Никакой аналитики и немного ощущений. О десятках, девятках, Дортмунде и Gazzett'e
О матче в Дортмунде уже написано и сказано немало, однако тем, кто его не смотрел, рекомендую увидеть всё собственными глазами, чтобы составить собственное мнение и дать свою оценку действиям команды, решениям тренера и мастерству отдельных игроков. Потому что только собственные ощущения позволяют проанализировать максимально субъективно то, что объективно происходит на поле и (не всегда) объективно транслируют по телевидению.
Именно субъективизм в футболе позволяет оставаться этой игре самой популярной на планете среди высших приматов, каждый из которых считает своё мнение наиболее правильным и самым объективным.
Предпосылок к такому подходу более чем достаточно: это возраст, образование, уровень общей культуры и окружение, стаж боления и количество просмотренных матчей — как «своей» команды, так и в целом — симпатии и неприязнь к тем или иным действующим лицам (игрокам, судьям, тренерам, руководителям), различная степень потребности самоутверждения в определённой среде: в последние годы эта среда, в основном, виртуальная, поскольку современные технологии информирования, общения и интерактивной связи позволяют делать это не выходя из дома или прямо у барной стойки, выловив смартфон из лужи липкой жидкости, пролитой в эмоциональном порыве, вызванном голом любимой или любой другой командой, на которую поставлена определённая сумма презренных фантиков.
Совокупность схожих субъективных оценок формирует иллюзию объективности по простому принципу большинства в отдельно взятом сообществе или группе.
Как формируют её и оценки авторитетных футбольных изданий. Согласитесь, фразы «нуёмана, корявый ты обрубок» и «техническое исполнение в завершающей фазе атак оставляет желать лучшего», пусть и отражают суть одного и того же действия, но в характерном антураже провонявшего дешёвым пойлом и полуфабрикатным подобием пищи и страниц регулярного издания с большим тиражом соответственно, вызывают диаметрально противоположные отклики в душах болельщиков.
Стремящиеся к объективности — а значит, и к большинству — наутро удовлетворённо соглашаются с экспертным мнением авторитетной усвоенной во время или вместо завтрака прессы, напрочь забывая о том, как накануне во время или вместо ужина вспоминали все сорта древесины в попытке превзойти временных товарищей по заведению массовой культуры и здорового питания с возможностью азартно провести досуг и — если повезёт — «заработать халяву». Примерно так большинство формирует своё объективное мнение, двигаясь по шкале между двумя точками от спортбара до газеты, отклонения от которой редки или незначительны.
Очевидно, что столь популярное явление, как регламентированные удары ногой по мячу, в Италии почему-то именуемые кальцием, не могло оставаться без внимания прессы: склонность к бумагомаранию и мыслерастеканию у некоторых лиц настолько сильна, что их хлебом не корми — дай только пописàть. И профессиональные писатели, зарабатывающие на хлеб с икрой именно этим, потребность которых в изложении сверхценных новаторских мыслей столь велика, что терпения для написания ежегодного спортивного альманаха решительно не хватает, вынуждала их ежедневно излагать свои опусы в местных газетах. Однако, поскольку журналистская профессия требует творческого подхода, порой писателю довольно трудно заставить себя выдать годный материал, когда для него либо нет достаточного повода, либо когда слова решительно не желают переноситься из гусиного пера на скрижали истории — тонкая душевная организация творческого человека требует определённых условий, как ни крути.
Когда слова исчерпаны, на помощь упорному труженику средств массовой информации приходят цифры, которые, как известно, не лгут. Так были придуманы оценки футболистам и тренерам за матч. А чтобы редактор, как человек печатного слова и словесного дела не слишком доверяющий царице наук и непонятному языку цифр, не задерживал зарплату, находчивый ум писателя авторитетного спортивного издания решил сопровождать их текстом с кратким синопсисом действий каждого в отдельности. Предельно объективно, разумеется. Всё одно это легче нудных тактических разборов, да и знаний особых не требует. Главное — оставаться объективным, подумал писатель, придумав новую специализацию для себя. Краткое описание полезных, бесполезных или вредительских действий и оценка рядом с фамилией игрока стали именовать pagella, по аналогии с табелем успеваемости за четверть или семестр в итальянских школах, а специальность нарекли просто и со вкусом — pagellista.
К сожалению, имена первых паджеллистов для потомков история не сохранила, однако доподлинно известно, что в кальчо первопроходцами стали светила эпистолярщины популярной стадионной брошюрки с названием аутентичным, задорным и одновременно исторически символизирующим — MilanInter —распространявшейся на стадионе «Сан Джузеппе Сиро Меацца» в славном городе Милане перед матчами местных спортивных обществ. Маленькая колонка в чёрной рамке, только цифры напротив фамилий. Именно MilanInter безвозмездно и невозбранно пожертвовал идею страждущим и непредвзятым труженикам одной небезызвестной, сделавшей розовый цвет — в Италии, но не в СССР, где оного цвета выпускалась бумага несколько иного назначения — фирменным знаком газеты. Спортивной газеты.
Начиная с октября 1973 года La Gazzetta dello Sport регулярно, тур за туром, публикует свои оценки каждому игроку и тренеру, действия которых — так уж сложилось исторически — оценивают по десятибалльной шкале. Тысячи «шестёрок» (условно средняя исходная оценка и достаточный минимум для игрока) и всего несколько «десяток», проклятия до седьмого колена от несогласных с оценкой футболистов и проигравших с разницей в полбалла любителей и профессионалов всевозможных игр и чемпионатов, объединяемых общим словом Fantacalcio – иначе и быть не могло, потому что как только абстрактная величина наподобие впечатления от игры того или иного футболиста обретает численное выражение, древний инстинкт борьбы за лучшую самку и дух соревнования просыпается и зовёт на подвиги объективных и непредвзятых любителей «поболтать за футбол».
К чёрту факты и статистику, ТТХ — пнх! Только ощущения, никакой аналитики.
Естественно, маленьким группам любителей кальчопалмометрии и виртуального армрестлинга, был необходим эталон, образец и объективность в нативном незапятнанном виде, так как свои оценки нужно с чем-то сравнивать, и кому, как не лучшему спортивному изданию страны, принадлежащему небезызвестной RCS Group под крылом детища светлоликого кучерявоносца всея Италии, скромняги, любителя крикета и парусного спорта предводителя EXOR Джонни Элканна, было суждено стать этим эталоном.
Но оставим ненадолго историю околофутбольную, и обратим луч пытливой мысли на факты: за 40 с небольшим лет существования профессии паджеллиста лучший средний балл у символа и легенды всего итальянского футбола, капитана позорно слившейся из Лиги Европы совсем вчера «Ромы», филантропа, мецената, строителя, мыслителя и селфера Франческо Тотти. То ли затянувшаяся карьера тому виной, то ли преданность своему клубу — суть страх испытать свои силы и доказать свой уровень в клубном футболе где-нибудь за пределами хотя бы региона Лацио — но факт остаётся фактом: высший средний балл за карьеру его — 6,45 звучит гордо. Некий трёхкратный обладатель Золотого Мяча и рядом не стоял, несмотря на рекордный сезон 1983/1984, в котором средний балл Мишеля Платини достиг рекордной отметки 6,94, не покорявшейся никому ни до, ни после. Впрочем, виноват сам француз, завершивший карьеру в 32, когда мог бы спокойно играть и выигрывать трофеи до 38 лет, как великий капитан.
Первый тур в истории pagelle ознаменовался множеством «четвёрок» и несколькими «восьмёрками», одну из которых — и далеко не последнюю — получил легендарный Дино Дзофф, в 1982-м году ставший чемпионом мира. Однако лишь с сезона 1982/1983 стали подсчитывать средний балл за сезон, и в этом первом сезоне лучшим стал вратарь «Дженоа», ныне представляющий интересы Джанлуиджи Буффона в качестве агента, Сильвано Мартина. Отчаянная борьба за выживание вынуждала проводить большую часть матчей на отбой: «В том сезоне мы всей командой оборонялись, по моим воротам били непрестанно из любых позиций, - рассказывает Мартина спустя 30 лет. - Бывают сезоны, по ходу которых превозмогаешь себя. Для меня таким стал 1983-й год». «Дженоа» завершила тот чемпионат на 11-м месте, на две строчки выше спасительного 13-го.
Естественно, долгая игра на приличном уровне благоприятствует высоким оценкам, и тут Тотти может похвастать девяткой, полученной в матче «Рома» - «Бари». Честь ему и хвала. Правда, сколько именно трофеев взяли в том сезоне джаллоросси, не могу припомнить...
Случаются и провалы, как, например, медиатравля в 1997-м Милана Рапаича, забившего гол рукой в ворота «Наполи» и убедившего судью Никки (ныне президента Ассоциации Итальянских Арбитров, хе-хе) и его ассистентов в том, что мяч лишь коснулся подбородка, но не поднятой левой руки. Игра завершилась вничью 1-1, а бессовестный лгун Рапаич почувствовал на себе весь гнев блюстителей объективности — индейскую хитрость гадзеттчики оценили единицей! Кол! И ни баллом больше.
Из других примечательных рекордов, а также для сравнения, можно назвать Роберто Баджо, чей средний балл за карьеру составляет всего лишь 6,27. Однако это не помешало ему выиграть Золотой Мяч с «Юве» и несколько клубных турниров — скудетто, Кубок УЕФА, вот это всё...
Другой многолетний капитан — Хавьер Дзанетти, завершивший карьеру совсем недавно, за пару месяцев до своего 41-летия — может похвастать таким достижением, как 99 матчей подряд, в которых получал оценку не ниже достаточного минимума в 6 баллов, однако до сотни не дотянувший, получив-таки 5,5 в последнем перед красивой сотней матче.
Интересное достижение на поприще зарабатывания личных баллов далось юному, особенно в сравнении с упомянутыми капитанами, нападающему «Бари» Франческо Грандольфо, который в сезоне 2010/2011 получил лишь две оценки. Правда, и на поле он выходил всего-то три раза: два раза на замену, как положено перспективному примаверцу, и один раз в стартовом составе в последнем туре уже проигранного (как оказалось — и проданного некоторыми Пиппами) чемпионата. Этот матч - «Болонья» 0 - 4 «Бари» - стал бенефисом Грандольфо, который установил сразу два клубных рекорда, оформив первый в истории «Бари» хет-трик в гостевом матче и одновременно крупнейшую победу петушков в Серии А. За эту игру розовое издание поставило нападающему 9 баллов. Вопреки ожиданиям, повторить путь Кассано ему не удалось, а аренда в «Кьево» стала началом заката так и не успевшей взойти звезды: сейчас Франческо наводит ужас на вратарей в Лиге Про, защищая цвета «Корреджезе» в компании с 34-м или 147-м новым Буффоном, отданным в аренду в январе Джакомо Вольпе.
На этой ноте — ноте девять то есть — следует вернуться к тому, с чего мы, собственно, начали сей логорейный опус. Именно столько получил за великолепный первый, контрольный третий голы и затесавшийся меж ними ассист на Морату Карлитос «Наше Всё» Тевес. Многие прочили ему «десятку» за блистательную игру в матче 1/8 финала Лиги Чемпионов в Дортмунде, откуда «Ювентус» неизменно возвращается с победой последние 20 лет. Я ограничился «восьмёркой», тогда как истина была посередине: эталон объективности помешала разглядеть радость от выхода «Юве» в четвертьфинал Лиги с долей злорадства от щелчка по носу авторам красивого, но от этого не менее жгучего зрелища перед матчем.
Подобную несправедливость переварить трудно, но можно, и чтобы выяснить, что же такого должен сделать футболист, чтобы получить 10 за матч, вооружившись лупой и собакой-ищейкой, отправились на поиски. Как выяснилось, в истории клубного футбола, паджеллисты «давали» десятки не так уж часто.
Первой двузначной оценкой был награждён поистине мужественный и достойный поступок: в сезоне 1998/1999 Алессио Скарпи спас жизнь товарищу по «Кальяри» Джанлуке Грассадонии, отключившемуся прямо на футбольном поле после игрового столкновения. Своевременно оказанная помощь в виде искусственного дыхания и непрямого массажа сердца позволила выиграть драгоценные минуты.
Отважный вратарь Скарпи по праву стал первым игроком в истории, получившим десять баллов за матч.
Вторым был более известный персонаж, однако если предыдущий случай вряд ли вызывает сомнения в адекватной оценке ситуации, здесь не всё так однозначно — повод усомниться в объективности эталона более чем достаточный, равно как и заподозрить его в отвратительном всякому уважающему себя и футбол болельщику субъективизме, да ещё с чёрно-синим оттенком.
Судите сами. 23 мая 2000 года. Решающий матч за место в квалификации Лиги Чемпионов, сезон 1999/2000. «Интер» обыгрывает «Парму» 3-1. Рядовой, казалось бы, матч, каких каждый год достаточно. Знакомые каждому ювентино имена как с одной (Перуцци, Югович, Роберто Баджо, Вьери, Липпи) — так и с другой (Буффон, Тюрам, Каннаваро, Ди Вайо) стороны. Бесспорно, красивые голы.
Однако моя страсть к объективности вынуждает меня не согласиться с уважаемой редакцией, и вовсе не потому что что я бьянконеро. А потому, что 10 для Баджо в этом матче мог поставить только отчаявшийся нерадзурро, забывший о профессиональном долге беспристрастного паджеллиста.
На уровне сборных первым «десятником» стал наш бывший и ваш настоящий соотечественник — Олег Саленко, сами знаете за какой подвиг и в каком году.
Следующей «десятки» на международных турнирах среди сборных пришлось ждать — ни много, ни мало — 12 лет. Причём свидетелем их — потому что «десяток» футболистам было выдано сразу две за один матч — стал уже знакомый нам дортмундский, тогда ещё «Вестфален», штадион. Триумфальный финал чемпионата мира в Германии по праву выигран, лучшими стали Буффон и Каннаваро. Третью десятку получил Марчелло Липпи. Матерацци, Пирло и Гаттузо получили «девятки», герой серии пенальти Фабио Гроссо — 8, остальные получили минимальные в таком матче и достижении «семёрки». Единственным, не дотянувшим до базовой оценки стал наш старый знакомый Тотти, оцененный в жалкие шесть баллов.
Хронологически последней «десяткой» был награждён — внимание, снова Дортмунд! — Роберт Левандовски, ставший автором четырёх мячей в ворота мадридского «Реала» в 2013-м году. Да, в одном матче. Который я, как и многие другие матчи без участия «Юве», не смотрел. В итоге имеем четыре десятки в Дортмунде за последние 9 лет. На этом фоне жадность объективных паджеллистов-гадзеттчиков в отношении Тевеса непонятна вдвойне, ведь дома любой поляк забьёт четыре, а ты попробуй 2+1 в гостях! Оставим это на их совести, хотя после 2006-го говорить о её наличии в отношении розового издания не совсем уместно, но это уже другая история , которая, как вы знаете, должна, наконец-то, закончиться совсем скоро.
Для порядка нужно написать о наивысшей оценке от La Gazzetta dello Sport – 10+ для аргентинца Диего Милито за матч 2010-го года, который я также не смотрел, как и многие другие ювентини. Очевидно, курилка, оценивший дубль Баджо, всё ещё жив и также малообъективен, вопреки канонам своей специальности.
Ну и чёрт с ним. У нас есть своя десятка, не в гадзетте, а на поле.
Однако, пусть каждый сам и для себя решит, к какому полюсу шкалы он ближе в своих суждениях, оценках и объективных заблуждениях.
Нам дела нет до этих мнений — высказывайте их (а также то, что автор — псих) в своих статьях, местах для прений: суть набор букв, понос словес и предложений.
p.s.: Луке чуть не забыл сказать grazie.
)))
С уважением Арина Эдемовна
Философия - наука субъективных рассуждений
Все субъективно в этом мире, кроме точных наук и свершившихся фактов
Спасибо за кропотливый труд