3 мин.

Почему смерть футбольной журналистики – лучшее, что когда-либо с ней случалось

Как вы могли заметить, я осиливаю немало англоязычных текстов о футболе каждую неделю. Как следствие, приметил несколько тенденций, которые можно применить к разгоревшимся в последние недели спорам. Сразу скажу – в масштабах других участников дискуссии я абсолютный дилетант: мало знаком с тем, как устроены ведущие СМИ изнутри, редко лезу в обсуждения тенденций медиа и вообще глубоко отслеживаю только футбольные тексты и только на Sports.ru и англоязычных порталах. Особо не надеюсь внести ценные мысли в обсуждение, просто хочу в удобном формате высказаться на тему, которая мне близка и даже дорога.

Практически полностью согласен с текстом Стаса Рынкевича. Но в одном моменте я более категоричен: я не считаю, что журналистика эволюционирует, а блогеры и интернет нуждаются в оправданиях/разъяснениях/защите. Я считаю, что традиционная журналистика уже умерла – и блогеры с интернетом имеют к этому лишь очень косвенное отношение.

Проблема не в том, что кто-то ворует у журналистов хлеб, а в том, насколько черствым он стал. Долгое время журналистика функционировала по ущербной формуле – в лучшем случае 20% информации на 80% воды. Искусству красиво лить воду учили на журфаках. А вследствие того, что информацией можно было владеть лишь на 20%, журналистам было удобней не погружаться в одну тему, а на 20% покрывать несколько.

Если раньше аудитория вынуждена была «пить воду», то с появлением интернета у них появился доступ к 120% информации – большему объему, чем они физически способны обработать. Сменились и ориентиры: от СМИ теперь требовалось помочь аудитории обработать максимум информации в любом виде вместо того, чтобы заворачивать те 20% в красивую обертку.

По сути на смену журналистам пришли слегка заинтересованные темой SEO-специалисты (люди, способные умело преподносить самые яркие обрывки информации) и аналитики (тут я подразумеваю не только серьезных ребят, пишущих на серьезные темы, а всех, кто помогает в какой-либо форме разъяснять/обрабатывать информацию – даже иронично-юмористическая колонка может быть разновидностью аналитики в широком смысле слова). Журналист – теперь не профессия, а просто слово, объединяющее эти группы людей.

На Sports.ru, благодаря Трибуне, практически все SEO-функции выполняют пользователи, они же участвуют и в производстве аналитики; на большинстве англоязычных ресурсов – это прямое разделение. Новости о новой прическе Балотелли пишут одни люди, детально разбирают его спад – другие. Многие из них успешно адаптировавшиеся журналисты. Разумеется, при необходимости представители этих групп могут примерять иные роли – например, репортера или интервьюера.

Важнее любых терминов и ярлыков тут тот факт, что, если ты не владеешь ни умением кратко и ярко подавать информацию, ни глубокими познаниями в теме, ты становишься более-менее бесполезным, какой бы чистой и красивой ни была твоя вода. В этом на собственном опыте уже начали убеждаться британские репортеры. Один из свежих примеров – сокращенный в феврале по этой причине ветеран Daily Express Джон Диллон.

Интернет сыграл значительную, но не ключевую роль в этих процессах. Задолго до его появления Адам Смит в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» описал механизм «невидимой руки рынка». Журналистика – в широком смысле тоже рынок (с читателями-потребителями и медиа-производителями), где «совокупность разных производителей, будто движимая невидимой силой, активно реализует интересы всего общества». Интернет в этом процессе сыграл лишь роль инструмента диагностики спроса, который необходим для достижения рыночного равновесия, но ранее был недоступен.

Еще один момент, в котором я чуть категоричней Стаса: я не считаю, что Черданцева и ко «бесят» изменившиеся правила игры, я считаю, они боятся, так как понимают, что механизм невидимой руки рынка уже запущен и рано или поздно затронет их. Лишь в силу своей монополии в сфере русскоязычного спортивного телевидения НТВ-Плюс мог оставаться одним из последних островков водянистой журналистики, но скоро предстоит меняться (либо «закрываться») и им.