Не в лимите дело. Что убивает российский футбол?
И сторонники, и противники лимита на легионеров имеют весомые аргументы в пользу своей точки зрения. Первые - утверждая, что в случае отмены лимита наш чемпионат наводнят сомнительного качества иностранцы (вот уж действительно раздолье для спортивных директоров и футбольных агентов, с которыми Николай Толстых борется, словно с ветряными мельницами); вторые - сомневаясь в наличии у российских футболистов мотивации прилагать усилия для улучшения своей игры в условиях, когда место на поле (или хотя бы в заявке) практически гарантированно.
Действительно, правы и те, и другие, по крайней мере, отчасти. Российский футбол сейчас находится в таком состоянии, что любое действие по изменению лимита на легионеров грозит обернуться настоящим кошмаром. Но главная проблема в том, что он и сейчас находится, мягко говоря, в не лучшем своем состоянии.
Судите сами: пусть мы и вышли на ЧМ впервые за, прости Господи, 12 лет (справедливости ради, из не самой сложной отборочной группы - но когда сборной России это мешало?), но быстро поняли, что там нам делать нечего, и ведь с кем поняли-то - с Южной Кореей и Алжиром! До этого мы вроде бы неплохо смотрелись на ЧЕ-2012 (плохо смотреться в группе с Чехией, Польшей и Грецией было бы совсем уж стыдно), но в итоге не вышли даже в четвертьфинал. Однако, стоит отметить, что на сам чемпионат Европы мы отобрались довольно легко, но опять же: отборочная группа явно не выглядела непроходимой. Такой она не выглядит и сейчас, и я боюсь даже подумать, каковы же причины такого везения сборной России - возможно, Виталий Мутко действительно многое делает для сборной и вправе заказывать музыку? Однако, даже если мы отберемся на ЧЕ-2016 (что, скорее всего, и произойдет), вряд ли нашу сборную там ждет нечто большее, чем три матча группового этапа. Даже если со жребием повезет (что, опять же, скорее всего, и произойдет).
Проблема заключается также и в отсутствии у сборной России сколь-нибудь индивидуально выдающихся игроков, особенно среди молодого поколения. Разве что считать таковыми Кокорина, который к 23 годам забил аж 36 голов в РПЛ (проведя при этом 150 матчей), Черышева, который только первый свой полноценный сезон на взрослом уровне проводит (и это в 24 года!), что не отменяет моего искреннего восхищения формой Дениса в этом сезоне, или Дзагоева, в игре которого лично я не вижу значительного прогресса по сравнению с тем, что было 3-4 года назад (да, теперь он способен играть глубже, лучше читает игру, но только вспомните, какие ему выдавались авансы, а звездой он стал лишь по меркам РПЛ).
Действительно, если взглянуть на состав сборных Алжира и Южной Кореи чуточку внимательнее, выяснится, что там и помимо Фегули и Сона хватает футболистов, выступающих в сильнейших европейских чемпионатах. Что же мешает нашим ребятам ехать за рубеж и прогрессировать?
Чаще всего в ответ приходится слышать всего одно слово: лимит. Но, спешу Вас разочаровать, лимит есть не только у нас, а я бы даже сказал, что везде. Например, командам Ла Лиги разрешается иметь в заявке на сезон не более трех футболистов, не имеющих гражданства ЕС, а клубы Бундеслиги обязаны иметь в составе не менее 12 немцев. У португальцев обязательно наличие в команде восьми воспитанников национального футбола, а в голландском первенстве нельзя только регистрировать юниоров до 18 лет не из зоны ЕС. Безусловно, это не идет ни в какое сравнение с успевшими порядком надоесть "7+4" и "6+5", но последнее предложение ("10+15") вполне в духе современных европейских тенденций. В любом случае, сделать точно так же, "как у них", у нас вряд ли получится, хотя бы потому, что Россия не является членом ЕС.
Но избавит ли российский футбол от завышенных запросов отечественных футболистов новая формула лимита? Многие полагают, что это вполне реально, по крайней мере, частично - и это правда, по крайней мере, определенные подвижки в географии размещения футболистов российского происхождения есть. Однако же все это не мешает Артему Дзюбе выбивать контракт пожирнее, а 25-летнему Денису Ткачуку проходить просмотр в команде, где играют Халк и Данни (при всем уважении к Денису, считаю, что не будь у него российского паспорта, вряд ли бы ему довелось получить реальный шанс стать частью "Зенита"). Значит, лимит по-прежнему работает и позволяет российским футболистам иметь преимущества, каких они никогда не имели бы, играя в Европе.
Тем не менее, стоит отметить, что запросы завышены не только у российских футболистов, но и у легионеров, играющих в российском чемпионате. Не зря же, в конце концов, известные специалисты говорят о том, что российский чемпионат ассоциируется у иностранцев с высокой зарплатой. А когда болельщики начинают обсуждать доходы ведущих футболистов РПЛ, представители клубов в один голос твердят, что это некрасиво.
Позвольте, господа, я честно плачу (ладно, мой работодатель как налоговый агент честно удерживает) налоги в государственную казну и поэтому имею полное право обсуждать, раз уж государство прямо или косвенно вливает в российский футбол баснословные деньги. Какую миссию несет Кевин Кураньи, получая почти 6 млн. евро в год? Популяризацию футбола в России? Если так, то какова динамика посещаемости матчей московского "Динамо" за последние 5 лет? Или, тренируясь с ним, российские футболисты получают бесценный опыт и вырастают в топ-игроков? Если так, то отработал ли Кураньи полученные деньги, учитывая, что рядом с ними тренировались Кокорин и Смолов?
Уж простит меня Кураньи, но поставьте на его место любого игрока из списка и подумайте над вопросом, насколько он отбивает вложенные в его зарплату средства. Беда в том, что игрок может сколько угодно класть мячи по "девяткам", но соотношение "цена-качество" по-прежнему будет на низком уровне, ведь футбол должен быть бизнесом, в конце-то концов. Или, на худой конец, выполнять какую-то очень важную с точки зрения общества миссию.
Я могу понять миссию, которую прививает своему клубу Сергей Галицкий, и зачем Сулейман Керимов приглашает в Махачкалу Роберто Карлоса и Самуэля Это'О. Возможно, в случае этих команд (и, прежде всего, во втором) совершаются ошибки, но, по крайней мере, понятно, зачем предпринимаются те или иные шаги. И самое главное - если шаги предпринимаются за счет частного лица (или группы лиц, но ни в коем случае государства), можно даже не видеть логики, но по-прежнему не иметь претензий. В конце концов, кто платит, тот и заказывает.
Но зачем государству в лице РЖД и ВТБ оплачивать услуги Буссуфа и Вальбуэна? Чтобы выяснить, кто же в итоге круче? Мне напоминает это маленького мальчика (слегка сошедшего с ума), который тянет деньги с родителей, чтобы накупить еще несколько кланов для своего набора лего, а потом рубиться с самим собой, поочередно играя за каждый клан. Ладно бы, с мальчишками со двора соревновался, нет же. Впрочем, наши клубы хотя бы в еврокубках играют.
Представьте только, что бы случилось с зарплатами Кокорина и Дзюбы, отключи мы российские клубы от государственного финансирования. Можем вообще легионеров запретить - никто им и половины от того, что они получают сейчас, платить не будет. Даже Галицкий и Гинер. И придется российским футболистам, как в 90-е, ехать в Европу в поисках большой зарплаты или хотя бы зарплаты в евро, ведь если клубы не будут спонсироваться государством, то для российских футболистов уж точно зарплата будет номинирована в валюте выручки - то есть в рублях.
Беда и бессмысленность российского футбола заключается отнюдь не в лимите и не в климате, а в обильном и неконтролируемом государственном финансировании. Отсюда и завышенные зарплаты российских футболистов, и сомнительные трансферы, и отсутствие результатов у сборной и клубов (исходя из соотношения "цена-качество").
Пока футбол так и будет доить не такую уж бездонную, как выяснилось в последнее время, государственную казну, а мы - спорить о том, какой лимит все-таки лучше, ничего хорошего нас не ждет.