Как меняются английские академии
Иэн Маккларг в материале для «These Football Times» рассказывает о несовершенстве английских футбольных академий.
Луис Суарес и Диего Коста – два, возможно, самых важных футболиста последних двух сезонов английской премьер-лиги. Оба не окончили традиционную европейскую модель академии, и обоим всегда было, что доказывать. Это заставило меня задуматься, не находимся ли мы сейчас на таком этапе развития, когда посредством системы наших академий мы развиваем игроков одним и тем же научным и структурированным способом, но не можем огранить настоящие бриллианты, которые смогут предложить нечто большее. На мой взгляд, Суарес и Коста дают что-то сверх этого, что отделяет их от других игроков.
Оба были признаны благодаря своему желанию, целеустремленности и умению находить различные решения на футбольном поле. Их обоих критиковали за пересечение тонкой грани между конкурентоспособностью и безрассудством. Однако, для главных тренеров и товарищей по команде они – признанные форварды, которые играли важную роль в борьбе «Ливерпуля» и «Челси» за чемпионство. В прошлом сезоне Суарес стал лучшим бомбардиром премьер-лиги с 31 голом. Он также разделил европейскую «Золотую бутсу» с Криштиану Роналду. В этом сезоне Коста борется за статус лучшего голеадора.
Развитие молодежи остается достаточно таинственным процессом. Футбол – самая популярная игра в мире, но, по правде говоря, он отстает от других видов спорта с точки зрения применения науки и важности психологии. Это меняется, но футбол все еще играет в догонялки с другими видами спорта.
Англия, например, которая может похвастаться самой успешной лигой в мире, только в последние несколько лет завершила первый с 1998 года анализ своей системы молодежных академий. Справедливости ради, анализ системы академий в Англии носит массовый характер. В профессиональной системе академии клубов Англии находятся 9000 молодых футболистов; все они борются за карьеру в одном из 92 профессиональных клубов и лишь малое количество таких игроков станут профессиональными футболистами.
Такие известные клубы, как «Ливерпуль», «Арсенал» и «Манчестер Юнайтед» начинают присматриваться к игрокам, когда те достигают возраста 5 лет, и оценивают тысячи футболистов, прежде чем принимают решения о подписании игрока в команду уровня U-9.
Анализ системы академий премьер-лиги привел к возникновению программы Elite Player Performance Plan (EPPP), реализуемой в последние сезоны. Это долгосрочная стратегия, которая призвана помочь вывести развитие футболистов в Англии на новый уровень. EPPP является результатом консультаций между премьер-лигой и ее клубами, представителями Футбольной Лиги, Футбольной Ассоциации и другими ключевыми заинтересованными сторонами.
EPPP имеет шесть основных принципов:
Увеличивать количество и качество доморощенных игроков, которым предлагают профессиональные контракты в клубах и дают играть в основных командах на самом высоком уровне.
Давать больше времени футболистам для игры и тренировок.
Улучшать условия работы тренеров.
Внедрять систему эффективного обеспечения и измерения качества.
Стратегически грамотно инвестировать в систему академий.
Стремиться добиться значительных успехов в каждом аспекте развития игрока.
План охватывает четыре основных направления: тренерская деятельность, классификация, компенсация и образование.
В прошлом многие смотрели на развитие молодежи в английских академиях как на процесс отсеивания и «выживания наиболее приспособленных» вместо того, чтобы превратить его в постепенный процесс развития всех игроков. Но с таким большим количеством игроков, борющихся за малое количество мест, понятно, почему некоторые клубы предпочитают быть разборчивыми.
По моим наблюдениям, в последнее время многое меняется. В 2003 году я провел десять дней в одной из самых успешных английских молодежных систем – футбольном клубе «Крю Александра». Тренерский процесс и тренировки были первоклассными, но я не заметил особого внимания к нефутбольному развитию. Я не критикую клуб, просто десять лет назад так было принято.
Однако, во время недавних визитов в Англию к нашему клубу-партнеру, «Вулверхэмптону», я увидел гораздо более целостную философию развития. Здесь главным является обучение молодых игроков, гораздо более распространенным стало оказание помощи семьям в организации поездок на тренировки и матчи, а юные футболисты окружены вспомогательным персоналом, в который входят диетологи, видео-аналитики, инструкторы по физподготовке, социальные работники и учителя.
В ходе ревизии академий «волки» получили от премьер-лиги первую категорию. Теперь клуб имеет гораздо больше времени на контакт с игроками и забирает их из школы на один полный день раз в неделю. Каждый учебный час регистрируется, а развитие выступления контролируется гораздо чаще.
Чем выше рост инвестиций, тем выше ожидаемый успех. Каждый год все больший процент игроков первой команды «волков» пополняется за счет собственной системы академии, а не благодаря подписанию футболистов из других английских или зарубежных клубов. В настоящее время 25 процентов их молодых игроков из команд U-18 и U-21 получают шансы в первой первой команды; но их цель – увеличить этот показатель до 40 процентов.
Лучшие клубы уже осознали, что не все игроки одинаковы в плане своих физических, умственных и эмоциональных потребностей. Они проходят через разные этапы физического и эмоционального роста, и множество факторов влияют на их развитие. На современном этапе растет осознание того, что профессиональные академии обязаны помогать игрокам и их семьям преодолевать жизненные препятствия для того, чтобы стать профессиональными футболистами, а не сидеть сложа руки и ждать пока сильнейшие выживут и найдут другой путь. Многие называют этот устаревший процесс «колбасной фабрикой». Это происходит в профессиональных клубах по всему миру.
Но что все это значит для молодых игроков и их семей, которые в настоящее время находятся за пределами данной среды? До 14 лет Суарес не входил в юношескую команду местного «Насьоналя». Коста играл в футбол на улице и никогда не верил, что сможет стать профессионалом из-за удаленного месторасположения его родного бразильского города. В возрасте 15 лет он уехал из Сержипи и переехал в Сан-Паулу, чтобы работать в магазине своего дяди и получить первый опыт тренировок в «Барселона Эспортива Капела». Помешал или же помог им поздний опыт игры в академии профессионального клуба? Стали бы они теми же игроками, которыми являются сегодня, если бы прошли через чрезмерно структурированную систему развития?
Это заставляет задуматься. Не развиваем ли футболистов таким способом, что они будут играть в схожей манере и принимать одинаковые решения на поле? И как гарантировать, что игроки типа Суареса и Косты расцветут в таких условиях? Пройдет еще много лет, прежде чем мы сможем точно оценить успешность программы EPPP. В то же время, наслаждайтесь игрой таких футболистов, как Суарес и Коста; они испытывают сильную страсть к игре, они умелы и сосредоточены на том, как лучше помочь команде и партнерам, с которыми вместе выступают.
Они играют так, как будто по-прежнему пинают мяч с друзьями на улице, а защитники команд АПЛ подтвердят, что эти двое – одни из самых успешных и опасных футболистов в последние годы. Сейчас вопрос состоит в том, чем мы можем помочь поддерживать и развивать большее число игроков, которые думают и действуют по-разному и дадут команде что-то особенное?
Тема очень актуальная, но статья обо всём и ни о чём.