Почему Вернблум, Еременко и Муса не заиграли бы в «Спартаке»
Алексей Зинин ставит под сомнение тезис о необходимом универсализме игроков и приветствует возвращение узкопрофильных футболистов.
Девять из десяти любителей футбола утверждают, что у «Спартака» большие проблемы с селекцией, а у ЦСКА селекция почти идеальная. Но на самом деле за последние три года количество покупок сомнительного качества у красно-белых едва ли превосходит количество аналогичных покупок у армейцев. У обоих оно минимально. Дело не в качестве трансферов. Беда «Спартака» (многолетнее отсутствие стратегии и игровой философии выносим за скобки) в неумении адаптировать и правильно использовать игроков. Тренер, так же как и среда клуба, могут «убить» любого футболиста.
Конкурентное же преимущество ЦСКА в приближенной к идеальной системе выжимания из игроков максимума и достижении синергетического эффекта (когда 1+1=3) за счет грамотной подгонки игроков друг под друга в рамках выстроенной командной игры. И именно это искусство сыграло решающую роль в том, что подопечные Слуцкого дважды отобрали золото у «Зенита». Думаю, мало кто удивится, если вдруг подобное чудо повторится и в третий раз.
Зачем тренерам посредственных команд ориентироваться на Лама?
В «Спартаке» 90-х годов было принято считать, что Романцев и мартышку научит играть в футбол. В 2001-м мы с Володей Бесчастных спросили Олега Ивановича: «Правда научите?». «Научу, – ответил он. – Но только при условии, что мартышка очень хочет научиться и у нее есть хотя бы одно сильное качество».
Только с годами пришло осознание, что этот ответ – уникальный рецепт достижения успеха. Особенно в условиях ограниченного бюджета.
Специалисты ведь давно сделали популярной догму: современный футбол движется по пути тотального универсализма. Мне приходится много ездить по миру, и всюду тренеры, спортивные директоры, селекционеры говорят, что футбол XXI века – это футбол, в котором каждый должен уметь делать все.
Подразумевается, что выжить в современных реалиях должны только те игроки, которые абсолютно универсальны. Но человеческую природу не обманешь. Универсалов не хватает. И стоят они дороже. Самый совершенный из них, Гарет Бэйл, был куплен за 100 миллионов евро, а сегодня руководство «Реала» выставляет за него цену в три раза больше.
«Зенит» потратил на Витцеля 40 миллионов евро. Знаете, почему так много? Не только потому, что «Зенит» не умеет (по крайней мере, тогда не умел) покупать дешево, но и потому, что Витцель абсолютно универсален – может отобрать, обыграть, отдать, пробежать все поле и забить любой ударной поверхностью. Кстати, то, что многообразие своих качеств бельгиец реализует в Питере не лучшим образом, еще раз подтверждает тезис: «Созданные исполнителю игровые условия влияют на качество его игры сильнее, чем его игровые возможности».
Как бы то ни было, в мире наберется не более пяти клубов, которые могут выпустить на поле одновременно 11 универсалов высокого уровня. Остальные либо самообманываются, либо вынуждены идти на компромиссы.
Хуже всего, когда клуб средних, а то и низких возможностей берет на работу «шаблонного» тренера, который красиво мыслит материями «Баварии». Такой тренер, выбирая игроков, старательно выискивает у них минусы, всячески игнорируя их конкурентные преимущества. Десятки, сотни раз сталкивался с тем, что тренер, зачастую и с громким именем, глядя на игрока говорит что-то вроде: «Ну все это прошлый век, вот Лам в такой ситуации сделал бы то-то и то-то». Да при чем здесь Лам, если вы тренируете команду, в которой Лам не появится даже в 40-летнем возрасте?!
Как ЦСКА утер нос «Зениту» и никто этого не заметил
Жить нужно реалиями. И по средствам. Кто делает это с большим умом, тот и становится, например, чемпионом дважды подряд. Никто в России не сможет получить в свои ряды Лама, но подобие того, что Лам дает своей команде, можно смоделировать. Для этого нужно грамотно сложить пазл из разных сильных сторон игроков его и смежных с ним позиций.
В прошлом сезоне после матча «Динамо» – ЦСКА, в котором армейцы с треском проиграли (4:2), я, находясь в клубной ложе хозяев, вызвал недоумение уважаемых динамовцев, сказав, что именно армейцы будут чемпионами. Обоснование мое было такое: Слуцкий четко понимает, как использовать исключительно сильные стороны своих подопечных, спрятав их слабости от посторонних глаз. Более того, он умеет спаивать сильные качества подопечных в единую монументальную конструкцию без серьезных прорех. Конкуренты же ЦСКА выстраивали свою игру так, что не использовали на полную катушку возможности своих игроков. и в результате у них в общекомандной игре образовывались белые пятна».
Впрочем, гениальность тренера может вытащить команду только в том случае, если количество ограничений не достигает критической массы. В нынешнем сезоне ЦСКА к этой критической массе приблизился. Смотрите, какой парадокс: общий уровень игроков ЦСКА за счет прихода Еременко и Натхо вырос, а количество изъянов, которые нужно было прятать, стало больше. Сегодня чуть ли ни половина стартового состава ЦСКА состоит из разбалансированных игроков, имеющих катастрофические минусы.
В прошлые годы ЦСКА нес очковые потери по причине потерь кадровых. В команде было не более 12 игроков уровня основного состава. Как только из их числа выбывало 3-4 человека, Леониду Викторовичу, порой творящему чудеса находчивости, латать дыры было уже не кем, и привычная крепко сбитая игра разваливалась на составляющие.
В нынешнем сезоне такой проблемы избежать удалось. Но очень остро на каком-то этапе вылезла проблема другая. Еременко и Натхо появились, когда команда уже вошла в сезон. Это два крупнокалиберных игрока практически не имеют качеств, развитых на среднем уровне. У них есть набор качеств, развитых на 9-10 баллов и есть набор качеств, развитых на двоечку-троечку. И вот эти пробелы в мастерстве новичков по командной игре ЦСКА и ударили. Перепрофилировать игру Слуцкому пришлось на ходу.
Рассуждая о системе баланса, попытаюсь хотя бы в общих чертах объяснить один из ее аспектов. Берем полузащиту ЦСКА прошлого сезона. Эльм был игроком, который умеет делать все, пускай и не все на самом высоком уровне. Он давал баланс в середине поля – был активно вовлечен и в разрушение, и в созидание. Играющий в середине вариативный Дзагоев, где-то в ущерб себе, тоже двигался по этому пути, выполняя огромный объем командной работы (давал наибольший километраж, при обороне постоянно перекрывал нужные зоны, входил в большое количество единоборств, не говоря уже о созидательной деятельности). На каком-то этапе неожиданно важную роль играл наделенный приличным отбором Цауня, также работающий на сбалансированность игры в центре поля. Вернблума мы выводим за скобки, потому что он единственный, кто занимал свою позицию и в том сезоне, и в этом.
А теперь смотрите, что получилось в нынешнем чемпионате. Дзагоев как наиболее универсальный вынужден был отправиться на фланг, Эльм – в медицинскую клинику, а потом и вовсе на родину, Цауня – на скамейку запасных. В центре обосновались новички топ-уровня Натхо и Еременко. Однако по количеству и качеству ведения единоборств, по отборам и тот, и другой – аутсайдеры премьер-лиги. Еременко и Натхо – игроки разноплановые, но оба играют в одном ограниченном темпе, без настоящей скоростно-рывковой работы. Более того, Еременко и в командных перестроениях, направленных на отбор мяча, изначально был неубедителен. Бердыев в последний год своей работы в «Рубине» уже исчерпал ресурсы бороться с этими недочетами Романа, на каком-то этапе считая Еременко чуть ли не главным виновником падения команды (Курбан Бекиевич и прятал его на фланг, и оставлял в запасе, и навешивал на него обновленный функционал в центре, но всякий раз оставался недовольным). Доставалось и Натхо, который принимал недостаточно активное участие в разрушительной работе и часто не успевал в прессинге накрывать соперника.
И вот эти креативные парни, Еременко и вовсе шедеврально креативный, оказываются в команде, против которой большинство противников играет на контратаках. На первых порах получалось так, что контратакующую пружину соперников останавливать на чужой половине поля было вообще некому. Бедный Вернблум разрывался как мог, но в одиночку закрывать всю ширину поля был не в состоянии. И возрастные и не отличающиеся скоростью Березуцкий и Игнашевич (абсолютно не сбавляя в мастерстве) часто оказывались заложниками стремительных прорывов – именно из-за возникновения белых пятен в середине поля.
Отчасти из-за этого ЦСКА пропустил три мяча от «Уфы», следом потерпел три поражения кряду во внутреннем чемпионате (Натхо не играл против «Краснодара», но сути это не меняет, поскольку вместо него никто не добавился с классным отбором). От «Ромы» же пропустили пять, потому что вышеназванную проблему усугубило отсутствие Вернблума. Без шведа выгрызать мячи вообще некому.
Проблема низкого оборонительного потенциала средней линии армейцев не решена окончательно, но Леонид Викторович ее сумел оперативно и почти убедительно прикрыть, а этой зимой и вовсе сузить до размеров маленькой погрешности. Более того, подточив друг под друга Натхо и Вернблума он, условно говоря, смоделировал игрока более сильного, чем Витцель. Максимально эффективно обеспечив игровую коммуникацию Натхо и Еременко, в созидательно-атакующем плане Слуцкий добился более высокого функционала и КПД, чем у Данни, когда тот играл в центре (речь идет о доставке мяча из центрального круга в штрафную площадь соперника) и даже больше, чем у блистательного Вальбуэны в «Динамо».
И смотрите, что получилось на выходе. Трансферы Вернблума, Натхо и Еременко обошлись армейцам в сумму 3 миллиона евро, а их главный конкурент потратил на Витцеля и Данни 70 миллионов евро (здесь мы говорим только об официальных трансферных выплатах без учета агентской комиссии и подписных бонусов). Не забудьте приплюсовать в общую картину затратного Хави Гарсию, который с одной стороны добавил «Зениту» надежности сзади, а с другой стороны ограничил созидательный потенциал Данни и Витцеля, так как тем приходится глубоко садиться назад, чтобы начинать атаки команды, поскольку Гарсия этого делать не умеет.
Резюме такое: при совершенно разном уровне затрат ЦСКА и «Зенит» получили результат примерно одного игрового масштаба. Съесть разницу в деньгах и в уровне отдельных исполнителей ЦСКА пытается за счет того, что каждый из троицы сейчас играет на своих плюсах, игра же «Зенита» достаточно долго была выстроена так, что далеко не все сильные качества Данни и Витцеля реализовывались (отчасти это осталось по сей день) в полном объеме. Данни, например, осенью-2014 многое потерял в остроте, потому что был вынужден сильно распыляться и играть глубже, чем прежде. Сейчас Виллаш-Боаш отчасти нашел выход, вернув португальца на левый фланг. Кстати, разница между ЦСКА и другим претендентом на золото «Динамо» в финансовом плане комплектования центральной оси не столь разительна, но тоже весьма ощутима.
Как Слуцкий возился с Мусой
В свое время владельцу «Спартака» Леониду Федуну предлагали купить Мусу за деньги меньшие, чем фигурировали в переговорах «Венло» и ЦСКА. Но спортивный департамент красно-белых убедил Леонида Арнольдовича кандидатуру нигерийца не рассматривать. Многие, узнав это, в очередной раз над селекцией «Спартака» посмеются, я же считаю, что в той ситуации советники Федуна оказались правы. Потому что в «Спартаке» Муса не заиграл бы. Более того, с формулировкой «Всадник без головы» он превратился бы для болельщиков в объект издевательств.
Большинству клубов приходится внедрять в состав игроков «с изъянами». И вот здесь уже на первый план выходит роль тренера. В «Спартаке» тренеры последнего десятилетия фантастическим образом умудрялись подчеркивать изъяны своих подопечных. В результате о минусах дорогостоящих игроков красно-белых говорят так много, что в какой-то момент начинает казаться, что кроме этих минусов у парней ничего и нет.
Убежден, окажись Муса в «Спартаке», только бы и было разговоров о том, что он сырой, деревянный и низкоинтеллектуальный. Фраза «Одной скорости для того, чтобы играть в «Спартаке», мало» стала бы догмой.
Нигерийцу повезло. Он попал в руки тренера, который, видя и ментальную сырость, и недостаток техники, и отсутствие тактического понимания, обратил внимание, прежде всего, на то самое сильное качество, которое можно сделать конкурентным преимуществом. Скорость в наше время ценится особенно высоко. Сегодня скоростные игроки – это уже особая категория. Слуцкий работал, прививая Мусе азы игры в футбол, объяснял, где, как и каким образом пользоваться такой скоростью. Выстраивал командную игру, намеренно подготавливая пространство для скоростных рывков нигерийца. Порой в этот процесс совершенствования Мусы была вовлечена чуть ли не вся команда. Так нигериец шаг за шагом расширял свою зону комфорта, обретал уверенность и потихонечку открывал в себе те возможности, о которых даже не помышлял. Приехав на ЧМ-2014, он не просто стал лидером сборной Нигерии, но и внезапно для всех оказался чуть ли не самым умным и техничным игроком африканской команды. Думаю, все армейцы были в шоке от увиденного.
С чего все решили, что «Спартак» плохо комплектуется?
Когда говорят о том, что «Спартак» плохо укомплектован, я негодую. «Спартак» еще три месяца назад был классно укомплектован. Оставалось взять надежного центрального защитника и вполне можно биться за путевку в Лигу чемпионов (при наличии тренера, адекватного составу и понимающего суть происходящего). У «Спартака» проблемы не с составом, а со всей остальной спортивной деятельностью. Редким игрокам, приходя туда удается хотя бы удерживать свой уровень, в большинстве случаев они играют ниже своих возможностей. Из сезона в сезон.
Давайте сравним игроков осеннего состава «Спартака» с их коллегами из других наших больших клубов. Разве прошлогодний Хурадо ощутимо слабее прошлогоднего Тошича? Широков хуже Еременко? Ромуло менее сбалансирован, чем Витцель? Дима Комбаров не так убедителен, как Щенников, не говоря уже про Набабкина? Был ли осенью у кого-то (разве что у «Динамо») лучше набор центральных нападающих, чем Дзюба и Мовсисян? Глушаков разве хуже, чем Игорь Денисов и Файзулин? Кто решил, что продолжающие рост Шатов и Юсупов сильнее сформировавшегося Тино Косты? Вы думаете, Паршивлюк не способен играть как Смольников? И так далее. Уверяю вас, нет (по крайней мере, не было) принципиальной разницы в уровне мастерства спартаковских игроков и их более позитивно воспринимаемых аналогов в стане соперников.
Беда красно-белых, прежде всего, в клубной системе, в клубной стратегии, которые отсутствовали более десяти лет. Есть хрупкая надежда, что теперь они появятся и клуб всерьез будет опираться на своих воспитанников, но пока здесь огромное количество вопросов. Также немаловажную роль играют атмосфера в команде и выбранная главным тренером игровая концепция. И вот здесь еще один большой вопрос.
Почему эго очередного главного тренера красно-белых не позволило ему еще в начале осени 2014 года понять, что в данном случае нужно было не игроков подгонять под свои требования, а игру выстраивать под возможности футболистов? Если у тебя, условно говоря, есть человек, который может сотворить гол из ничего, зачем тебе требовать, чтобы он носился как угорелый и стелился в подкатах на каждом участке поля? Оценивать Широкова с точки зрения черновой работы – значит, поставить на нем крест. Если поменять Романа местами с его ментальным собратом и тезкой Еременко, то Широков осенью-2014 срывал бы аплодисменты в ЦСКА, а Еременко сидел бы с грустным видом на скамейке запасных «Спартака». И при чем тут селекция?
Когда тренер в угоду собственному закостенелому видению убивает игрока, заставляя того прятать свои сильные качества и играть на минусах, он совершает должностное преступление. В «Спартаке» самым громким таким преступником был Александр Старков. Мурат Якин, такое впечатление, стремился его копировать. Футбол, который швейцарец пытался все это время создавать, тоже можно назвать «как бы чего не вышло». Благо финансовый кризис и смена Леонидом Федуном курса вынуждают Якина привлекать дерзкую спартаковскую молодежь. В этом есть надежда на спасение. Но, еще обращу на это внимание, до выводов еще очень далеко.
Кто из вас задумывался над тем, чего Еременко не умеет? Или кто сильно обеспокоен тем, чего не умеет Вернблум? И тот, и другой, много чего не умеют. Каждый из них почти профнепригоден в том, в чем особо хорош другой. Но Слуцкий выстраивает игру таким образом, что зачастую даже тренеры оппонентов не замечают минусов ведущих игроков ЦСКА.
Знаете еще что интересно. Вернблум был бы для Якина незаменимым игроком, но Вернблум не попал бы в «Спартак». Потому что, прежде чем принять решение о необходимости этого трансфера, спортивный департамент «Спартака» давал бы ему оценку. И был бы абсолютно прав, если бы вынес ему тот же вердикт, что вынес Мусе: деревянный и низкоинтеллектуальный. Когда Понтус появился в ЦСКА, в условиях ограниченного времени он мог отдать точную передачу только назад, да и то метров на десять-пятнадцать. Кроме того, что выгрызать мячи и быть успешным на втором этаже, он не умел вообще ничего. Такие узкопрофильные опорники остались в прошлом веке – по привычке скажет вам любой более-менее известный футбольный специалист…
И тем не менее с некоторых пор умные клубы, экономящие деньги, стали задумываться над балансом, стали учиться складывать пазлы, а потому узкопрофильные игроки (как то шестые номера-дуболомы или плеймейкеры, лишенные оборонительных навыков) вновь возвращаются в большой футбол. Добро пожаловать! А кое-кто из тех тренеров, кто продолжает ждать Лама, в одно прекрасное мгновение рискуют обнаружить, что казалось бы застывшее время вновь убежало вперед.
Человек, который может заменить Думбия в ЦСКА
Почему Сальваторе Боккетти оказался злом для «Спартака»
Фото: РИА Новости/Алексей Куденко; Fotobank/Getty Images/Epsilon, Dmitry Korotayev/Epsilon; РИА Новости/Александр Вильф
Я будто вернулся на года два назад, плюс