Почему «Зенит» до сих пор не вышел на новый уровень
Стратегический консультант Алексей Зинин – о том, что мешает самому богатому клубу России.
Часто приходится слышать вопрос об уровне российского футбола: почему наши клубы столь нестабильны и неубедительны на международной арене? Разве у нас такие плохие футболисты? Так вот, с общим уровнем футболистов у нас все нормально. И даже лучше. У нас сложности другого порядка. Некоторые из них мы сейчас рассмотрим на примере «Зенита», без упоминания которого разговор о футболе в нашей стране сегодня просто не мыслим.
Питерцы реагируют на проблемы, а не упреждают их появление
«Зенит» – самый одиозный и нашумевший спортивный проект в России из ныне полноценно существующих. Более того, на данный момент это единственный футбольный клуб в стране, который было бы логично оценивать с международных позиций. По своим ресурсам это стабильный клуб первой мировой двадцатки. Клуб, который, исходя из начальных раскладов, обязан регулярно становиться чемпионом России, демонстрировать игру европейского качества и из сезона в сезон попадать в плей-офф Лиги чемпионов. Уровень данных ожиданий складывается из финансовой, ментальной, маркетинговой, географической составляющих и из анализа конкурентной среды. Однако питерцы, имеющие сильнейший состав в стране (сравнительное исследование составов команд РФПЛ – в одном из последующих постов), приучили к тому, что свой потенциал они систематически не реализуют. Лично для меня – предсказуемо не реализуют.
Главный минус «Зенита» в том, что клуб с мощнейшим менеджерским составом, с космическим по нашим меркам бюджетом и запредельными возможностями, являющийся к тому же лидером по 10 из 18 основных составляющих жизнедеятельности российских клубов, в спортивном плане стратегически ведет себя как команда, борющаяся за выживание. А именно – производит необходимые изменения, лишь реагируя на возникшие проблемы. На самом деле, топ-компания, каковой «Зенит» без сомнения является, обязана производить изменения заранее, опережая события. И таким образом не допуская возникновения проблем.
Чтобы не быть голословным, давайте приведу лишь 5 стратегических просчетов «Зенита», когда требуемые изменения были произведены с ощутимым опозданием, что (не умаляю заслуг ЦСКА) привело к упущенным чемпионствам.
Менеджмент клуба делил власть с «временным правительством»
Питер – великий город революций, переворотов и восстаний. Дух свободы, а вместе с ним дух внутренней борьбы, живут здесь и по сей день. И если для большинства российских команд открытые конфликты – редкость, то для «Зенита» на протяжении долгих лет редкостью было их отсутствие. Питерцы потеряли из-за них огромное количество сил и, самое главное, многое упустили с точки зрения турнирного результата. Почти всегда в эпицентре скандалов оказывались лидеры-россияне. В разное время: Радимов, Малафеев, Аршавин, Денисов, Быстров, Кержаков, Широков. Некоторые – неоднократно. Все дело в том, что «Зенит» сам способствовал созданию культа личности этих по-настоящему больших игроков (добавьте к ним Анюкова), которые на каком-то этапе фактически стали «временным правительством» клуба.
Юрген Клопп, главный тренер дортмундской «Боруссии» поделился с журналистами такой мыслью: «Франц Беккенбауэр сказал: «Команда – это больше, чем мы». И это определенно так. Команда в тысячу раз важнее, чем я, и в тысячу раз важнее, чем любой игрок».
Но ментальность российских лидеров «Зенита» порой заключалась в том, что игроки важнее клуба, ведь это именно их боготворит многомиллионный город. О выходках питерских звезд в футбольной среде гуляют десятки историй, не стану доносить их до широкой аудитории. Скажу лишь, что в основе большинства этих историй – создание игроками своей, далекой от реальности, картины мира, основанной на убеждении, что игрок может диктовать клубу свою волю по вопросам, которые его не касаются и не должны касаться никаким боком.
Руководство «Зенита» на несколько лет опоздало с проведением профилактических мер по части опускания полубогов на грешную землю. Когда спохватились, профилактическими мерами было уже не отделаться. Приходилось тратить огромный запас внутренних ресурсов на удержание звезд хоть в каких-то рамках приличия. Игроки же в свою очередь, распыляясь на транслирование своей воли руководству клуба, в определенные моменты не могли полностью сконцентрироваться на игре, и на результате. Фактически зачастую конфликты за полем оказывались важнее того, что происходило на самом поле. Если бы руководство клуба вовремя четко очертило своим топ-игрокам границы дозволенного, полагаю, у «Зенита», скорее всего, было бы больше даже не на два, а на три чемпионства.
Более того, этот золотой высококлассный костяк, если бы ему были заложены правильные ценности, до сих пор служил бы на благо клуба. Неужели Денисов, даже потерявший столь много, слабее нынешнего, пускай и безгранично уважаемого Тимощука, а Широков и Быстров ниже уровнем, чем пусть и хорошо сбалансированный, но заметно ограниченный Рязанцев?
Знаете, что еще очень прискорбно в этой ситуации? Это то, что сами игроки, периодически терявшие почву под ногами, тоже многое упустили. И не по причине ветеранского возраста. Денисов из лучшего игрока страны превратился в опорника-имитатора именно после громкого скандала со своим участием. Анюкова, Быстрова, Широкова замучили травмы, допускаю, не просто так. Поверьте, внутренние переживания, нахождение в другой реальности, необходимость сражаться на нескольких фронтах (на зеленом прямоугольнике и за его пределами) сильно подтачивают ресурсы организма. То количество неприятностей, которые свалились на Аршавина и Кержакова, возможно, тоже отчасти результат перекосившейся картинки мира в восприятии Андрея и Александра, которых, к слову, по сей день считаю нужными «Зениту», в том числе и как творцов клубной истории и как носителей традиций (там есть много хорошего и важного).
Приход Халка отбросил команду на два года назад
Все, что связано с приездом Халка и Витцеля – фактически наглядное пособие того, как делать нежелательно. Ожидаемый фурор превратился чуть ли не в конфуз (как на внутренней арене, так и на международной), на который было потрачено 100 миллионов евро.
Давайте по порядку. Операционный менеджмент «Зенита» во главе с Максимом Митрофановым, талантливейшим и очень сильным руководителем, вызывает уважение – профессионалы, умеющие работать под давлением. Но, как и все люди, они не всегда бывают безупречны. В данной ситуации клуб прекрасно знал, что у него внутри есть собственноручно вскормленный монстр в виде группы игроков. И с этим монстром уже нельзя было не считаться. Очевидно возникал вопрос: как эти ребята отнесутся к тому, что на зарплаты большие, чем у них подъедут иностранцы, которые будут покушаться на игровое лидерство, будут отбирать славу у Денисова и компании?
Появление таких фигур как Халк и Витцель – это перезапуск всех групповых динамик в коллективе, означающий, что «как раньше уже никогда не будет». Здесь заранее следовало бы подстелить соломку. Еще раз подчеркиваю, руководство клуба не должно объяснять игрокам причину своих кадровых решений, но «Зенит», в котором игрокам на том этапе подарили часть менеджерских функций, случай особый. Логично было бы вызвать весь костяк заранее: «Мужики, хотим купить дорогих статусных игроков, которые помогут нам с вами стать еще сильнее. Вы поддерживаете наше стремление побеждать на европейской арене? Мы очень рассчитываем на вас, что вы поможете новичкам быстрее освоиться. Чем быстрее вы их адаптируете, тем лучше для всех».
Полагаю, после такого разговора не было бы затяжного конфликта, который принято называть именем Денисова. А так в том конфликте «Зенит» потерял отчасти два года и поставленную игру.
Пойдем дальше. Покупка Халка и Витцеля была сделана на флажке трансферного окна (это было, и классным тактическим маневром, и подвигом). Однако большой вопрос: что было лучше – взять еще в июне других достойных и более органичных исполнителей или покупать этих титанов на бегу? В июле-августе «Зенит» был на ходу, демонстрировал фантастически поставленную игру. В эту игру интегрировать и маленькую детальку непросто, а такую краеугольную глыбу, как заточенный на себя Халк, архисложно. На это нужно время. Для того, чтобы хоть как-то нащупать связи – минимум два-три полноценных сбора. У Спаллетти же не было времени вовсе. Бери и перекраивай все на ходу и тонким психологом быть не забывай (совпадение ли, что команда засбоила сразу же после вестей о приходе топ-новичков, еще до их официального дебюта?).
А тут вдобавок внутри нерабочая, ядерная обстановка. А вокруг – дикий ажиотаж по этому поводу. Плюс неплановая потеря лидера Игоря Денисова, равнозначных альтернатив которому в опорной зоне не было. В той мясорубке итальянский наставник, уже привыкший почивать на лаврах, порядком надломился. Руководство думало, что, купив в Португалии топ-звезд, дало главному тренеру бронебойный вариант для европейских побед, а на деле, так уж получилось, оно подложило ему бронебойную свинью. Вдобавок сам тренер тогда неприятно удивил отреченностью, перемешанной с всплесками нездоровой рефлексии, хотя он вполне мог взять на себя роль хладнокровного лидера и многие углы сгладить.
Здесь важно, чтобы у вас не сложилось мнение, что не надо покупать сильные фигуры. Надо! (Я не знаю в России людей, которые тогда отказались бы от покупки Халка.) Но эти покупки желательно делать в правильное время, хорошенько подготавливая ситуацию и заранее имея четкое представление по всем нюансам интеграции.
Самое поразительное, что полноценная интеграция, как Халка, так и Витцеля, не произошла до сих пор. Оба в «Зените» играют ниже того уровня, который демонстрировали в Португалии. Да и сам «Зенит» такой мощной, яркой и слаженной командной игры, как в предхалковский период, пожалуй, больше не демонстрировал.
Связка Кокорина и Дзагоева была бы полезней, чем один Витцель
У «Зенита» на протяжении многих лет был потрясающе сильный набор российских игроков. На стыке десятилетий питерцы были лучше всех сбалансированы: легионеры и россияне соответствовали уровню друг друга и этот уровень был достаточно высок. «Анжи», например, в период шоковой терапии мог позволить себе пригласить Это’О и других звездных легионеров, но в российской части клуб провисал. «Зенит» же в отношении лимита имел определенный задел.
При этом еще в 2011 было понятно, что рано или поздно «Зениту» придется производить смену поколений. Для того, чтобы эта смена проходила плавно, уже тогда нужно было начинать покупать в год хотя бы по одному сильному россиянину, у которого при этом была бы возможность плавно вливаться в команду. В 2013-м так произошло с приходом Смольникова, Лодыгина и Шатова, которые стали и дополнением, и альтернативой соответственно Анюкову, Малафееву и Файзулину (идеальный пример грамотной смены поколений).
Сложность в том, что четыре трансферных окна были безвозвратно упущены, да и в последствии пришли хорошие игроки на смену хорошим, а не отличные на смену отличным. На деньги, потраченные на Витцеля, например, до того можно было взять Кокорина и Дзагоева, а если еще доплатить, то и при удачно пойманном моменте – Глушакова.
Как бы то ни было, сегодня уровень российских игроков «Зенита» уже не является конкурентным преимуществом команды. Если раньше, от четырех до шести человек питерцев стабильно были первыми на своей позиции среди россиян, то сейчас только Смольников может на такой статус претендовать (час Лодыгина и Шатова, как минимум, еще не пришел).
Почти три года в ожидании Гарая и полтора – в ожидании Гарсии
Порой в ключевых матчах сила цепи определяется силой ее самого слабого звена. Команда, в которой нет слабых звеньев, имеет больше шансов на достижение синергетического эффекта. Вдобавок, вероятность внезапного провала здесь ниже (где тонко – там и рвется). У «Зенита» же на протяжении последних лет не было периода отсутствия проблемных позиций.
На мой взгляд, два с половиной года команда испытывала сложность с доминирующим центральным защитником (Бруну Алвеш и особенно Нету проблему не решали, а усугубляли). Только приход Гарая летом 2014-го вопрос закрыл (на мой взгляд, лучший трансфер клуба со времен приобретения Кришито).
Не менее острой была ситуация с позицией опорника. Серьезный конфликт Денисова с клубом произошел в сентябре 2012-го. Казалось бы, после осеннего спада клуб при любом раскладе (остается Игорь или нет) к январю 2013-го должен был обзавестись классным опорником с высоким уровнем ведения единоборств и отлаженным отбором. Такой человек (Хави Гарсия) появился в команде только в августе 2014-го, а три круга роль некогда кусачего Денисова пытались выполнять игроки с низким качеством разрушительной работы
На данном этапе у питерцев (уже второй круг кряду) есть ощутимые сложности с центральным нападающим (нередко в ключевых матчах команда, имея преимущество в середине поля, в атаке выглядит беззубой).
Во всех случаях кадровые недочеты имели серьезное значение для стратегических результатов команды.
Почему Саломон Рондон – не лучший форвард для «Зенита»
То, что «Зенит» сейчас рассматривает вариант с Дзюбой, показатель того, что определенные выводы сделаны. Это, если отгородиться от эмоций, может оказаться по-настоящему удачным решением, потому что россияне такого уровня и возможностей, да еще в статусе свободного агента, большая редкость, да еще при условии, что у «Зенита» для Дзюбы есть вакантное место в составе. Другое дело, что менеджменту клуба, опираясь на имеющийся опыт, нужно будет подготовить для взрывоопасного прихода Артема необходимый плацдарм (работа с болельщиками, с игроками, с журналистами), чтобы от осколков этой потенциальной бомбы никто не пострадал. Да и до лета 2015-го, видимо, придется доехать без новичков в атаке, что может в очередной раз усложнить команде жизнь.
Спаллетти как потеря ориентира в новых условиях
В идеале расставаться следует на внешнем пике, когда при этом понимаешь, что лучше уже не будет, и ощущаешь, что отношения неминуемо начали катиться вниз. Не надо дожидаться, когда они совсем сойдут на нет, а то и вовсе упадут в негативный фон.
Об этом же говорится и в инновационном менеджменте: в больших организациях любят ориентироваться на традиции, на завоевания прошлого, что чревато потерей ориентиров в новых условиях.
Вот и «Зенит» долгое время продолжал слепо ориентироваться на тех, кто вошел в зал славы клуба, что само по себе разумно. Только вот беда – высшее руководство не просто ориентировалось на Спаллетти, оно ему доверяло безгранично, даже тогда, когда выяснилось, что итальянец уже не тот, а ведомая им команда раздирается на куски.
Спаллетти пережил аж три потенциальных для отставки момента.
Первые разговоры о кончине времени итальянского правления пошли по итогам осени-2012, когда «Зенит» затрясло и залихорадило, очки не выигрывались, а вымучивались. Но тогда вряд ли кто-то решился бы менять главного тренера, столько для клуба сделавшего. На мой взгляд, клуб повел себя абсолютно верно.
Вторая ступень для переоценки ценностей – май 2013-го. «Зенит» понравился в весенней стадии, но вновь проявил свою неспособность выигрывать те матчи, которые выигрывать необходимо. Если «Зенит» не завоевывает чемпионство, то это уже серьезный повод задуматься о перспективах главного тренера. Питерцы и тогда не решились менять рулевого, а дали ему новую партию кадрового усиления. Если и оставлять тренера в той ситуации, то, как мне кажется, уже нужно было иметь планы А и Б на тот случай, если события будут развиваться не лучшим образом.
И третий кризис: конец 2013-го «Зенит» провалил начисто, Спаллетти откровенно плыл, перед отпуском взял 2 очка в четырех матчах. Убежден на тысячу процентов – в декабре «Зениту» необходимо было менять тренера. Прежних перспектив у команды не улавливалось, атмосфера в коллективе была напряженной, игровая дисциплина хромала. То, что отставка состоялась только 10 марта, уже после возобновления чемпионата, на мой взгляд, сказалось на итоговом результате в чемпионате.
Очередная перезагрузка подходит к концу
Есть банальное-банальное выражение: в футболе мелочей не бывает. Сейчас мы с вами затронули некоторые аспекты того, почему внешне успешный «Зенит» – ныне самый сильный по своим возможностям клуб на постсоветском пространстве – в последние годы был не способен показать свой максимум. В футболе бюджет и состав значат многое, но далеко не все.
Подводных камней и острых углов здесь столько, что, даже работая по 24 часа в сутки, легко можно что-то упустить из виду и даже после падения не понять, на чем ты поскользнулся.
В истории «Зенита» есть целый ряд успешных перезагрузок (из последних – 2007, 2010). Мне кажется, руководство питерцев сделало правильные выводы из большинства причин неудач двух минувших сезонов и сейчас находится в финальной стадии очередной перезагрузки. «Временное правительство», по которому мы скучаем, разогнано, смена поколений, пускай и с оговорками, проведена, позиции центрального защитника и опорника (даже при всей однобокости Гарсии) качественно закрыты, редкие внутренние разногласия уже так эмоционально не выплескиваются на публику, новый главный тренер хочет работать и доказывать.
Да, теперь «Зенит» уже не такой яркий и завлекающий своей игровой неординарностью, многогранностью и тактическим интеллектом. Зато более причесанный, сдержанный и, пожалуй, солидный.
Если еще решится вопрос с приглашением центрального нападающего, то оставить Питер без золота конкурентам будет крайне трудно. Говорить же о настоящем восхождении клуба пока рано. Налицо хорошие предпосылки, но есть и новые подводные камни. Только это уже тема отдельного разговора…
В чем главная причина трансферных ошибок российских клубов
Фото: Fotobank/Getty Images/Epsilon, Mike Kireev/Epsilon; РИА Новости/Игорь Руссак, Павел Лисицын
-----------------------
прогиб под ЭГМ засчитан
30-летний бывший газовщик с неограниченным бюджетом и покровительством Кремля - талантливый и сильный руководитель. Смешно
Бронебойная свинья? Дзюба еще не приехал.
(Пишу тексты за 5000 руб.)
Да лааадно?:))
Да конечно это футбол, и периодически клубы с составом в 300 лямов даже в ЛЧ не попадают а в 1/4 попадают кипрские клубы, но мы же же говорим не о исключениях которые только подтверждают правило (в плейофф из года в год играют почти одни и те же клубы).
В общем что имеем в сухом остатке, с точки зрения составов, бабла и прочего низменного. Есть 12 клубов в Европе которые горааааздо богаче Зенита. Есть 7 клубов которые имеют состав дороже от 16 до 50 лямов. Есть 13 клубов которые беднее его от 7 лямов до 50. Что это занчит с точки зрения ЛЧ? а это значит что 10 мест в 1/8 ЛЧ достается (10 потому что не все богатейшие играют в ЛЧ, а порой богатейшие лажают) тем кому они и должны доставаться, а за оставшиеся 8 путевок ведут борьбу 15 клубов (не все 20 клубов диапазона Зенита играют в ЛЧ). С точки зрения вероятности это где то шансы Зенита 50 на 50 выходить в 1/8 ЛЧ. Открываем итоги выступлений Зенита и о чудо, видим что Зенит и правда выходит в 1/8ЛЧ через год.
К чему сей пост, а к тому что с точки зрения стоимости состава Зенит 1 из 15 клубов которые борятся за 8 путевок в 1/8ЛЧ
Аналитики ноль, обычное переливание из пустого в порожнее