Покер по-вратарски, или Как Хельмут Дукадам стал Героем Севильи
Оригинал статьи на sovsport.ru
Каков он, путь к футбольной славе? Для одних единственно верный рецепт – это неустанные тренировки, отвоёвывание места в составе и, наконец, заслуженный пьедестал. Для других, более даровитых, если не сказать – гениальных, всё может сложиться проще – они с юных лет врываются на страницы спортивных изданий и экраны телевизионных приёмников, вываливая на нас весь арсенал своих талантов и приковывая к себе всеобщее внимание болельщиков. Есть и третий вариант, при котором некогда малоизвестный спортсмен в одночасье становится калифом и с высоты своего величия едва может охватить миллионы склонённых пред ним голов. Но, спустя какое-то время, такой герой так же быстро исчезает, как совсем недавно появился. Вот о таком человеке мы сегодня с вами и поговорим, а заодно и вспомним финал Кубка европейских чемпионов между командами «Стяуа» и «Барселона», состоявшийся 29 лет назад, 7 мая 1986 года, на севильском стадионе «Рамон Санчес Писхуан».
Рис. 1. Программка и билет на матч, памятные вымпел и значок
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЗАБЕГ «СТЯУА»
Кубок чемпионов, как мы помним, был таким турниром, в котором при определённых раскладах даже весьма посредственная команда могла добраться если не до финала, так до весенней стадии точно – главное, чтоб по сетке везло с соперниками. Вот и румынский «Стяуа», что называется, в этом плане поймал свою волну. В 1/16 финала они одолели скромный датский «Вейле», а в 1/8-й – некогда великий венгерский «Гонвед» (да-да, именно в нём в своё время выступали Пушкаш, Кочиш, Цибор и ещё добрая часть «волшебников-мадьяр»). Четвертьфинал принёс, правда, очень напряжённые матчи с обороняющимся всеми силами финским «Куусюси» – а ведь именно этот клуб стал той не к месту торчащей кочкой, на которой так досадно споткнулся ленинградский «Зенит», – но нужный гол был-таки забит под занавес второй встречи.
И вот лишь в полуфинале бухарестцам достался более-менее сильный коллектив – выбивший из турнира мюнхенскую «Баварию» бельгийский «Андерлехт», на тот момент являющийся двукратным обладателем Кубка кубков и однократным – Кубка УЕФА. Первая встреча, проходившая в Брюсселе, завершилась с минимальным перевесом хозяев – забил Энцо Шифо. Местные журналисты сразу же по окончании матча отметили крайне высокую боевитость румын, их физическую готовность и технику. И действительно, уже у себя дома подопечные Эмерика Енея вновь продемонстрировали все эти свои отменные качества сопернику, уверенно победив со счётом 3:0 и став первым румынским клубом, вышедшим в финал Кубка чемпионов. На послематчевой пресс-конференции тренер проигравшей стороны Ари Хан признался: «Когда состоялась жеребьёвка полуфинала, я считал, что нам повезло. Теперь убедился в противоположном».
Рис. 2. «Стяуа» перед матчем
ИГРА НА НЕРВАХ КАТАЛОНЦЕВ
У «Барселоны» путь к решающему матчу был куда сложнее. И в 1/16-й и в 1/8 финала «сине-гранатовые» дважды поскальзывались, но, чудом удерживая равновесие, шли дальше лишь благодаря правилу выездного гола. Сперва в роли банановой кожуры выступила чехословацкая «Спарта», после же – португальский «Порту». В четвертьфинале перевести дух ребятам Терри Венейблса тоже не удалось – там их поджидал действующий обладатель Кубка чемпионов «Ювентус». Но Платини и компания, вопреки ожиданиям многих, не смогли выйти победителями из этой пары. Казалось, всё, самый сложный соперник каталонцев повержен! Но главное испытание ждало «Барселону» впереди.
В полуфинале испанской команде достался обладатель Кубка УЕФА 1982 года шведский «Гётеборг». Хоть «сине-белые» и были крепким европейским орешком, но разница в классе всё же была существенной и каталонцы ехали в гости к скандинавам в ранге явных фаворитов. Но то, что в результате случилось на стадионе «Уллеви», местные обозреватели после сравнивали со взрывом бомбы – великая «Барселона» была разгромлена чуть ли не любительским «Гётеборгом» со счётом 3:0! Гундер Бенгтссон не знал, куда себя деть от переполнявшего его восторга и был щедр на интервью и громкие реплики. «Им следовало нас больше уважать!» – самодовольно заявлял главный тренер «ангелов». «Мы знали, что их защитники медлительны и неразворотливы», – вторил своему рулевому оформивший дубль Турбьёрн Нильссон.
Но шведская сказка оказалась не длиннее чулка их небезызвестной землячки Пеппи. Спустя две недели, «Барса», вернув в состав практически излечившегося бомбардира Стива Арчибальда, задала знатную порку своим гостям. Но в роли хлёсткой и солёной плети в руке каталонской команды выступил вовсе не выздоровевший шотландец, как ожидали защитники «Гётеборга», а его коллега по атаке – Пичи Алонсо. Именно этот бывший игрок «Сарагосы» оформил хет-трик и отправил команды в овертайм, который победителя не вывил. В серии одиннадцатиметровых ударов герой встречи пенальти не исполнял, т.к. к тому времени был уже заменён, зато его товарищи в этой лотерее были куда удачливее своих оппонентов. Но является ли данное послематчевое действие лотереей? Давайте оставим этот вопрос открытым до конца статьи.
Рис. 3. «Барселона» перед матчем
ВЕЛИКИЕ И РАНГОМ НИЖЕ
Вот такими разными дорогами добрались до финальной встречи «Стяуа» и «Барселона». Для всей Румынии одно только участие своей команды в матче подобного ранга было праздником, большего сложно было и желать, хотя сквозь троекратные плевки и скрещенные пальцы это желание рвалось наружу, как закипающее на плите молоко. Но надежды надеждами, да все прекрасно понимали, кто фаворит в этой паре – слишком уж разнокалиберными были эти два клуба. Кроме того, не будем забывать, что финал должен был состояться на испанской земле, в Севилье, что обеспечивало «сине-гранатовым» ещё дополнительные преимущества.
Сейчас же по нашей традиции мы просто обязаны взглянуть, пусть и мельком, на главных действующих лиц грядущего представления.
У «армейцев» в обороне выделялся не по годам талантливый защитник Миодраг Белодедич. В опорной зоне огромная доля черновой работы была на плечах Ласло Бёлёни, в 1977 и 1983 годах признававшимся лучшим румынским футболистом. Кроме того, что Ласло мог отпахать весь матч от штрафной до штрафной, навязывая борьбу соперникам, он был обладателем прекрасного паса и пушечного удара. В качестве оттянутого форварда выступал Мариус Лэкэтуш, а над ним – забивной Виктор Пицурке, до сего дня огорчавший вратарей противников на каждой стадии турнира. Но, если вдруг у кого-то из этих двух форвардов, как говорится, не пойдёт, то Эмерик Еней всегда мог рассчитывать на 36-летнего ветерана Ангела Йордэнеску, всё чаще выходящего лишь на замены, но в свои годы ещё не до конца растерявшего былой метеороидной скорости. «А как же Хельмут Дукадам, чьё имя вынесено в заголовок?» – спросите вы. Да никак. Обычный вратарь, ничего особенного.
Перейдём к звёздам «Барсы». На страже ворот стоял один из лучших голкиперов 1980-х Франсиско Хавьер Гонсалес Уррутикоэчеа, или попросту Уррути. Столпом обороны «сине-гранатовых» являлся их капитан Хосе Рамон Алесанко. Партию левого защитника исполнял техничный и скоростной Хулио Альберто – человек с несгибаемым характером, готовый биться до мышечных спазмов даже в случае, если его команда будет проигрывать в безвоздушном пространстве на выезде марсианам. Думаю, с Карлесом Пуйолем они б нашли на поле общий язык. Идём далее. В центральной зоне дирижировал атаками Белокурый Ангел Бернд Шустер – человек с неординарным диспетчерским мышлением, прекрасным пасом и отточенной техникой. Ну а на острие главной фигурой был Стив Арчибальд, открытый для всего футбольного мира в стародавние абердинские времена Алексом Фергюсоном. Этот шотландский форвард, не дававший пробиться в основу герою полуфинала Пичи Алонсо, был приобретён на смену поспешившему покинуть «Барселону» двумя годами ранее Диего Марадоне и довольно гармонично влился в схему своего практически земляка Терри Венейблса. И Шустер, и Арчибальд были несколько обеспокоены своими ещё беспокоивших их травмами, но врачи команды дали добро на выход на поле.
Рис. 4. Тактические расстановки команд
ПАРА АБЗАЦЕВ ПРО СКУЧНЫЙ МАТЧ
В день финала Севилья погрузилась в сине-гранатовые цвета. Около пятидесяти тысяч болельщиков «Барсы» прибыли на этот матч на трёхстах автобусах, десяти самолётах и шести поездах, чтобы под завязку заполнить трибуны стадиона «Рамон Санчес Писхуан». Поклонников «Стяуа», мягко говоря, было куда меньше. Они казались лишь маленьким островком во всепоглощающем каталонском море.
Что можно сказать о самом матче? Если попытаться обойтись одной фразой, то она будет до безобразия банальна: «Барселона» пыталась атаковать, «Стяуа» старался грамотно обороняться. И так все девяносто, а потом и ещё тридцать скучных минут почти без опасных моментов. Но зато зрелище, которое подарила нам серия послематчевых одиннадцатиметровых ударов (замечу, лишь вторая за всю историю Кубка чемпионов), враз прогнала дремоту и повысила уровень адреналина до максимальной отметки. В игру вступил Хельмут Дукадам.
Рис. 5. Хельмут Дукадам снимает мяч с головы Хосе Рамона Алесанко
ЛОГИКА И ДЕДУКЦИЯ ХЕЛЬМУТА ДУКАДАМА
Карьеру Хельмута Дукадама никак нельзя назвать звёздной. Родившись на границе с Венгрией в деревне Семлак, всё население которой легко можно было уместить в вагоны одного пассажирского поезда, он поначалу и не думал о профессии футболиста, но после обнаружил в себе некоторые задатки голкипера. Сперва 193-сантиметровый вратарь защищал цвета скромных любительских клубов из городка Арад, да и в них не всегда пробивался в основной состав. Первой же профессиональной командой стал местечковый «Конструкторул», а после – «УТА» из тех же приграничных мест. Перелом в судьбе Дукадама случился в 1982-м, когда он попал в обойму обновляемого «Стяуа». За первые два года пребывания в клубе, Хельмут сыграл в считанном количестве встреч, но уже начиная с сезона 1984/85 стал основным голкипером команды.
И вот Кубок европейских чемпионов. Финал. Серия пенальти. То, о чём ещё лет пять назад не приходилось и мечтать, сбылось. Хотя нет, вру. Меня отчасти опровергает своими словами сам будущий Герой Севильи. «Я всегда мечтал дойти до финала, – говорил в одном из интервью Хельмут Дукадам, – и чтобы я мог решить судьбу матча. Поэтому после каждой тренировки я оставался с кем-то из партнёров ещё на полчаса и работал над одиннадцатиметровыми. Я даже сам бил пенальти, чтобы лучше понимать, что творится в голове и душе у игрока, который подходит к точке».
Знаете, что я подумал: вот я привёл только что одну из цитат Дукадама, так давайте попробуем описать эту поистине легендарную серию пенальти посредством подобных воспоминаний главного героя того матча. Надеюсь, вы не будете против.
Наносить первый удар выпало игрокам «Стяуа». К мячу подошёл Михаил Мажяру. Не самый сильный удар в левый от себя угол парировал Уррути, приблизив команду к заветной цели и уступив место в воротах Дукадаму.
У испанцев начинал перестрелку Хосе Рамон Алесанко. «В первую очередь я думал, куда он будет бить. Я поставил себя на его место и предположил, куда бы я целил, – вспоминал после Дукадам. – Судя по тому, какую позицию он занял и как подходил к мячу, я решил, что мои шансы будут выше, если я прыгну вправо». Посланный капитаном снаряд не достиг своей цели, но достиг цели румынской – перчаток голкипера. Счёт остался прежним, нулевым.
Вторым у «армейцев» к «точке» направился Ласло Бёлёни. Удар! И Уррути вновь был на высоте! Раздосадованный румынский полузащитник в сердцах лупанул по отскочившему к нему мячу второй раз, но кому это было уже интересно – все ждали продолжения.
К мячу подошёл Анхель Педраса. С этого момента игра для Дукадама приобрела чисто психологический характер: «Бьющий, возможно, подумал, что раз я вытащил мяч справа, то теперь буду прыгать влево. Я знал, что он мог подумать именно так из-за того, что вратарь «Барселоны» Уррути также сначала отбил мяч после удара в исполнении Мажяру в свой левый угол, а затем справился с попыткой Бёлёни, который пробил в противоположную сторону. Так что же я сделал? Я снова прыгнул вправо и отбил мяч, несмотря на то, что это был лучший удар из всех попыток «Барсы». На табло остались гореть всё те же девственные нули.
Рис. 6. Звёздный час Хельмута Дукадама
Лишь пятый удар в этой уникальной серии достиг цели. Это, едва не сломав перекладину, отличился Мариус Лэкэтуш!
К «точке» подошёл свежий, вышедший на замену только на 106-й минуте встречи, снайпер Пичи Алонсо. Дукадам сверлил его пронизывающим взглядом, хотя на душе у кипера было спокойнее, чем в начале серии: «С третьим пенальти было уже проще. Логично, что очередной оппонент решит, что раз голкипер дважды прыгал вправо, то теперь наверняка предпочтет другой угол. Вот Алонсо и пробил вправо, и я отбил мяч, правильно предугадав развитие событий во второй раз». Здесь, правда, Хельмута несколько подвели его воспоминания: он не отбил тот мяч, а взял его намертво.
После выстрела Гаврила Балинта счёт стал 2:0 в пользу «Стяуа», а положение «Барселоны» заметно ухудшилось. Но пока были живы шансы, была жива и надежда.
Огромная ответственность давила к севильской земле шедшего к одиннадцатиметровой отметке, словно на эшафот, Маркоса Алонсо. Ведь в случае его промаха вожделенный Кубок ускользал из каталонских рук и отправлялся в цепкие, как перчатки Хельмута Дукадама, руки румынские. Алонсо аккуратно установил мяч, взглянул на раскачивающегося маятником вратаря, разбежался и… «Четвертый пенальти для меня был самым сложным, так как я действительно не знал, что делать. Вновь прыгать вправо или все-таки сменить направление? И я поставил себя на место Маркоса. Вероятно, он думал так: раз это вратарь трижды прыгал в правый угол, значит он жестко выбрал этот вариант и ничего менять уже не будет. В результате я сделал ставку на то, что пенальти будет пробит в левый угол. И когда Маркос только замахивался для удара, я уже начал движение в нужном направлении».
Рис. 7. Триумфатор с каменным лицом и его команда
КАЛИФ НА ЧАС
Да, в тот вечер «Стяуа» стал сильнейшим клубом Европы, а мало кому известный до этого дня Хельмут Дукадам – Героем Севильи, как его нарекли в прессе. К сожалению, жизнь распорядилась так, что 27-летний румынский голкипер не смог более поиграть на высоком уровне. Летом 1986 года он был вынужден повесить перчатки на гвоздь по причине развившегося у него облитерирующего атеросклероза. В худшем случае Дукадаму грозила ампутация правой руки, поэтому все силы были брошены на лечение. Прошло три года. Избавившись от недуга, он вернулся в спорт, заняв место в воротах клуба «Вагонул» из практически родного городка Арад, и отыграл за эту команду два сезона, после чего окончательно решил завязать с футбольной карьерой. Но в «Стяуа» помнят своих героев, и в 2010 году владелец армейской команды миллиардер Джиджи Бекали предложил Хельмуту Дукадаму стать президентом клуба. Этот пост Герой Севильи занимает и по сей день.
Стяуа - Барселона (Кубок европейских чемпионов 1985-1986, финал)
7 мая 1986 года, 19:45. Стадион «Рамон Санчес Писхуан» (Севилья, Испания) 70 000 зрителей
Стяуа: Дукадам, Барбулеску, Белодедич, Бумбеску, Йован, Балинт, Балан (Йордэнеску 72), Белени, Маджару, Лэкэтуш, Пицуркэ (Раду 107).
Главный тренер: Эмерих Эней.
Барселона: Уррути, Альберто, Мигели, Алесанко, Херардо, Педраса, Муньос, Шустер (Мораталья 85), Маркос Алонсо, Карраско, Арчибальд (Пичи Алонсо 106).
Главный тренер: Терри Венейблс.
Судья: Мишель Вотро (Франция).
Оригинал статьи на sovsport.ru
Добро пожаловать в мой блог «Футбол эпохи "пирамид"»
Также приглашаю вас в сообщество «Золотые футбольные матчи»
Все откомментированные матчи 2015 года находятся здесь