории. Генерал Венгер, вернувшийся в Европу из Японии, шаг за шагом осуществлял ввод французского контингента на территорию Британских островов.
Еще до прихода командующего (но явно по его протекции) в Лондон были заброшены Патрик Виейра и Реми Гард. Год спустя в составе «Арсенала» последовательно появились Николя Анелька (февраль 1997), Эмманюэль Пети и Жиль Гриманди (лето 1997). Еще через год – Давид Гронден. Революция, устроенная в клубе Арсеном Венгером, настолько впечатлила журналистов «The Mirror», что наутро после победы сборной Франции на домашнем мундиале газета вышла с заголовком «Арсенал выиграл Кубок мира». Французское вторжение продолжалось, и к 2000 году в составе были чемпионы мира и Европы: Патрик Виейра, Тьерри Анри и Робер Пирес (Пети отбыл в «Барселону»), а также чемпион Европы Сильвен Вильтор (Анелька уехал в «Реал»).
«Арсенал» не стеснялся искать игроков за границей, несмотря на преобладающую в Англии установку на развитие местных талантов. Интернационализация клуба продолжалась, и в легендарном составе Непобедимых, помимо англичан и французов, отметились футболисты из Германии, Испании, Нидерландов, Швеции, Бразилии, Камеруна, Кот-д’Ивуара и Нигерии.
14 февраля 2005 года произошло историческое событие: в заявке «Арсенала на матч 27-го тура против «Кристал Пэлас», в том числе, из-за травм Эшли Коула и Сола Кэмпбелла, не оказалось британцев. Ни одного из 16 игроков: ни в старте, ни на скамье.
Поводов для беспокойства это, тем не менее, не вызывало: за «Арсеналом» серебро АПЛ и победа в Кубке Англии в 2005-м, через год – выход в финал Лиги чемпионов. В последующие годы результаты «Арсенала» постепенно пошли на спад, и в прессе заговорили о необходимости «возврата к корням». Арсен Венгер никогда не отказывался от англичан, и не раз подчеркивал их важную роль: «Я всегда понимал, что, несмотря ни на что, «Арсенал» – английский клуб, и я не хочу, чтобы он когда-либо потерял эту «английскость». Это было бы неправильно».
Однако о необходимости построения команды вокруг англичан речи не шло. «Успехи» сборной Англии на международной арене (невыход на Евро-2008, четвертьфиналы на чемпионатах мира (2002, 2006) и Евро-2004), а также скромный десант англичан в топ-клубах за пределами островов (Макманаман, Бекхэм, Оуэн и Вудгейт – в «Реале», Харгривз – в «Баварии») явно не способствовали изменениям в этом направлении.
Перелом наступил в самый неожиданный момент.
В декабре 2012 года, когда в мире преобладал спрос на испанских футболистов, выигравших все крупные форумы за последние четыре года, в один и тот же день контракты с клубом продлили пятеро молодых британцев: Аарон Рэмзи, Джек Уилшир, Алекс Окслейд-Чемберлен, Киран Гиббс и Карл Дженкинсон.
Вместе с Тео Уолкоттом они сформировали так называемый «british core» – долгосрочную основу для грядущих побед «Арсенала». Арсен Венгер прокомментировал это событие следующим образом: «Мы все еще ориентируемся только на таланты, но впервые Англия производит их настолько много. Дело не в том, что я изменился. Для меня качество – это самое главное».
Будущее выглядело светлым, и казалось, что страница клубного альманаха, посвященная семилетней трофейной засухе вскоре будет перевернута. Многого ожидали от них и в сборной: пик английской пятерки должен был прийтись на Евро-2016 и Чемпионат мира в России.
Так что же это было? Запоздалая реакция на успех «Класса-92», параллели с которым напрашивались с первых минут (даром, что воспитанников из них всего двое)? А что, рабочая схема совпадает: те же 2 защитника (братья Невиллы vs. Дженкинсон и Гиббс), скоростной и настырный вингер (Райан Гиггз vs. Тео Уолкотт) и трое центрхавов (Бекхэм, Батт и Скоулз vs. Уилшир, Рэмзи и Чемберлен).
Национальная гордость?
Или типичная «ошибка выжившего?»
А может то, о чем в 1933-м году говорил философ Николай Гартман: «Сам творящий не ведает закона, по которому творит; но он творит по нему…»?
Кажется, этого мы не узнаем никогда.
Джек Уилшир: позолоченный мальчик
«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о надежде в лазарете»
Неслучайно в центре фотографии, знаменующей начало эры «бритишкора» находится Джек Уилшир. На роль стержня команды, ее сердца (которое пламенный мотор) и просто парня, что надерет задницу любому во имя «Арсенала», никто не подходил лучше.
Сезон 2010/11 стал прорывом в карьере Джека, который закономерно был увенчан призом лучшему молодому игроку Англии. Казалось (во многом из-за Уилшира), что сезон станет точкой бифуркации в новейшей истории клуба. По итогам дуэли против «Барселоны» в плей-офф Лиги чемпионов он был назван английскими СМИ «полузащитником, которого мы так долго ждали». Фанаты же верили, что Уилшир способен стать одним из лучших в мире.
Все знали, что однажды он станет капитаном клуба и сборной.
Даже пропущенный из-за травмы сезон 2011/12 не подорвал веру в блестящее будущее: ни у журналистов, ни у болельщиков (в том числе у нас). В реальности Джек лишь дважды проводил 25 и более игр в премьер-лиге за сезон: первый раз в сезоне 2012/13 – после травмы лодыжки, второй – уже в аренде в «Борнмуте». И даже близко не подбирался к уровню игры, за который его сравнивали с Хави и Иньестой.
Всякий раз, когда на горизонте маячили светлые дни, непременно случалась какая-нибудь гадость. Виной тому и травмы, и настырность Джека в худшем из смыслов этого слова. Будучи крайне одаренным футболистом, он, кажется, не был серьезно обеспокоен совершенствованием своей игры, не проводил работу над ошибками. Ответ на вопрос способен ли еще Уилшир быть ключевым игроком?» становился яснее день ото дня. Либо «нет, не может», либо «да, но в другом клубе». Спорадические шедевры в его исполнении не перекрывали фрустрации от завышенных ожиданий. Которые, в конечном счете – наши проблемы.
И пусть официально Джек покинул клуб в июле 2018-го (четвертым из шестерки), будущее его было определено задолго до этого: арендой в «Борнмут», по случаю которой мы тепло попрощались с «тем парнем».
Кстати, что вы думаете о «Т******ме»?
Аарон Рэмзи: амбивалентный герой
«У дьявола много имен. У Рэмзи – еще больше»
В «Арсенале» Аарон прошел путь от перспективного янгстера – одного из многих – до главного персонажа гунерского фольклора. Родись Аарон пораньше лет на сто, о нем бы писали Джойс и Достоевский; мы же посвятили ему с десяток текстов, сотни статусов и комментариев.
От «сынка» до «валлийского Месси», от «омерзительной восьмерки» до «Принца Уэльского»: столько разлада в фанатское движение давно никто не вносил. Схватки рэмзифанов и рэмзифобов выбивали искры, которые могли бы зажечь огонь на дне Марианской впадины.
Со времени, когда «Арсенал» подписал Рэмзи, уведя его из-под носа «Манчестер Юнайтед» и «Эвертона», и до сегодняшнего дня Аарон беспрерывно катается на американских горках. Вплоть до февральского вечера в Сток-он-Тренте при упоминании его имени слышались аплодисменты. Дальше – хруст костей и длительное восстановление.
Дальнейшие события в карьере Рэмси можно проследить по высказываниям в нашем блоге: от сдержанно оптимистичных вначале, они становились все тревожнее и тревожнее.
Тем удивительнее, что спустя три года после травмы, когда даже самые снисходительные фанаты слабо верили в Рэмзи, он выдал лучший сезон в карьере. 16 голов в 34 матчах и звание Игрока года в «Арсенале» дали надежду на раскрытие его огромного потенциала.
Но аттракцион продолжил движение.
Рэмзи по-прежнему полон талантов, но проявления этого таланта носят нерегулярный характер: его яркая игра не тянется дольше одного-двух матчей. Виной тому и травмы, и порой слепая вера Арсена Венгера, но это, как представляется, не главная проблема. В небогатой на исполнителей сборной Уэльса он является связующим звеном между полузащитой и атакой, в клубе же он так и не обрел постоянного места на поле. «Универсализм» Рэмзи, миф о котором был создан в «Арсенале» сыграл с ним злую шутку. Он стал человеком, который умеет все, но ничего на высшем уровне.
Феномен Рэмзи заключается в том, что многие его искренне любят, а те, кто не любит – очень бы хотели. Просто по разным причинам не могут себе позволить.
Так или иначе, можно констатировать, что Рэмбо стал самым успешным из шестерки бритишкора. С ним останутся победные голы в двух финалах Кубка Англии, 371 матч и 130 (65 голов + 65 передач) результативных баллов в форме «Арсенала».
Жаль, что к этому не добавится победный гол в финале Лиги Европы.
Аарон Рэмзи: Валлийский пациент
Тео Уолкотт: 12 лет рабства
«Первые впечатления – важны, но иногда слишком большие ожидания ложатся излишним грузом и их трудно оправдывать» – этим пассажем был завершен один из первых текстов блога, поднимающих вопрос о полезности Тео для «Арсенала».
За прошедшие с того дня семь лет изменилось лишь одно: Уолкотт и клуб идут разными дорогами. Казалось, ещё вчера юный Тео ехал в Германию на Чемпионат мира, не проведя ни одной игры в Премьер-лиге, сегодня ему 30 – и он незаменим на фланге «Эвертона». Очевидно не то, на что рассчитывали Тео, клуб и фанаты.
Ожидания, порожденные ярким стартом зачастую не идут на пользу молодым игрокам, останавливая их развитие. Примерно то же случилось и с Уолкоттом, хотя, было бы лукавством это не признать, Тео за двенадцать лет в «Арсенале» вышел на определенный уровень, ниже которого не опускался. Он зарекомендовал себя как игрок, который, находясь в тени всю игру, способен создать гол из ничего. Однако случались и такие матчи, когда он создавал ничто из потенциально опасных атак. На протяжении едва ли не всей карьеры Тео воевал за стабильное место в составе, и что не менее важно – за любимую позицию центрфорварда. Но выиграть конкуренцию у Анри, Адебайора и Ван Перси было в принципе невозможно, а Оливье Жиру оказался лучше в нужный момент.
Пожалуй, никто не символизирует неспособность Венгера извлекать максимум из доморощенных талантов так ярко, как Тео. Очередной, но самый яркий «наследник Анри» остался в истории клуба маленьким принцем, которому не суждено стать королем. Но, несмотря ни на что, в памяти останутся и хет-трик «Ньюкаслу» с тем самым голом, похожий шедевр в ворота «Челси» и ставший культовым жест в третьем раунде Кубка Англии против «Тоттенхэма». Всего же 400 матчей и 186 баллов за двенадцать лет.
Во многом из-за этого Тео, воспитанный в «Саутгемптоне» не воспринимается в истории без пушки на груди. А это, друзья, дорогого стоит.
ТЕОрия нападения: Уолкотт как центрфорвард «Арсенала»
Алекс Окслейд-Чемберлен: бег на месте
«Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Алекс Окслейд-Чемберлен обнаружил, что он у себя в клубе превратился в примитивного бегунка»
Надеюсь, герр Кафка простит нас за легкое надругательство над его повестью. Точно и кратко описать ощущения от последних сезонов Алекса в «Арсенале» без обращения к классике не получается.
Начиналось все как и других: юный возраст, большие (12 млн. фунтов) по тем временам деньги за янгстера, бескрайние перспективы. В дебютном сезоне не все шло гладко, но ассист в игре против «МЮ» и дубль в ворота «Блэкберна» казались неплохой затравкой для будущего прорыва. Алекс постепенно сдвигался на фланг из центра, где заправляли то Артета и Санти, то Коклен, Озил и Рэмси. Параллели с историей Тео Уолкотта, который также вышел из академии «Саутгемптона» Напрашивались сами собой. В ряде источников, среди которых и наш блог, Алекс начал рассматриваться как претендент на место Уолкотта. Более развитый, как физически, так и психологически, он выглядел первым выбором на позицию на годы вперед.
Но чем дальше Чемберлен смещался на фланг, тем ниже был его КПД. В 2014-м мы впервые задались экзистенциальным вопросом: кто же ты, Алекс Окслейд-Чемберлен? Молодой талантливый универсал™, или тупой перекачанный бегунок? Ответа не нашлось даже через год.
Бег со скоростью электровеника, оснащенного турбодвигателем был неоспоримым преимуществом, но не делал разницы в процессе игры. Зачем бежать, если не знаешь куда и для чего?
Сотрудничество Окслейда и «Арсенала» сегодня кажется случайностью: ощутимой пользы клубу он не принес, и даже вспышка на финише карьеры в клубе общей картины не изменила. Разве что факт продажи в «Ливерпуль» втридорога греет душу.
Летом Алексу исполнится всего 26 лет, и многое еще впереди. Есть надежда, что в «Ливерпуле» он сможет найти себя и перезапустить карьеру. Но это уже совсем другая история...
О природе дуализма, или кто ты, Алекс Окслейд-Чемберлен?
Киран Гиббс: несчастливый билет
«Есть и компетенции, и могли бы жить – им бы конкуренцию взять да отменить»
За первую команду «Арсенала» Гиббс дебютировал в матче Кубка лиги против «Шеффилд Юнайтед» 31 октября 2007 года. Он стал вторым (а если считать три года в юношеских и молодежных командах, то первым) из отряда бритишкора. Тем обиднее, что сильнейшим из ощущений по итогам десятилетней карьеры Гиббса в основе является недосказанность.
В сезоне 2008/09 Киран регулярно играл в Кубке Англии и Кубке лиги, а чуть позже стал привлекаться к играм в Премьер-лиге. В апреле 2009 года в связи с травмой Гаэля Клиши Киран сыграл в ответном матче четвертьфинала Лиги чемпионов с «Вильярреалом», полуфинале Кубка Англии с «Челси», полуфиналах Лиги чемпионов против «Манчестер Юнайтед» и шести матчах чемпионата Англии. Несмотря на досадную ошибку в ответном матче с «МЮ», Гиббс сумел достойно завершить сезон.
В том числе поэтому переход Клиши в «Манчестер Сити» в 2011 году был сдержанно воспринят Венгером. В Гиббсе босс «Арсенала» видел готового игрока на позицию левого фулбека, и тот не подвел: Киран обеспечивал энергию и темп, требуемые на данной позиции.
Все изменили травмы (которые, кажется, прописаны в контрактах) и подписание Начо Монреаля. Пока испанец осваивался в «Арсенале», Гиббс сохранял стабильное место в основе. Растущее количество ошибок и уверенная игра конкурента задвинули Кирана на периферию основной команды. Мы все реже говорили о Гиббсе, как об игроке, на которого возлагаются серьезные надежды. Подписанием Сеада Колашинаца клуб четко дал понять: на Кирана здесь больше не рассчитывают.
В этом, кажется, кроется одна из величайших несправедливостей: Киран получил от футбола намного меньше того, что заслуживал. Что и говорить, если самым ярким впечатлением об игре Гиббса было не эффектное спасение или молниеносный проход по флангу, а нелепая красная карточка (предназначенная для Чемберлена) в тысячной игре Арсена Венгера во главе клуба. Дальше больше: переход в «Вест Бромвич» и вылет с ним в Чемпионшип в первом же сезоне. Более того, Кирану не посвящено ни одной персональной статьи в нашем блоге. Ни одной! Даже Дженкинсон и, простите за ругательство, Андре Сантос были удостоены материалов.
Киран Гиббс вряд ли заслужил такой карьерный твист, но футбол в принципе не очень справедлив.
Карл Дженкинсон: преданный ботаник
«Хороший ты парень, Карл Стивенович, но не орёл»
Игрок, на которого изначально было мало надежд. Англо-финский тинейджер, пришедший из «Чарльтона» летом 2011-го выглядел очень грустным, и сознание самопроизвольно рисовало картины о том, как плохие парни регулярно отбирали у него деньги на школьные завтраки.
Не способствовало перерождению и время, в которое Карл попал в клуб: 0:2 в дебютной игре против «Ливерпуля» оказались аперитивом, а через неделю подоспело и основное блюдо – приснопамятные 2:8 на «Олд Траффорд». Крыша поедет даже у опытного футболиста, а что происходило в голове у впечатлительного янгстера… и представить страшно.
Проблемы Дженкинсона в «Арсенале» начались с травмы, из-за которой он пропустил более 20 матчей в сезоне 2011/12. Следующие два года Дженкинсона в стартовый состав не пускал Бакари Санья. Как ни странно, именно тогда (14 ноября 2012 года) Карл провел единственный матч в составе сборной Англии.
Двухлетняя аренда в «Вест Хэм» оказалась как нельзя кстати. В первый год с «молотобойцами» Дженкинсон сумел оживить карьеру, приняв участие в 32 играх Премьер-лиги. Но как только дела пошли на лад, он (вот неожиданность!) получил травму колена, из-за которой он на 250 дней остался вне футбола. За три следующих года он проследовал по маршруту «Арсенал» – «Бирмингем» – «Арсенал», по ходу которого провел всего 11 игр («одиннадцать за три года, Карл!»).
Нельзя не упомянуть о личности Дженкинсона: его преданности, любви ко всему, что связано с «Арсеналом». Карл болеет за клуб с самого детства: с малых лет он ездил на «Хайбери» вместе со своим отцом и братом. Он также является исключительно популярной фигурой среди сотрудников бэк-офиса, которые часто сообщают, насколько высоко они ценят его усилия в реализации многочисленных проектов клуба.
Очевидно, что в структуре клуба нужны такие ребята как Карл, но его история на «Эмирейтс» определенно подошла к концу.
Карл Дженкинсон: Древесный молот
Итоги
Спустя 7 лет со старта можно констатировать, что проект «british core» завершен. В финале Лиги Европы последний матч за «Арсенал» проведет Аарон Рэмси, а Карл Дженкинсон остается в структуре клуба лишь формально. Ядро (аве, русский язык!), созданное для разрушения самых крепких редутов, на деле оказалось не страшнее камня, выпущенного из рогатки по воробьям.
Три Кубка Англии стали тем максимумом, что клуб выжал из имеющихся возможностей. Еще хуже дела на уровне сборных: на Евро-2016 «Арсенал» в сборной Англии представлял лишь Джек Уилшир, на мундиаль в 2018-м не поехал никто (лишь Дэнни Уэлбек, пришедший в 2014-ом, и отыгравший на ЧМ 11 минут).
Так в чем же причина провала? Либо «английское качество» найти не проще, чем святой Грааль, либо Арсен Венгер плохо разбирается в талантах.
Неприятно это признавать, но второй вариант больше похож на правду. Достаточно взглянуть на соседей из «Тоттенхэма», чтобы понять, что «английский талант» – не абстрактное определение. Делле Алли и Харри Кейн – ключевые исполнители клуба, который несколько раз финишировал выше «Арсенала» (что в прежние времена случалось реже, чем полные затмения), а в ближайшую субботу они сыграют в финале Лиги Чемпионов. Лидеры они и в сборной Англии, впервые за много лет преодолевшей барьер ¼ финала чемпионата мира. Не будем забывать и про Рахима Стерлинга.
Если эти шестеро и правда являются теми, кого Венгер считал лучшими из «британских талантов» (а не фигурой речи), то его участие в трансферной политике клуба требовалось серьезно ограничить. Более того, любого молодого игрока важно не только купить, но и развивать. Здесь успехов, несмотря на репутацию Арсена как «прокачивателя», не больше. Не исключено, что это в итоге и стало одним из факторов, побудивших руководство прекратить сотрудничество с Профессором.
Бритишкор: перезагрузка?
Не успела отгреметь панихида по «бритишкору» имени Арсена Венгера, как наиболее рьяные фанаты и британская пресса начали биться в патриотическом угаре, предвкушая обновление проекта.
В наследство Эмери досталось четверо английских богатырей (Алекс Ивоби, Дэнни Уэлбек, Кэлум Чемберс и Роб Холдинг). Чемберс, к слову, превратился в короля аренд: фанаты «Мидлсбро» и «Фулхэма» признавали его лучшим игроком сезона. Правда, от вылета это клубы не спасло (вот бы в «Тоттенхэм» его!)
В прессе циркулируют слухи о подписании Уилфрида Заа и Райана Фрэйзера.
Да и сам Унаи не пренебрегает юными англичанами: 29 игр в основе (16 из них в АПЛ) провел Эйнсли Мэйтленд-Найлз, закрепляется в составе Эдди Нкетиа, дебютировали в Лиге Европы Букайо Сака, Джо Уиллок (оба также в АПЛ) и Зек Медли. Где-то в молодежной команде плещется Коэн Брэмелл.
В следующем сезоне ожидается возвращение Риса Нелсона и Эмиля Смит-Роу из аренды в Бундеслиге.
Некоторые из этих парней очевидно могут принести пользу «Арсеналу» в ближайшем будущем. Все они жили мечтой, играя за «Арсенал». Введение отдельных боевых единиц в состав клуба – несомненное благо и задача любого уважающего себя клуба. Но было бы наивно полагать, что клуб наступит на те же грабли, и вновь попытается построить команду на британском фундаменте.
В любом случае, ближайшее лето получится интересным.
Реальность: Хрустальная шестерка