6 мин.

Правила выживания. Евгений Дзичковский – о том, как российским клубам пережить кризис

Заглянем в турнирную таблицу РФПЛ. Вся первая шестерка с кризисом должна справиться. Плюс «Терек» и «Рубин», пожалуй. От излишеств придется уберечься, но резкого ухудшения условий жизни у этой восьмерки быть не должно. Другой половине Премьер-лиги придется задуматься не только об условиях жизни, но и о самой жизни.

 

Давным-давно один мой начальник учил общаться с женой в суровую годину испытаний.

– Думаешь, только тебе мозг выносят? Моя тоже с утра до вечера зудит про зарплату. А я ей: ну нет денег, хоть тресни! Нет, понимаешь?! Не дают!

Как вспомнишь, тянет на прогноз: разговоров в духе «нет денег, хоть тресни» в российских клубах в ближайшее время будет много.

Болевые точки известны. Это возросшие рублевые эквиваленты личных контрактов. Невозможность усилиться, поскольку легионеры вмиг подорожали, а российское усиление давно рекрутировано куда следует. Рост логистических и транспортных расходов.

Как борется с теми же бедами обычная российская семья? Сокращает потребление. Хотели «Рено» – купят «Ладу». Ходили в кино – уткнутся в телевизор. Ели семгу – перейдут на тарань. Ровно ту же тактику применят и клубы. Снизят на звезду уровень выездных гостиниц. Испанские сборы заменят на турецкие. Подчистят зарплатные ведомости и штат. Благо новый лимит не выкручивает рук в плане четырех обязательных россиян на поле. Из-за чего в списке возможных трансферов «Динамо», к примеру, тут же обозначились Козлов, Юсупов, Прудников и Гранат.

У виртуальной российской семьи и у небогатых клубов, однако, есть еще одна проблема. Мало сократить расходы. Важно еще, чтобы не сократились доходы. А от этого в наше веселое время зарекаться грешно. Тем более в российском футболе, где клубы, в отличие от семей, не зарабатывают. Клубам в российском футболе дают. Или подают – как вам будет угодно.

 

Начнем по порядку. Про верхних уже сказали. Те не пропадут, поскольку одни – частные, другие – на мощном подсосе. Не чувствуется угрозы даже в отношении ключевого спонсора ЦСКА. «Россети» – компания государственная, неизвестно с чего вдруг армейцев возлюбившая, но разлюбить вроде бы не планирующая. Сложно представить, каким образом союз клуба с энергетиками дает последним коммерческую выгоду. Но и убытки по меркам «Россетей» невелики.

Дальше – хуже. Возьмем «Кубань». Бывшему акционеру Олегу Мкртчану обещали некие индустриальные преференции в Краснодарском крае. На деле вышел пшик, и Мкртчан, получивший удар еще и по линии своего украинского бизнеса, из проекта «Кубань» технично вышел. Сегодня клуб финансируется краем. А у края – олимпийское наследие, требующее сытного содержания, и Крым под боком. Плюс социальные траты, традиционно обильные в «красном поясе». Плюс разбухшие штаты госслужащих всех мастей. На сколько клубу хватит краевых закромов?

Да, мы стали слышать в последнее время про «пять-шесть кубанских спонсоров». Но, во-первых, не очень понятно, пять или все-таки шесть? Спонсор -– он либо есть, либо его нет. Во-вторых, назывались всемирно известные компании «Абинский электрометаллургический завод», «Новоросцемент» и «Кубаньгазстрой». Если я правильно понимаю, новороссийские цементники сначала обстучали все двери, чтобы поднять с колен родной «Черноморец», но были отвергнуты и пришли в «Кубань», так? А продукция «Кубаньгазстроя» после отождествления с брендом «Кубань» будет разлетаться как горячие пирожки, верно?

Нет, не верно. При падении кубанской посещаемости до средних 10 тысяч энтузиазму у местных спонсоров взяться неоткуда. Этих же, скорее всего, попросили стать спонсорами. «Трудные времена, брат, давай делись». Брат взвесил убытки от согласия и от отказа. Понял: надо делиться. Тем более суммы невелики. Рядовым сотрудникам цементного холдинга, конечно, отданные деньги не помешали бы. Только идет это все от непонимания. Отдав «Кубани» часть выручки, компании избежали чего-то более неприятного. Где-то такое называют рэкетом. Но не у нас.

 

А вот «Ростов». Еще при старом курсе рубля в клубе образовалась пятимесячная задолженность по зарплате. Причем сама собой. «Годовой бюджет, товарищ следователь, тратили в строгом соответствии, вот вам крест». А как начали сводить – ну просто мистика! И главное, никто не виноват! Товарищ следователь – не изверг. Тем более свой, ростовский. Он все поймет. А к клубу подтянут «пять-шесть спонсоров» и снова отольют ему из бюджетного вымени. Область сдюжит, она привыкшая. «Папа, водка подорожала! Будешь меньше пить?» – «Нет, сынок. Будешь меньше есть».

Стратегия спасения «Амкара», помнится, заключалась в том, что Пермский край выделит клубу ровно столько, сколько клуб заработает. Интересно, соблюдается ли пропорция сейчас? И знал ли о ней Славолюб Муслин, подавший на клуб в суд за невыплаты? На пермском стадионе в свое время рекламировалась колбаса одного из местных комбинатов. Неужели этой рекламы и 8-тысячной зрительской явки не хватило, чтобы оплатить великолепную работу серба?

В спонсорах «Урала» из 1,5-миллионного Екатеринбурга – многоотраслевой холдинг Виктора Вексельберга и производители металлических труб. Как назвать их отношения с клубом? Спонсорство? Меценатство? Благотворительность? Социальная поддержка? Какое место в этих отношениях занимает нынешний губернатор? И чего ждать, когда его место займет другой?

Еще один из рецептов выживания – письма президенту. Но в последнее время он на них не очень-то реагирует. К тому же четко подразделяет: есть письма, а есть письма. Мало ли кто что напишет? Вот «Томи», помнится, президент помог. Но чуть отвел взор, и зацокали спонсоры копытцами, разбегаясь. Спонсорство в России – оно такое. Без присмотра – никак.

 

Других рецептов выжить у бедных российских клубов в кризис не существует. Но прежде чем продолжать спасать их, словно больных в хосписе, важно ответить на один вопрос. Во имя чего все это делается? Какой целью оправдан отъем денег у одних в пользу других, не бедных, зачастую вовсе не наших, получающих несусветное и увозящих черт знает куда? Есть хоть кто-то среди платящих и получающих, кто не понимал бы: система не работает, поскольку это и не система вовсе, а волюнтаризм отдельных чиновников?!

Допускаю: нынешним благодетелям не хочется прослыть людьми, при которых умер футбол. Только ведь чем дальше, тем запущенней. Не при них, так после. Потому что спонсорство по приказу – не жилец. Тем более в кризис. Особенно в кризис.

Чуть ли не единственный клуб, стоящий особняком, – «Торпедо». В нем тоже финансовые сумерки. Но деньги частные. И цели иные: не освоить бюджет, а получить когда-нибудь землю под стадион и коммерциализацию. Ради этого команда мыкается по Подольскам и Раменским, распродавая игроков. Вот тут бы чиновничий волюнтаризм пригодился. Да только кто же даст нищему клубу кусок нажористой московской земли? Проще дождаться, когда «Торпедо» в очередной раз помрет. А потом рассказывать с высоких трибун, какое это важное дело – удерживать на плаву разжиревшие и отупевшие от безделья бюджетные клубы с падающей посещаемостью.

Фото: Сергей Дроняев

Скачайте наше приложение «90 минут»! 

  

Аппстор
googleplay 90 минут