3 мин.

В лабиринте заблуждений. Почему поражение «Спартака» пойдет всем на пользу

Михаил Борзыкин объясняет, почему у «Спартака» сегодня не было игры и почему ее не будет завтра, и призывает болельщиков перестать мучить себя пустыми ожиданиями.

Читаешь отзывы – все в унисон негодуют: ужасающ был «Спартак», бесхребетен, бесталанен, безыдеен. Словно увиденное в Туле стало пугающим откровением. Раньше-то, конечно, было иначе: каждый матч – торжество атакующего, осмысленного, вдохновенного футбола. И вот на тебе – Тула. Торжество сменилось трауром, изранившим красно-белые души. Вражеские, впрочем, тоже – передозировкой бальзамом.

Болельщики «Спартака» постоянно чего-то ждут. Ждали летом, когда прилетевший из Швейцарии молодой, статный и, как казалось, жизнерадостный Мурат Якин начал строить новую команду; это всегда интересно и захватывающе вне зависимости от результата. Ждали зимой, когда уже заметно поседевший, помрачневший и осунувшийся Якин стал наигрывать молодежь, чем растопил красно-белые сердца и заставил вновь в себя поверить.

Ждали и сейчас, но чего – непонятно. В весенней части «Спартак» играл в нормальный футбол от силы полтора тайма, а предыдущий матч состоялся меньше недели назад – свежи должны быть воспоминания и ощущения. Но все равно ждали. И если прямо сейчас, в полночь по московскому времени, назначить переигровку в Туле, болельщики опять будут ждать чуда. И с финальным свистком опять будут плеваться, материться и молиться – кто на Дмитрия Аленичева, кто на Валерия Карпина, кто на Олега Романцева.

Понятно – болельщики: им по природе не положено мыслить трезво, рационально, воспринимать свой болельщицкий мир разумом, а не сердцем. Иначе они перестанут быть болельщиками и станут наблюдателями. Да и, словом, не только болельщики – даже самые отчаявшиеся пессимисты сохраняют веру в свет, любовь и справедливость, или хотя бы в то, что все это есть в другом, более совершенном мире.

Но мы-то имеем дело с наукой, которая живет по своим строгим законам, веришь ты во что-то другое или нет. Не бывает такого, чтобы в понедельник вы впервые отвели ребенка в первый класс, а во вторник он вам уже доказывал теорему Пифагора.

Если у команды не было игры неделю назад, то ее не будет и сегодня – ей просто неоткуда взяться. И завтра ее тоже не будет. И послезавтра. О причинах я писал в прошлый раз (уж простите за самоцитирование). Суть сводится к тому, что у руля «Спартака» находится человек, который не совсем понимает, что делать. Понимал бы – не стал бы рекордсменом всея Руси по количеству тактических рокировок за один сезон. Сегодня один состав и одна тактика. Завтра – другой состав и другая тактика. И так на протяжении всего чемпионата.

А публика, глядя на все это, разводит руками: чего это у «Спартака» нет сыгранности и узнаваемого почерка? Даже колхозный футбол не всегда получается. В частности, сегодня в этот самый футбол «Арсенал» именитого противники полностью переиграл.

Если бы забил не Смирнов, а Мовсисян, и «Спартак» одержал победу, это ровным счетом ничего не изменило бы. Локальные успехи весь год лишь подпитывали веру болельщиков. В победах намного проще находить прогресс. И намного проще затеряться в лабиринте заблуждений. Потому и больно каждый раз, и с каждым разом все больнее, что жестокая правда колет постоянно, а не единожды. Это как периодически сообщать неизлечимо больному, что он пошел на поправку.

В каком-то смысле даже хорошо, что «Спартак» в Туле проиграл. Если у кого-то и были иллюзии (судя по реакции, они были у многих), то теперь их не должно остаться. Главное, чтобы их не осталось у одного конкретного человека. Леонида Федуна, которому пора принять решение. И лучше это сделать сейчас, а не в конце сезона. Так хотя бы получится заинтриговать аудиторию и отбить какие-то деньги на продаже билетов.

Леонид Арнольдович, за то время, что вы владеете клубом, сменилось много тренеров. Почти при всех наставниках «Спартак» показывал хотя бы что-то одно: или яркую игру, или результат. При единицах – и яркую игру, и результат. Сейчас у «Спартака» нет ни того, ни другого. Пора.

Михаил Борзыкин