3 мин.

Бессмертный полк - «Есть такая профессия - Родину защищать!»

44 года назад на экраны вышел фильм Владимира Рогового "Офицеры".

Фразу, которая затем стала крылатой: "Есть такая профессия - Родину защищать!", произнес тогдашний министр обороны СССР Андрей Гречко. Он, кстати, и был инициатором создания этого фильма. О взрослых актерах, сыгравших главные роли в картине, написано много. Рано ушли из жизни Георгий Юматов и Наталья Рычагова. Драматической была личная жизнь красавицы Алины Покровской, которая много лет боролась за жизнь любимого супруга, но так и не смогла одолеть смертельный недуг.

 Маленький Андрей Громов попал в кино, как и многие юные советские актеры, чисто случайно. Он учился во втором классе обычной московской школы, когда к ним в класс пришли помощники режиссера Ильи Фреза, который искал мальчика, сыгравшего бы главную детскую роль в задуманной им ленте "Приключения желтого чемоданчика".

Они отобрали несколько человек. В том числе и Андрея. "Вместе с мамой в назначенный день мы приехали на киностудию имени Горького, - вспоминал впоследствии Андрей Громов. - Там все напомнило мне поликлинику. Огромная очередь, в которой сидят напуганные родители с детьми. Подошел мой черед, я зашел в кабинет. За столом два режиссера - главный и второй. Меня попросили что-нибудь почитать, но я так перепугался, что напрочь забыл все серьезные стихи и басни, которые знал тогда в великом множестве. На ум пришло лишь шуточное "Робин-бобин-барабек, скушал сорок человек…". Мальчик прочел стишок и собирался уходить, однако его остановили и попросили повторить: "Только так, чтобы нам стало страшно, а потом - так, чтобы было смешно".

Всенародно известным 10-летний паренек стал после "Офицеров". На роль мальчика утвердили без проб. Владимир Роговой знал его по "Приключениям желтого чемоданчика"

Алина Покровская, игравшая его бабушку, рассказала потом, что все указания режиссера мальчик выполнял точно и был очень дисциплинированным. "В конце фильма есть эпизод с зоопарком - я опаздываю в училище и иду смотреть на бегемота, - вспоминал Андрей Громов. - Так вот, этот эпизод снимали по отдельности. Сначала отсняли бегемота. А потом привезли тяжеленную чугунную решетку, около которой должны были стоять я и еще человек десять - пятнадцать массовки. Решетка ничем не была укреплена, ее держали своим весом посетители импровизированного зоопарка. Отсняли эпизод, выключили камеру, актеры отходят от решетки, и… Эта громадина начинает заваливаться на меня. Хорошо, я успел отскочить в последний момент, а иначе пришлось бы переписывать сценарий".

Картину ждал большой зрительский успех. А перед Андреем и его родителями встал вопрос - мальчик продолжит актерскую карьеру или начнет нормально учиться? Ведь пока Андрей снимался в трех лентах, он практически запустил учебу. Его, конечно, переводили из класса в класс, но ни о каких серьезных знаниях при постоянных экспедициях на съемки и речи быть не могло. И Андрей выбрал учебу.

После окончания школы он поступил в МГИМО, позже защитил диссертацию по экономике. В середине 2000-х он занимал должность старшего советника постоянного представительства РФ при ООН в Нью-Йорке. Завершив там работу, он вернулся в Москву. Его супруга Татьяна - врач, сын, также Андрей, пошел по стопам отца - в МГИМО изучает английский и норвежский, интересуется экономикой. Дочь Владислава еще учится в школе. Андрей Юрьевич рассказывал, что его супруга не сразу узнала о том, что муж когда-то снимался в кино. И ни коим образом не ассоциировала его с мальчиком Ваней из легендарных "Офицеров". Поэтому, когда супруг все же признался в своем актерском прошлом, для Татьяны это оказалось большой неожиданностью. Сейчас супруги время от времени любят пересматривать три фильма Андрея Громова.

                                                                   -----------//-------------        

Честно говоря, я не особенно любил фильм « Офицеры» в детстве. Но он почему-то запомнился. И еще музыка. Музыка из фильма завораживала… мда. Умели снимать. Потом понял. Даже сейчас делая скидку на элементы, эпатажа и пафоса советского кино, и некоторой доли пропаганды, я понимаю – не это главное. Главное – сердечные струны, которые были угаданы и созвучны, каждой русской (советской?) душе. Патриотизм? Гордость? Романтизм? Искренность? Наивность? - и это тоже. А не то мы не люди?