7 мин.

Эволюция Бердыева, или как «Спартак» научится играть в обороне

Этот материал, опубликованный в «ССФ» два года назад, повествует об эволюции оборонительной игры «Рубина» в эпоху Курбана Бердыева. Тренера, который, по информацииSovsport.ru, является самым реальным преемником Мурата Якина в «Спартаке».

ДЕБЮТНАЯ

езон-2003)

Уже в дебютном сезоне в премьер-лиге «Рубин» зарекомендовал себя командой, не просто любящей, но и умеющей играть от обороны. В итоге казанцы пропустили меньше всех в чемпионате, явив футбольной общественности несколько красочных матчей с любопытными тактическими вариациями.

Модель 3–5–2 под дирижерством Курбана Бердыева – это гибкая тактическая схема-трансформер, рассчитанная как на агрессивную атаку, так и на компактную оборону. Помимо трех центральных защитников в эту расстановку включены два фланговых игрока, в футбольном мире называемые сегодня латералями (футболист, закрывающий всю бровку) – в 2003 году это Бояринцев (1) и в меньшей степени Федоров ( 2 ). В зависимости от хода матча, они исполняли роли защитников или атакующих хавбеков.

Еще одна характерная особенность модели – высокая линия центральных защитников. Кто-то из трио Синев – Шаронов – Новотны (3) в момент выхода соперника из обороны вытягивался вперед, заполняя пространство между защитой и полузащитой, и встречал оппонента в момент приема мяча.

«Рубин» образца 2003 года сложно назвать сбалансированной командой, поскольку качество обороны значительно превосходило атаку.

ХУДШАЯ

езон-2007)

В 2007 году у «Рубина» сложно было даже очертить основной состав – настолько всеобъемлющей и массовой была ротация практически на всех участках поля (за сезон в составе отметились 35 (!) футболистов разных амплуа). В условиях такой нестабильности и тактических шатаний оборонительная игра в принципе не могла быть отлаженной. Сказывался и уровень исполнителей. Обратите внимание на схему: говорит ли вам о чем-нибудь большинство имен?

Казанцы тогда были заурядным середняком премьер-лиги, без системы игры, стабильности и перспектив. Худший показатель по пропущенным мячам в своей новейшей истории (примерно 1,38 гола за матч) – лишь вершина айсберга. «Рубин» того периода не знал многих базовых вещей – например, не мог держать удар под прессом позиционных атак соперника, отсутствовала система фланговой подстраховки, а центральные защитники могли похвастаться разве что борьбой на «втором этаже», тогда как позиционное чутье и прочие навыки практически отсутствовали. Больше казанцев, занявших по итогам чемпионата 10-е место, в том чемпионате пропустили только «Локомотив», «Крылья Советов» и «Ростов».

ЧЕМПИОНСКАЯ

езон-2008)

В свой первый чемпионский год «Рубин» использовал модель 4–2–3–1 с уклоном на контратакующую игру. Визитная карточка той команды – строгая, усыпляющая игра в защите, с хлестким выпадом на чужие ворота (как правило, через фланговую зону). Тогда же начал формироваться отличительный признак, свойственный казанцам и сейчас, – ротация линии обороны без потери качества. Другими словами, если из обоймы выпадал тот или иной ключевой защитник, его успешно заменял дублер без ущерба для команды. Так, вместо Томаса выходил Попов, а вместо Ансалди – Салуквадзе.

После забитого гола «Рубин» всем составом, кроме Бухарова и Карадениза, отходил назад, захлопывался, как ловушка, заманившая жертву. Не используя высокий прессинг, команда встречала соперника уже на своей половине поля, где два чистых разрушителя – Нобоа и Сибайя – создавали плотность в средней линии, заставляя соперника играть верхом и через длинные забросы. И порой это выходило казанцам боком. Самая распространенная ошибка в обороне «Рубина» того периода – позиционные провалы в зоне между фланговым и центральным защитниками (на схеме – цифра 1).

ЛЕГЕНДАРНАЯ

езон-2009 (на примере матча группового этапа Лиги чемпионов «Барселона» – «Рубин» – 1:2; 20.10.2009)

Знаменитый рубиновский «автобус», поставивший в тупик лучшую команду Европы. Несмотря на то что в стартовом составе казанцев вышли пять номинальных защитников, а тактическая модель напоминала построение 5–3–2, никто с точностью не скажет, сколько защитников на поле было де-факто. «Рубин» оборонялся очень глубоко, почти всем составом, так что схему можно представить и как 8–0–2 – восемь игроков держали оборону и лишь двое (Домингес и Карадениз) организовывали контригру, выстроенную, стоит отметить, не хуже, чем линия защиты.

Игру «Рубина» в том матче можно без преувеличения назвать шедевром оборонительного искусства. Если бы в футболе вручался «Оскар», в номинации «лучшая защита 2009 года» победителем оказался именно казанский клуб. Семак (1) и Нобоа (2) оттягивались назад, к линии штрафной площади, где караулили отскоки и встречали любящих с разгона ворваться в зону соперника каталонцев. А когда «Барса» уж совсем поджимала, Калешин (3) и Салуквадзе (4) смещались в центр, становились по сути четвертым и пятым центрдефами.

ПОСЛЕДНЯЯ

езон-2012/13 (на примере первого четвертьфинала Лиги Европы «Челси» – «Рубин» – 3:1; 04.04.2013)

В первом матче Лиги Европы против «Челси» казанцы допустили целый букет тактических и технических ошибок в обороне, в четвертый раз в своей еврокубковой истории пропустив три гола. Главным образом сказалось индивидуальное превосходство атакующих игроков английской команды над защитниками «Рубина». Все четверо позволяли себя обыгрывать один в один, непростительно много ошибались в передачах при выходе в атаку, постоянно теряли свои зоны и проигрывали ключевые единоборства в штрафной площади. Словно это и не «Рубин» вовсе.

Главным же неприятным сюрпризом стали коллективные взаимодействия футболистов группы обороны. Приучивший нас к тому, что его защита представляет собой единое целое, где все понимают друг друга на подсознательном уровне, на этот раз «Рубин» не убедил ни в одном игровом компоненте. Опорные хавбеки гуляли в средней линии сами по себе (была проиграна зона подборов), центральные защитники располагались слишком далеко друг от друга, а фланговые не успевали страховать партнеров. Как результат – «Челси» без особых усилий находил свободное пространство для атакующих комбинаций.

Михаил Борзыкин