6 мин.

Где моя бита, чувак? (Репортаж с тренировки петербургской бейсбольной команды)

В Петербурге появится полноценное бейсбольное поле. Об этом стало известно на прошлой неделе. Городская администрация наконец пошла навстречу энтузиастам этого не самого популярного в нашей стране вида спорта. Непопулярного настолько, что команда из 5-миллионого города вынуждена была принимать своих соперников в Москве, а тренироваться на пустыре вблизи морского порта. Два года назад мы побывали на такой тренировке и, пока готовится новый материал, публикуем репортаж из прошлого.

 

На Олимпийских играх в Пекине российской бейсбольной сборной не было. Оно и неудивительно, бейсбол в России, как пациент из сказки про Буратино, скорее мертв, чем жив. Однако, даже на не самой плодородной почве, этот вид спорта умудряется давать ростки. Так в Санкт-Петербурге, где нет ни одного бейсбольного стадиона, существует команда «Северные звезды».

 

Стадион на Английском проспекте, где тренируются «Северные звезды», представляет собой жалкое зрелище. Во-первых, он огорожен от проезжей части забором, в котором не удается найти калитки. Сами спортсмены это препятствие преодолевают просто – перелезая через забор. Такое чувство, будто тренироваться они приходят украдкой. Во-вторых, кругом все усеяно грудами мусора. Рядом с ветхими и грозящими обвалиться трибунами, человек на сорок, валяются старые газеты, битые бутылки из под пива, сигаретные окурки и, что удивительно, грампластинки.

И в завершение всего, оказывается, что стадион, который, некогда отвечал необходимым минимальным требованиям, с недавних пор лишился части своей территории. В соседней школе занялись благоустройством и огородили часть стадиона забором. Сопротивляться было бессмысленно. «Что поделать? – вздыхает Денис Новокшонов, Президент федерации бейсбола Санкт-Петербурга и, по совместительству, старший тренер команды. – Детишкам ведь тоже нужно где-то заниматься».

Из-за такой несправедливости петербургская команда вынуждена свои домашние матчи проводить в Москве. «Конечно, популярности нашему виду спорта это не добавляет, - признается руководитель клуба. - Представьте, что было бы, если «Зенит» вместо «Петровского» играл бы в «Лужниках». Болельщиков у него тогда стало бы меньше».

Впрочем, болельщики у команды все же есть. Правда, в основном, это либо родственники и друзья игроков, либо те, кто когда-то бейсболом занимался, а потом бросил. Ну, еще с небольшой натяжкой болельщиками можно считать гастарбайтеров, которые живут в небольшой пристройке рядом со стадионом и во время тренировки выбираются наружу, чтобы понаблюдать за диковинной игрой.

Сейчас в команде «Северные звезды» играют, по большому счету, студенты из некоторых петербургских вузов, которые пришли сюда, откликнувшись на призыв. Еще есть несколько «заболевших» бейсболом уже давно. Как и сам руководитель, который этой игрой занимается со школьной скамьи.

«Восемнадцать лет назад к нам в школу пришли люди и спросили, кто хочет заниматься бейсболом? - рассказывает он. – Желающих было немного, и мне стало обидно. Как это так? Я записался. И так втянулся, что теперь себя без бейсбола просто не представляю. Сначала был игроком, а теперь тренирую клуб. Кстати, у нас и две детские команды есть, между прочим. Так что, мы не только играем, но и подрастающее поколение воспитываем».

Сейчас «Северные звезды» играют в Высшей лиге, которая считается второй по значению в России. Впрочем, поскольку команд вообще немного, во время игрового сезона, который длиться с мая по октябрь, друг с другом играют представители как высшего, так и низшего дивизионов. Наша команда сейчас занимает второе место. Следовательно, есть шанс на повышение.

«Кстати, в Петербурге есть еще несколько команд, - продолжает Денис. – Но они не играют в профессиональной лиге. Еще одна очень сильная команда создана на основе выходцев с Кубы. В этой стране бейсбол здорово развит. Поэтому, когда мы выходим играть против кубинцев, у нас бывают серьезные проблемы. И это при том, что мы, вроде как, профессионалы, а они – нет. Что поделать, у них едва ли не с пеленок начинают в эту игру играть».

Россиянам до среднего кубинского уровня пока еще далеко. Все-таки бейсбол в нашу страну пришел лишь в конце 80-х, начале 90-х. Да и игра эта, по большому счету, осталась непонятной сердцу русского человека. У нас привыкли играть в лапту, игру чем-то похожую и выполняющую, в принципе, те же функции, что и бейсбол. Впрочем, даже лапта в России не может похвастаться хоть сколько-нибудь профессиональной организацией. По словам бейсболистов, в «русскую сестру» играют, по большому счету, лишь в провинции. В столицах же забвению предана как одна, так и другая игра.

И это при том, что тот же бейсбол довольно зрелищный вид спорта. Главное, «врубиться» в правила. С одной стороны, все понятно: есть две команды, которые играют в нападении (отбивают мяч) и защите (мяч вбрасывают) по очереди. Цель тоже, вроде бы, ясна – набрать как можно большее количество очков. Очки же даются, когда игрок команды, играющей в нападении, пробегает по очереди все базы, расположенные в углах квадрата, который является игровым полем.

9 игроков команды, играющей в защите, выходят на поле и стараются не дать другой команде заработать очки. Другая команда первой играет в нападении и старается эти самые очки набрать. Прежде, чем игрок нападающей команды может начать бежать к базам, игрок защищающейся команды, называемый «питчером», встаёт в обозначенном месте в середине игрового квадрата. Остальные 8 игроков защищающейся команды также находятся на поле, каждый в своей позиции.

Игрок команды, играющей в нападении, называемый «бьющим», встает рядом с «домом», держа в руках биту. Бьющий ждёт, когда питчер бросит мяч в сторону «дома». Когда же это, наконец, происходит, бьющий старается отбить мяч битой. Если бьющему удалось отбить мяч в поле, он должен бросить биту и начать бежать в сторону 1-й базы. Собственно, противостояние между питчером, бросающим мяч, и бэттером (игроком, который мяч отбивают) является стержнем матча, его главным нервом.

Кроме того, не следует забывать, что каждая игра разделена на периоды — «иннинги» (inning), в каждом из которых каждая команда играет по разу в нападении и в защите. Каждый раз, когда три игрока команды нападения отправляются в аут, команды меняются местами (таким образом, в каждом иннинге шесть аутов — три для каждой команды). Игра состоит из 9 иннингов.

Мы только успеваем разобраться в правилах, как тренировка начинается. К «шахматам с битой», как называет эту игру Денис, здесь подходят со всей серьезностью. Пробежка, разминка, упражнения. Тех, кто отлынивает, ждет наказание, тренер назначает им по десять отжиманий. Ребята послушно выполняют наказ тренера. Завтра им уезжать в Москву на очередной матч.

«В 90-е бейсбол стал Олимпийским видом спорта, и с тех пор его популярность в мире растет. В нашей стране последние года два бейсбол активно возрождается, - рассказывает перед тем, как начать тренировку, Денис Новокшонов. – Наши детские, юношеские и юниорские команды уже считаются одними из лучших в Европе. Значит, у бейсбола в России есть будущее. Да и в Петербурге, надеюсь, все будет хорошо. Не так давно мы были в Смольном и получили подтверждение тому, что у нас будет, наконец, построен стадион. Надеюсь, что в ближайшее время мы будет конкурировать с ведущими командами. И на Олимпиаду, наконец, попадем».

Что ж, если конкуренция с ведущими командами - вполне реальная перспектива, то на Олимпиаде наша команда вряд ли сыграет. Летние игры в Пекине стали для бейсбола последними олимпийскими играми. Вместе со своим собратом «софтболом» он из программы выбывает. Остается надеяться, что на судьбе петербургских бейсболистов это не скажется.