Что дальше? «Спартак»: забыть про золото
Продолжая анализ состояния дел в кругу фаворитов РФПЛ, Sportbox.ru обращает внимание на самый титулованный и самый противоречивый клуб России.
«Спартак» / Фото: Дмитрий Паршин
Упорядочить
Анонсированная Леонидом Федуном передача управленческих полномочий профессионалам началась: публике представлен новый генеральный директор клуба — Сергей Родионов. Впрочем, в видимой части нового «Спартака» он пока профессионал единственный. А обещаны были во множественном числе. Потому первый шаг реформ едва ли может удовлетворить придирчивую часть аудитории. О действительном переходе красно-белой власти к профессионалам футбола пока говорить рано.
Фигура нового гендиректора очень важна, но не менее важными видятся два исходящих от неё управленческих вектора. Первый — на нижние этажи клубной структуры. Родионову предстоит сформировать свою команду: именно её качество во многом определит будущие результаты. «Кадры решают всё» — формула на все времена. От того, насколько профессиональным и единым, в том числе в понимании футбола, будет состав менеджеров, прямо зависит успех всего предприятия. И вот здесь угадываются некоторые неясности. Каковы границы полномочий нового гендира? Волен ли он целиком и полностью формировать клубный штат?
Задаваться такими вопросами заставляет фигура Юхана Гераскина. Этому молодому человеку, о котором по большому счёту известно только то, что он вошёл в семью Леонида Федуна и был очень расположен к Мурату Якину, недавно прочили даже место гендиректора. И хотя такого назначения не состоялось, в клубных верхах он закрепился. Вроде бы в должности технического директора, отвечающего в первую очередь за важнейший трансферный участок. Это выбор Родионова? Или это данность, с которой новому генеральному приходится мириться?
Не менее важен и другой вектор — отношения гендиректора с клубными верхами. На представлении Родионова было сказано, что он, возможно, войдёт в совет директоров. Это было бы здорово. И если уж двигаться этой дорогой, то место в совете директоров разумно было бы предоставить и делегату от попечительского совета, создание которого так красиво подали публике прошедшей весной. Вот тогда тезис о передаче полномочий профессионалам уже гораздо меньше походил бы на декларацию. Попечительский совет действительно может стать неким охранным рубежом — институтом сбережения идеологии и традиций клуба. Симонян, Ловчев, Романцев, Ярцев, Мирзоян — в такой коллективный разум можно верить. Но у него должны быть реальные, а не кукольные, как сейчас полномочия.
В общем, завершение управленческой реформы, приведение клубной структуры в логичный, уравновешенный, прозрачный вид, достижение внутреннего единства, исключение предпосылок для очередного обострения синдрома «Лебедь, рак и щука» — именно так видятся ключевые из ближайших задач «Спартака».
Ждать
А выбор тренера имеет уже подчинённое значение. Разумеется, от этой фигуры будет зависеть многое, но это только один из многих факторов успеха.
В своей программной речи на первой пресс-конференции Сергей Родионов обозначил несколько принципиальных тезисов. Хватит кричать про первое место — надо планомерно строить команду. Главный тренер должен подбираться под систему. Не должно быть так, что система перестаёт работать, как только тренер покидает команду.
Логично предположить, что система, о которой идёт речь, основана на традиционных красно-белых ценностях. Просто невозможно представить, что Родионов, спартаковец с десяти лет, может иметь в виду какие-то другие. И если так, то самым вероятным кандидатом на тренерский пост следует считать Дмитрия Аленичева — человека одной с ним футбольной крови.
Правда, выбирает тренера не гендиректор, а совет директоров. А там, насколько можно понять, мнения имеются разные.
Курбан Бердыев, Виктор Гончаренко — тренеры тоже по-своему интересные. Но у них есть один существенный недостаток: они для «Спартака» чужие. Их примут только при наличии результата. А вот Аленичеву некий карт-бланш красно-белый мир, безусловно, предоставит в любом случае. И это очень важно. Вернуть былое величие сразу нереально — в любом случае будет необходимо время, потребуется готовность спартаковского сообщества ждать и терпеть. И из трёх претендентов на этот ресурс может рассчитывать только один.
Подсушиться
Обозначенная новым гендиректором линия на спокойность, взвешенность, системность предполагает и несуетное наведение порядка с игровыми кадрами. Но пока верх берёт прежняя, попсовая, скажем так, селекционная линия: даёшь новичков! «Спартак», который и так обременён, пожалуй, самым хаотичным и бесформенным составом в лиге, уже и в это трансферное окно имеет приобретений больше, чем потерь. Ушёл Ким Чельстрём — пришли Владимир Гранат и Ивелин Попов. Это только с полноценными новыми контрактами. Если же посчитать и арендованных, то красно-белые получают чуть ли не ещё одну целую команду: Кирилл Комбаров, Сальваторе Боккетти, Рафаэл Кариока, Динияр Билялетдинов, Александр Зотов, Роман Широков, Павел Яковлев, Лукас Барриос. При этом и в самом «Спартаке» весной было достаточно тех, кто присутствовал в команде скорее номинально: Сергей Брызгалов, Жоао Карлос, Жано Ананидзе, Араз Озбилиз, Хурадо.
Потому в первую очередь, как представляется, «Спартаку» надо подсушиться — в кадрах и деньгах. Состав команды как будто из прежней жизни, где ещё не было финансового фэйр-плей. И не стоит думать, что к спортивному результату это не имеет прямого отношения. Чем лучше игрок понимает, что нужен конкретной команде и конкретному тренеру, тем полнее отдаётся делу. А что можно ждать от состава, который переполнен людьми, живущими с ощущением транзитных пассажиров? Внутренний монолит, этот важнейший фактор успеха, с ними априори исключён.
В понедельник 8 июня «Спартаку» обещан новый тренер. Он наверняка способен сходу сказать, какие именно футболисты из присутствующих в зарплатной ведомости ему нужны, какие нет. И чем быстрее клуб трудоустроит всех лишних — лучше не на временной, а на постоянной основе, — тем качественней подготовится к вступлению в сезон.
А покупки?.. По большому счёту они сегодняшнему «Спартаку» не нужны. Ведь главная задача дня — наведение порядка, выстраивание системы. Про первые места, как заметил генеральный директор, пока стоит забыть.