Максим Сенаторов: «Комментировал и учил детей математике»
ЖУРНАЛИСТ С ОБРАЗОВАНИЕМ ПРОГРАММИСТА
-Самый традиционный вопрос, который можно было задать - как вы оказались в журналистике?
-В журналистике оказался, когда еще был студентом. Но изначально я об этом не думал, пошел в инженерно-физический институт, то есть никак не предполагающий какого-то гуманитарного направления. Физика с программированием не очень радовала, не было вдохновения этим заниматься, поэтому начал развивать себя в журналистике. Под конец обучения в институте оставил в стороне свое основное направление, но ничего, сдал диплом, защитился на отлично. После института принял решение, что надо развивать именно журналистику, в том числе и телевизионную журналистику и перешел на работу комментатора.
-То есть на вашем примере можно сказать, что высококлассному журналисту не обязательно иметь образование по специальности?
-Да если посмотреть на высококлассных журналистов, не все они оканчивали жур.фак. Конечно, у нас на работу часто приходят ребята с факультета журналистики, стажируются, остаются в этой профессии. Но я ни сколько не жалею, что изменил свою жизнь и пошел в журналистику комментировать матчи. Я думаю, что и родители рады тому, чем я занимаюсь. Может быть, если бы я был успешным программистом, им тоже было бы хорошо. Сейчас я занимаюсь тем, что мне нравится, они это приняли, поэтому все довольны.
-Ваш первый матч. Какой он был?
-Честно говоря, я не помню свой первый матч, потому что, когда я работал на телеканале "Футбол", кабельный канал, до сих пор существует, не могу сказать, что он сильно развился за то время, пока он существует. Мне дали там время, чтобы практиковаться, набираться опыта, набивать шишки какие-то. Я отлично помню свой первый прямой эфир, потому что много матчей было в записи, а вот прямой эфир это уже нечто другое. Это был матч Уэльс - Азербайджан. Совершенно не помню, как закончился матч, я жутко волновался, по-моему, даже начал трансляцию раньше намеченного срока, то есть, когда была реклама, я влез в эфир, но в итоге все нормально закончилось. Да, долго переживал, долго готовился, но в принципе, для меня это была обычная ситуация - экран, микрофон, все, как обычно, но, безусловно, мандраж был, трясло безумно. Бороться с волнением можно только количеством отработанных матчей, то есть чем их больше, тем чаще мандраж отходит на второй план, ты уже сосредоточен не на своих эмоциях, а на том, что происходит на поле. Иногда сложно это сделать, когда комментируешь большой матч, понимаешь, что много людей будет смотреть. Это как в театре. Ты осознаешь, что публика пришла, зал полон, и, безусловно, от тебя ждут чего-то сверхъестественного. Но потом, когда ты вступаешь в эфир, успокаиваешься, и все идет по накатанной. Нотки волнения присутствуют, когда комментируешь матчи чемпионата России. То есть, если мы комментируем европейские чемпионаты - Италии, Испании, Англии, то ты понимаешь, что армия поклонников европейского футбола всё равно меньше, нежели российского. Условный матч "Торпедо" - "Амкар" людей посмотрит больше, нежели игру "Хетафе" - "Эспаньол", или матч "Ювентуса" и "Эмполи". Ты понимаешь, что чемпионат России будет смотреть большинство: и коллеги твои будут смотреть, и болельщики, и, безусловно, чувствуется определенное волнение. В начале, грубо говоря, новые ботинки нужно разносить, чтобы они были тебе по ноге. Поэтому, если ты хорошо входишь в трансляцию, то ты уже чувствуешь себя, как в своей тарелке.
КОММЕНТАТОР ЭТО НЕ ГЛАВНОЕ ВО ВРЕМЯ ТРАНСЛЯЦИИ
-Казусы бывали в эфире?
-Не могу найти какой-то яркий пример, который, например, был у коллег. Безусловно, иногда путаешь фамилии. Недавно была история: был матч в чемпионате Испании, играли "Депортиво" и "Леванте", валенсийское дерби, на этом матче работал арбитр Хосе Игнасио Вильянуэво, по-моему, так. А у него, оказывается, есть брат, у которого вторая часть имени такая же - Игнасио Вильянуэво, а вначале какое-то другое. И я их перепутал. Готовился по одному источнику, посмотрел, вроде все подходит - Вильянуэво, а потом мне на форуме "НТВ-Плюс" пишут, что я на протяжении всего матча называл его брата. Эта ошибка не критична, это своего рода недоразумение.
-У вас есть своя коронная фраза, которая есть у многих комментаторов?
-Да нет, наверное. Приветствие стандартное, в конце говорю "до встречи на полях Испании", если я комментирую чемпионат Испании. Пока чего-то коронного я не выработал, думаю, что это со временем придет. Какая-то фишка должна быть у каждого комментатора, чтобы его узнавали.
-Какими качествами должен обладать комментатор? И есть ли вещи, которые можно натренировать для успешной работы?
-Главное качество комментатора - не мешать просмотру матча, не навязывать свое мнение, не выпячивать свою значимость. Комментатор это не главное во время трансляции, главное это игра. Все, что происходит на поле, комментатор озвучивает. Сталкиваюсь с комментариями в интернете, кто-то пишет, что «вот, опять этот Орлов», «Уткин влезает, лучше бы я смотрел с интершумом». Я пробовал смотреть с интершумом, откровенно говоря, я уснул на пятой минуте. Комментатор должен не мешать, а вести тебя, быть, как поводырь. Ты закрываешь глаза, он тебя ведет, и ты понимаешь, что на поле. И лишней информации не нужно, статистика появилась - ее озвучили. У каждого человека есть свой любимый комментатор. Сталкиваюсь с опросами в интернете, вроде кто лучше - Уткин или Гусев? Вот не поверишь, пятьдесят процентов, которым больше нравится Уткин, такое же количество человек, которым не нравится Уткин. И то же самое с Гусевым.
-Следите за мнениями относительно вашей работы, которые появляются в интернете?
-У меня есть "Твиттер", социальные сети и так далее. Иногда какие-то сумасшедшие пишут. Если критика конструктивная, если она по делу, это одно - ты это принимаешь. Сквозь недовольство от того, что ты ошибся, и тебе на эту ошибку указали, но ты это принимаешь. Я считаю, что мнение о собственной работе надо слушать от более опытных коллег. Если они указывают на ошибку, то к их мнению ты прислушиваешься в первую очередь. А к мнению тех, кто пишет в интернете, нужно относиться спокойно. Если пишут, что ты крутой, ты молодец, то можешь где-нибудь расслабиться и на следующий матч выйти с мыслью в голове, что "вот, мне в "Твиттере" написали, что я крутой комментатор, значит я крутой комментатор".
«НТВ-ПЛЮС» ФЛАГМАН СПОРТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
-Конкурсы комментаторов это важная вещь? Стоит ли их проводить чаще?
-Честно говоря, это дорогая вещь. Если их проводить чаще, то нужно иметь хороший бюджет. На "НТВ-Плюс" последний конкурс комментаторов, как раз там, где меня заприметили, был в 2010-м году. В принципе, можно было бы еще один конкурс провести, но сейчас такая финансовая ситуация, что вопрос о приобретении прав на показ матчей пока является главным. Знаешь, у нас в редакции нет отбоя от стажеров, они пока работают как журналисты, но они имели практику в конце 2014-го года: ребята выбирали с кем бы им хотелось провести матч - с Геничем, с Уткиным, с Розановым, то есть подобная практика была. Что касается конкурса комментаторов, то их проводить надо. Комментаторский цех должен обновляться, но не радикальным образом. Если выражаться футбольным языком, нужны точечные усиления. Но с другой стороны, если компании не требуется это точечное усиление, то зачем это делать? Просто так, потешить самолюбие, мол, мы проводим конкурс комментаторов. В победителях значатся в районе пяти человек, получается, что им всем надо обеспечить рабочие места, я думаю, что сейчас не то время с финансовой точки зрения, чтобы этот конкурс проводить. Но он точно нужен. Талантов огромное количество, сейчас с наступлением эры интернета каждый хочет что-то прокомментировать, каждый хочет себя показать, засветить. Когда я участвовал в конкурсе комментаторов, я работал учителем в школе. Комментировал и учил детей математике. Очень переживал, хоть у меня и был какой-то комментаторский опыт, но ты понимаешь, что "НТВ-Плюс" это флагман спортивной журналистики. Победить не получилось, я вошел в десятку, после зрительского голосования я отсеялся, но, видимо, какое-то мнение обо мне возникло, и спустя пару лет меня пригласили.
-Вы работали в "PROСПОРТЕ", в "Ударе Головой", получается, что спортивный комментатор это тот же универсальный журналист, который способен и на радио эфир провести, и текст написать?
-Конечно. Сейчас я уже меньше пишу, но если есть возможность, то какую-то интересную тему хочется затронуть. Например, в том году ездил в Белгород, когда команда обанкротилась, их ликвидировали, футболисты все разбежались, деньги не платили полгода или больше. Типичная для нашего футбола ситуация, но, понимаешь, Белгород богатый регион, было странно видеть, что футбол там умирает, хотя они недавно в кубке боролись с "Динамо". Хотелось понять, что случилось, почему так произошло, приехал, поговорил с людьми, написал в еженедельник "Футбол" большой материал. То есть, когда присутствует интересная тема, то почему бы о ней не написать. Но порой не хватает времени. Когда ты видишь расписание на неделю, ты понимаешь, что "ага, на этой неделе ты с семьей время опять не проведешь". Если в среду и четверг нет Лиги Чемпионов и Лиги Европы, то тогда свободный график. Поэтому написать что-то иногда и времени не хватает.
-А нужно возрождать такие клубы, которые пострадали из-за финансовой несостоятельности?
-Возрождать надо. Возрождать за счёт бюджета области, края. Спонсоры? Сегодня они есть, завтра их нет. И опять придется клуб банкротить за долги, футболистов разгонять. "Ротор" один раз возродили, вроде худо-бедно он просуществовал, сейчас опять его обанкротили. Если и возрождать, то это надо делать по уму, не на один год. Если Губернатор человек футбольный, то футбол в области будет. У нас же не напасешься Галицких на всю Премьер-Лигу. Сколько у нас клубов с частными инвесторами? "Краснодар", "Спартак", "Локомотив" себя так позиционирует, ЦСКА - 4 клуба. У "Зенита" "Газпром" за его спиной. А все остальные либо с богатыми спонсорами, либо живут за счёт бюджетных средств. А бюджетные средства, так скажем, манят своей доступностью, отщипнуть их, увести куда-нибудь в другую сторону.
-Согласитесь с тем, что работа комментатора это работа мечты?
-Отчасти да, но работа комментатора она тоже непроста. Мы не приходим за пять минут до трансляции, посмотрел, "а, сегодня "Спартак" с "Локомотивом" играют, ну ладно, что-нибудь наговорю". Нет. Надо с умом подходить к процессу подготовки к игре, и к ведению репортажа, то есть, это тоже сложная работа. Два часа говорить без умолку, без остановки, а если еще и две трансляции в один день, то тебе надо к каждому матчу подготовиться хотя бы немножко, что-то освежить в памяти. И с точки зрения горла и голоса это тоже очень сложно. У меня буквально недели две-три назад просто одно за другим: то насморк, то кашель, то температура. Но ты должен работать. Ты понимаешь, что если ты не придешь на этот матч, значит кто-то из твоих коллег будет на нем работать, игру же не снимут с эфира из-за этого. Ты идешь, капаешь себе в нос, капаешь себе в рот, пьешь теплый чай, все это вперемешку, лишь бы ты мог худо-бедно говорить. Если у тебя ангина, то глотать просто невозможно, а тут надо еще что-то говорить. Поэтому это так кажется, что они выходят, просто говорят, а на самом деле это титанический труд. Но это в то же время и радостный труд. Комментируешь футбол, у тебя есть эмоции, ты этими эмоциями делишься и это круто.
-Не думали никогда попробовать себя в роли комментатора баскетбола, тенниса, биатлона и других видов спорта?
-Мне нравится как вид спорта хоккей. Я не очень люблю смотреть его по телевизору, но люблю смотреть его на стадионе и играть в него. Может быть, с хоккеем получилось бы. Но это куда более динамичный вид спорта, то есть, если в футболе ты можешь растянуть свою мысль пока команда атакует, то в хоккее все намного динамичнее. Пляжный футбол очень телегеничный вид спорта, мини-футбол тоже очень интересный.
-Я знаю, что вы являетесь болельщиком шотландского "Селтика". Удалось посетить их матчи?
-В Шотландии ни разу не был на матчах "Селтика", был в России. "Спартак" принимал в Лужниках "Селтик". Интересная история, связанная с этим матчем: мы пришли с девушкой, у меня футболка, шапка, шарф, я был, как истинный шотландец. Девушка была одета в том же стиле, то есть, по нам было видно, что мы болеем за "Селтик". И когда мы подходили к Лужникам, мы увидели бело-зеленую группу шотландских болельщиков, и примкнули к ним. И дальше случилась удивительная вещь - нам просто открыли забор и без всякого досмотра, прощупывание посторонних предметов нас пустили на территорию стадиона, что было очень неожиданно.