Баскский закат. Как умирает политика кантеры
Для начала хотелось бы всех поздравить с победой над «Реалом» (1:0). Спустя 6 лет мы смогли обыграть королевский клуб. И эта неделя, вкупе с выходом в финал, получилась просто выдающийся. Но у нас на повестке очень важная тема, сегодня мы поговорим о визитной карточке «Атлетика».
Гордость за свою философию, которая становится обязательным компонентом выше любой другого (титулов, например), делает «Атлетик Бильбао» особенным на фоне остальных.
Многие знают о принципах комплектования нашей команды. Кто-то уважает традицию, которой уже без малого 103 года, кто-то не понимает. Политика баскской кантеры всегда является предметом дискуссий и иногда даже споров.
«Барселона» и «Реал» (два из трех класических клубов), бывавшие некоторое время главными соперниками «львов», ушли далеко вперед, а матчи «Атлетика» с «блауграной» и «сливочными» воспринимаются нейтральным зрителем как обыденные в чемпионате, в то время как более известное «Эль Класико» противостояние приковывает к экранам телевизоров чуть ли не весь футбольный мир. «Атлетик» же остается несколько в тени, болтается в середняках и время от время удивляет европейскую арену.
Но как бы то ни было, в Бильбао традиция важнее титулов. Это — баскская самобытность на футбольном поле, ее дух. Однако, сегодня, в 21 веке глобализация добралась до неприкосновенного — в составе «Атлетика» 7 декабря в матче с «Кордобой» дебютировал Иньяки Уильямс, который позже стал первым темнокожим автором гола в истории клуба. Как такое могло произойти? Темнокожий, да еще и в «Атлетике», который иногда называют расистской организацией.
Все дело в нововведениях 2007 года тогдашнего президента Фернандо Макуа. В сезоне 2006/07 «львы» сохранили прописку только в последнем туре, обыграв «Леванте», матч с которым позже чуть ли не объявили договорным. В таком случае, подумали верха клуба, надо что-то делать и ввели некоторые помарки в правила, который менялись лишь, так скажем, на уровне провинций. Позже Макуа провел голосовании об отказе политики вообще, но 75% опрошенных предпочли вылет в Сегунду, где «львы» никогда не бывали, за что и считаются класическом клубом.
Сегодня мы поговорим об этих правилах, чтобы расставить все точки над известной буквой, а также об игроках-иностранцах, которые играют в школе «Атлетика» и через пару-тройку лет могут стать новыми «Уильямсами».
Итак, правило №1 - ты баск (пример - Фернандо Аморебьета). Самое простое правило для того, чтобы попасть в кантеру. Место рождения - абсолютно не важно. Важна национальность. Сын баскских эмигрантов Аморебьета родился в Венесуэле и вернулся на историческую родину в возрасте 12 лет, за что и получил право играть.
Правило №2 - ты имеешь баскские корни (пример - Хонас Рамальо, Энрик Саборит). Интернациональные браки - вещь часто встречающаяся. Вот и Макуа учел. Если претендент на принятие в клуб имеет хотя бы одного родителя-баска, — добро пожаловать. Так появился Хонас Рамальо - первый игрок-метис. Его мама из Басконии, а папа - из Анголы. Также не исключается, что дедушка футболиста был баском - от корней никуда не денешься.
Правило №3 - ты родился в Стране Басков/вырос (пример - Иньяки Уильямс). Вот теперь правило, которое абсолютно беспрепятственно даст право мальчишке любой национальности играть за красно-белые цвета - достаточно родиться в любой из провинции Страны Басков, будь то север Испании или юг Франции. Или же вырасти и быть интегрированным в баскскую культуру. На таком основании попал в «Атлетик» уже упомянутый Иньяки Уильямс. Баскских корней он не имеет, его родители бежали от гражданской войны из Либерии в Гану, а позже - в Бильбао, где родился в 1994 году мальчик, которому дали баскское имя Иньяки. Темнокожий нападающий рос между Памплоной и Бильбао, учил баскский язык и просто играл в футбол - а потом и попал в главную команду.
Правило №4 - ты занимался в любой футбольной школе Страны Басков минимум 3 года (пример - Борха Вигера, Давид Лопес). Сие условие встречается реже остальных. Здесь национальность тоже роли не играет, достаточно проиграть на протяжении 3 лет в футбольной школе Эускары и, понятное дело, дорасти до уровня первой команды. В основном под это правило попадают испанцы, родившиеся рядом со Страной Басков. Яркий пример - Борха Вигера. Нападающий родился в Логроньо, а позже перебрался в Сан-Себастьян, На протяжении трёх лет он выступал за резервную команду «Сосьедада» и перебрался в другой баскский клуб «Алавес», где наколотив 34 гола, привлек внимание «Атлетика». Та же самая ситуация и с Давидом Лопесом - только он представлял «Осасуну», поэтому его переход в 2007 году, собственно, как и Вигеры, философии клуба не нарушил.
«Иностранцы»
Лоик Пьер-Бум
Дата рождения: 24-11-2000
Страна: Камерун
Позиция: защитник
Правило: 3
Лоик - типичный представитель третьего правила. Он не является баском и не имеет корней. В раннем возрасте родившийся в Камеруне игрок перебрался в Басконию. В Памплоне африканец прожил некоторое время и занимался в школе «Осасуны», что дало ему право играть за «Атлетик», несмотря на то, что он родился в Африке. 14-летний африканец обратил на себя внимание селекционного отдела «львов» на турнире в Сарагосе, где был признан лучшим игроком. Вездесущая селекция быстренько переманила Пьер-Бума, и сейчас он выступает в команде на год старше.
Кристоф Атангана
Дата рождения: 02-03-2000
Страна: Камерун
Позиция: вратарь
Правило: 3
Аналогичная ситуация. Кристоф играл в менее скромном «Итурригорри», а позже перебрался в кантеру «Атлетика», где занимается 4 год.
Александер Гонсалес
Дата рождения: 04-09-1998
Страна: Боливия
Позиция: полузащитник
Правило: 3
Боливиец (на фото справа) перебрался в Бильбао в 2005 году. Поиграл за местные баскские клубы «Сантучу», «Индартсу» и «Басаури», имел на руках предложения «Барселоны» и «Реала», но выбрал «Атлетик». Вызывался в молодежную сборную Боливии, куда его пригласил помощник бывшего главного тренера «львов» Марсело Бьельсы Клаудио Вивас (сейчас находится в сборной U-17 на Копа Америка).
Маркос Итурбе
Дата рождения: 06-01-1999
Страна: США/Никарагуа
Позиция: -
Правило: 2
Однофамилец игрока «Ромы» не совсем иностранец, он получил право играть в баскском клубе потому, что имеет баскские корни со стороны отца (мать из Никарагуа). Все логично. Маркос родился в американском Огайо и вернулся на землю предков.
Алехандро Пипаон
Дата рождения: 12-05-1999
Страна: Венесуэла
Позиция: -
Правило: 3
Родившийся в Гечо венесуэелец попадает под 3 правило.
Николас Уильямс
Дата рождения: 12-07-2002
Страна: Либерия
Позиция: нападающий
Правило: 3
Брат Иньяки Уильямса, Николас, тоже родился в Памплоне. Он выступал за «Осасуну» и вскоре перешел в «Атлетик».
И это лишь часть представителей. На самом деле, иностранцев в кантере более чем достаточно — найти достоверную информацию по всем очень сложно, некоторые из игроков не достигли и 14 лет, другие просто не освещены прессой.
С одной стороны, все эти ребята так или иначе связаны с Эускади, их учат языку (ведь, кстати, считается, что если ты знаешь баскский язык, ты уже баск), культуре и превращают в настоящего баска с баскским мышлением. Здесь они свои - будь то камерунец или венесуэлец. И это, по сути, и есть смысл реформ Макуа.
Давайте посмотрим с другой, косвенно политика в плане «только баски» в «Атлетике» несколько сходит на нет. С 1912 года, когда и была введена «кантера», и до 2007 года в клубе не было игроков без баскских корней - так пришел известный Лизаразю. Сейчас, в принципе, баски или игроки с баскскими корнями составляют подавляющее большинство и многие из них знают язык, но тенденция к распространению НЕ басков растет с каждым годом. Вполне возможно, что через 10-15 лет в составе басков будет считанное количество, и традиция, которая отличает наш клуб в современном футбольном мире, просто погибнет. Это другая сторона медали, которая заставляет задуматься и одновременно беспокоиться.
Возьмем пример Иньяки. Не то чтобы я против реформ Макуа, мое мнение в Бильбао мало кому интересно, но если на перспективу - иностранцев в команде может стать очень уж много, это будут ребята разных национальностей, однако они будут, так же как и игроки выше, баском в душе и на футбольном поле. Но! исконная традиция нарушается. Я просто не смогу смириться с тем, что половину 11 человек будут составлять этнические не баски. Да, они имеют по правилам играть за клуб и быть его неотъемлемой частью, в то же время ценность всей нашей изюминки потеряется - и менять что-то через эти 10-15 лет будет поздно. Сами же баски, как мне стало известно, по этому поводу вообще не напрягаются, и когда назревал дебют Иньяки - Вальверде заявлял, что препятствий к историческому событию нет. Хотя многие подзабыли - тот же Давид Лопес играл в «Атлетике» на абсолютно таких же правах, как и Уильямс, а шумиха поднялась только тогда, когда на месте Лопеса появился темнокожий. Слишком много противоречий возникает и у меня.Несмотря на то, что в академии есть ребята разных национальностей и цветов кожи, их объединяет баскская культура, они свои - и для большинства эти ребята - полноправные баски, а самое главное - их учат играть по-баскски. А уж этому «Атлетик» точно никогда не изменит.