Что же такое «философия», Луи?
На «Олд Траффорд» происходит что-то странное. И дело не столько в недовольстве, нарастающем вопреки текущей четвертой позиции в таблице и всего двум поражениям в чемпионате в этом году, сколько в представителях, расположившихся по обе стороны диспута. С одной стороны, недовольная чередой невыразительных выступлений часть прессы и публики, утверждающей, что нужно улучшать зрелищность игры. С другой – требующий судить по результатам Луи Ван Гал, тренер, который четверть века авторитетно заявлял, что эстетика жизненно важна в футболе, а журналисты и болельщики никогда не бывают достаточно терпеливы в процессе.
Среди прочих бичей современного футбола невыдержанность является наихудшим. Сложно и неприятно представлять, но в текущих реалиях Герберт Чепмен, Дон Реви, Билл Шенкли и дважды Брайан Клаф, скорее всего, не продержались бы достаточно долго во главе клубов для создания своих великих команд. Призрак сэра Алекса Фергюсона, которому потребовалось почти 4 года на завоевание трофея, все еще витает над «Юнайтед». Правда и то, что Ван Галу 63, он намного старше упомянутых строителей империй. Однако если и найдется человек с послужным списком, достойным еще одного сезона для решения проблем, то это Ван Гал. Отчасти голландец сам накликал на себя беду, неосторожно заявив в начале сезона, что для осваивания его философии хватит 3 месяца, а сейчас просит судить о работе по результатам следующего сезона.
Полной ясности, в чем заключается эта философия, тоже нет. Проблема не в постоянной смене формаций, Ван Гал дал четко понять, что философия не заключается в конкретной расстановке, это лишь способ её проявить, хотя, кажется, «Юнайтед» достиг той точки, когда постоянные изменения все меньше воспринимаются полезной вариативностью и все больше ослабляющей нерешительностью. Скорее, меняется сам Ван Гал. Фундаменталист начал меняться, и результат пока нельзя назвать ошеломительным успехом.
Ранний Ван Гал был человеком традиций тотального футбола. Его система в «Аяксе» была узнаваемой как продолжение развития стиля, в котором клуб играл с середины 60-х. Акцент делался на владение мячом, базовой расстановкой была 4-3-3, где один из центральных защитников часто выдвигался в среднюю линию, образуя 3-4-3; а когда Эдгар Давидс и Кларенс Зеедорф использовались в качестве двух расположенных глубоко полузащитников, которые формировали в центре треугольник, схема обретала черты более подвижной 4-2-3-1.
Ван Гала стали воспринимать как радикала из-за небольших хитростей, критики перестали называть его футбол механическим. Именно он признал, что «десятка» должна участвовать и в оборонительных действиях; осознал, что в современной игре центральный защитник в той же степени плеймейкер, что и атакующий полузащитник; больше беспокоился о том, как его центральные нападающие участвуют в организации игры, чем о количестве забитых ими голов; призвал своих крайних полузащитников играть шире, не опасаясь остаться уязвимым при контратаках соперника. Его команды активно прессинговали, а, завладев мячом, искали быстрые способы доставить его вперед – они наверняка использовали большое количество лонгболлов в современном понятии этого слова (Opta называет лонгболлом любой пас более чем на 25 метров).
В «Барселоне» философия не изменилась. На самом деле, он пошел даже дальше. Его голкипер должен был уметь хорошо играть ногами и часто отдавать первую передачу. Те, кому это было не по силам, как Роберту Энке, выпадали из состава. Каждый игрок должен был быть достаточно динамичным для выполнения оборонительных обязанностей, что привело к разногласиям с Ривалдо, Джованни и Сонни Андерсоном. Когда звездный новичок Хуан Рамон Рикельме был представлен Ван Галу, он подарил аргентинцу детскую экипировку «Барсы» для новорожденного сына со словами: «Она потребуется ему чаще, чем тебе». Он четко понимал, что делает, и с высоты собственной самоуверенности не боялся задевать звезд для воплощения своих игровых идей.
Тем не менее, неудача со сборной Голландии по выходу на чемпионат мира 2002 года, когда он более открыто использовал 4-2-3-1, тяжелое второе пришествие в «Барселону» и разногласия с Куманом на должности спортивного директора в «Аяксе» – все это оставило свой след. Декаду тому назад никто не хотел Ван Гала. Казалось, его время на вершине игры истекло. Закончилось все тем, что он оказался в «АЗ Алкмар», где понял, что его принципы необходимо пересмотреть. Новая команда не обладала ресурсами для игры с акцентом на владение мячом по схеме 4-3-3 или даже 4-2-3-1.
Ему потребовалось 4 сезона для выхода на максимальную эффективность, 4 года он прививал свой подход, и в кампании 2008-09 годов всё получилось. «АЗ» использовал 4-4-2, но тут важнее не сама схема, а то, каким образом они играли. Они располагались за линией мяча, были поглощены прессингом, использовали длинные передачи орудующего прямо перед защищающейся четверкой Стина Скаарса для освобождения двух быстроногих форвардов, Муссы Дембеле и Мунира Эль-Хамдауи. Ван Гал назвал то прекрасное от неожиданности чемпионство «своим маленьким шедевром»; он вкусил радость не только быстрых перемещений, но и подхода, построенного практически полностью на контратаках.
Вполне вероятно, не потеряй Ван Гал несколько миллионов фунтов в скандальной финансовой пирамиде Бернарда Мейдоффа, он остался бы в «АЗ». Тогда казалось, что его личные амбиции изменились, а сам он выглядел довольно счастливым в статусе безраздельного диктатора «Алкмара». Тем не менее, когда к нему обратилась «Бавария», он не мог отказать. Возможно, часть его реформаторского рвения пропала, и он более не считал необходимым учить мир, как играть. Эффект «Алкмара» виден в его работе в Мюнхене: 4-3-3/3-4-3 сменились чистыми 4-2-3-1 с настоящим сдерживающим опорником Марком Ван Боммелем, который обеспечивал дополнительный уровень защиты и страховки, которой Ван Гал 90-х с большой долей вероятности пренебрег бы. Конечно же, не было никаких сомнений в его самоуверенности, а увольнение 21 месяц спустя в большей степени было обусловлено не результатами на поле, а раздражением огромного количества людей вне его.
Ван Гал, который принял сборную Нидерландов в 2012, был не тем Ван Галом, что покинул этот пост декадой ранее. Элемент прагматизма закрался в его философию; он уже был не тем идеалистом, что раньше, а его идеализм, стоит признать, всегда рассматривался пуристами как прагматичная интерпретация идеалов тотального футбола. «Иногда подозреваю сам себя, что в красивой игре я заинтересован больше, чем в победе,» - написал Ван Гал в своей книге «Видение»в 2009 году. Уже нет.
Даже если Ван Гал и занимался созданием новой интерпретации футбола, поражение 2-0 прошлым мартом в товарищеском матче со сборной Франции послужило толчком к переменам. В частности, это было вызвано повреждением связок колена Кевина Стротмана, его ключевого и системообразующего игрока в центре. Более того, он решил, что его защитники недостаточно хороши для дуэлей один на один, следовательно, нужно попробовать дополнительного игрока для подстраховки. Наблюдая, как «Фейеноорд», которым по иронии судьбы руководил Рональд Куман, выигрывает «ПСВ», он решил перестроиться на схему с тремя центральными защитниками для чемпионата мира. По-настоящему удивительное решение: Ван Гал в 62 года решает прибегнуть к ранее неиспользуемой формации, которая воплощает едва ему знакомый стиль лишь по работе в «АЗ». Это стало признанием того, что, даже работая не с малыми клубами, он не может всегда навязывать миру свою философию.
Был ли это успех? Победа 5-1 над сборной Испанией затмевает все остальные результаты. Выступление было действительно выдающимся, несмотря на вклад испанцев в собственное поражение. Но даже в том матче перед смертельным ответным голом Робина Ван Перси случился промах Давида Сильвы. Смогли бы голландцы отыграться после 2-0? А что было дальше? Неубедительная победа над Автралией, отсиживание в обороне против Чили и последовавшее за этим раздражающее послематчевое заявление о природе «атакующего» футбола, тяжелая победа против Мексики, по пенальти прошли Коста-Рику, и вялый полуфинал с Аргентиной.
С одной стороны, голландцы считалась аутсайдером полуфинала, в матче с Мексикой Ван Гал сумел изменить игру во время дополнительного перерыва, и у него хватило дерзости сменить голкипера перед серией одиннадцатиметровых в четвертьфинале. С другой – помимо одной яркой победы его команда по-настоящему больше не блистала, даже мастерский ход с заменой Тима Крула не маскирует тот факт, что в течение 120 минут моментов обыграть Коста-Рику практически не было. Как это часто бывает с чемпионатами мира, дистанция слишком коротка для далеко идущих выводов.
Единственным неоспоримым тактическим успехом кампании чемпионата мира стало использование Арьена Роббена в роли второго свободного форварда рядом с Ван Перси, предоставляя первому возможность по максимуму использовать скоростные качества. Кажется, что Ван Гал изначально рассматривал Ди Марию именно в этой роли – не настолько технически одаренного, как Роббен, но достаточно быстрого, динамичного и полного энергии. Однако данная затея провалилась, частично из-за потери уверенности в себе Ди Марии после ограбления его дома, частично из-за того, что данный стиль подразумевает атакующего оппонента, а большинство команд в Премьер-Лиге предпочитают сидеть глубоко в обороне против «МЮ».
В каком-то смысле страдания сборной Нидерландов повторяются и в «Юнайтед»: против более сильных команд контратакующая модель работает более-менее сносно; против тех, кто больше предпочитает защищаться, часто все сводится просто к забросам на Маруана Феллайни.
Ситуация с лонгболлами не радостная, но она несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд: английский футбол, помня об эксцессах «Уимблдона», «Уотфорда» и «Кембриджа», само понятие лонгболла воспринимает токсично. Тем не менее, именно прямолинейная игра позволяет осуществлять быстрые перемещения, столь характерные тотальному футболу. Среди команд пяти сильнейших европейских первенств в этом сезоне только «Вольфсбург» выполнил больше точных дальних передач, чем «Юнайтед», а тройку замыкает «Бавария». Когда идей у команды совсем не остается, – как в заключительные 25 минут игры с «Арсеналом» в понедельник, – «Юнайтед» начинает злоупотреблять адресованными Феллайни длинными диагоналями, но в то же время быстрая доставка мяча вперед всегда была ключевым компонентом философии Ван Гала.
Подобным образом и со статистикой обратных передач голкиперу. «Юнайтед» отдал таких передач больше любой другой команды Премьер-Лиги, и некоторые восприняли этот факт как доказательство безнадежной обороны. Но Ван Гал всегда требовал, чтобы голкипер выполнял роль полевого игрока: Эдвин Ван дер Сар, который играл под руководством Ван Гала в «Аяксе», был в высшей степени уверен при работе ногами, а часть наследия в «Баварии» заключается в предоставленной Мануэлю Нойеру свободе действий.
Другие аспекты философии менее очевидны. Но когда Ван Гал говорит о своей философии, он подразумевает идеализм 90-х или более свежий прагматизм? Часто в этом сезоне казалось, что «Юнайтед» перестраховывается, ожидая возможности для контратаки против команд, которые демонстрировали слабое желания идти вперед. И это, быть может, идёт в разрез с идеями Ван Гала, означая, что осторожность и предусмотрительность, эти искусные проклятия зрелости, вытеснили дерзость и кураж лучших лет. Складывается впечатление, что и ярости поубавилось: Ван Гал в этом сезоне бывал раздражительным, но вулканическим ни разу. Возможно, гений стареет.
Конечно же, есть смягчающие факторы. Несмотря на крупные финансовые затраты, потрачены средства были не лучшим образом, и вины Ван Гала в этом, вероятнее всего, нет. Присутствие двух стареющих и не показывающих результат форвардов только усугубило положение. В этом составе «Юнайтед» есть всего один игрок, которому по силам отыграть как в центре защиты, так и глубоко расположенного плеймейкера, чего однажды требовал Ван Гал. И это Майкл Каррик, которому сейчас 33; череда травм привела к недостатку сплоченности в обороне, что и привело к двум голам «Арсенала» в понедельник.
Ван Гал, как и почти любой другой тренер, заслуживает времени, чтобы привести дела в порядок. Обсуждать его отставку близоруко. И это не решит более фундаментальных проблем в клубе и в структуре состава, присущих пост-Фергюсоновскому периоду. Однако это не отменяет факта, что текущий сезон превратился в неразбериху. Как и не исключает подозрений, что начавший менять философию Ван Гал не до конца определился, что она из себя представляет.
Источник: колонка Джонатана Уилсона, the Guardian
Мы в социальных сетях:
Только вот есть в тексте маленькая стилистическая заноза:
"Наблюдая, как «Фейеноорд», которым по иронии судьбы руководил Рональд Куман, выигрывает «ПСВ», он решил перестроиться на схему с тремя центральными защитниками для чемпионата мира."
Выигрывать можно У кого-то, а не кого-то. Либо выигрывать кубок, матч, противостоянии. В данном случае не хватает предлога "у".
почитал их версию, наш перевод лучше)