6 мин.

Роман с судьбой

Приветствую!

Мы продолжаем наше (детали были описаны в предисловии к предыдщему материалу) путешествие по страницам футбольной истории. И следующей нашей остановкой станет английский город Лестер, административный центр графства Лестершир. И в то время, пока современный «Лестер» наводить ужас на болельщиков «Манчестер Юнайтед», мы отправимся далеко в прошлое этого славного английского клуба.

А точнее в 1949-й год. Именно в этом году на свет появился Питер Лесли Шилтон, судьба которого, по странным стечениям обстоятельств, будет неразрывно связана с иконой вратарского цеха Англии - Гордона Бэнкса.

Но это будет много лет спустя. В детстве юный Питер был поразительно спокойным и умным мальчиком. Он собирал автографы и клубную атрибутику разных футбольных клубов Великобритании и собрал большую коллекцию. Любопытным было то, что собирал он свои «реликвии» путем рассылки писем, в которые сам вкладывал конверт с обратным адресом и маркой – чтобы клубам не пришлось тратиться на нужды юного поклонника. Сейчас он вспоминает, что лишь два клуба ему не ответили – «Челси» и «Арсенал».

Ну и конечно он играл в футбол. Играл днем и ночью, зимой и летом, на пустырях и на лужайках в парках. Именно тогда начинается, просто магическая история, связывающая юного Шилтона с легендарным Гордоном Бэнксом. Ведь именно Бэнкс, совершенно случайно, заметил не по годам спокойного и хладнокровного паренька на одной из лужаек в Лестерских парках и попросил тогдашнего помощника главного тренера «Лестера» Джорджа Дьюиса посмотреть на талантливого паренька. Дьюис увидел в Питере отличную перспективу и предложил заниматься с ним дважды в неделю.

В 16 лет Шилтона пригласили в первую команду, быть запасным у Бэнкса, который спустя год принесет сборной Англии долгожданную победу на чемпионате мира 66-го года. Тогда молодой Питер даже не мог себе представить, что уже в следующем сезоне он заменит Бэнкса в воротах родного клуба. В 67-м году Гордон переезжает в Сток-он-Трент, защищать цвета «Сток Сити», а «Лестер» делает ставку на молодого и, пока никому не известного, Питера Шилтона.

Бенкс и Шилтон

Здесь стоит сказать несколько слов о манере игры Шилтона. Он не был из той породы вратарей, которые в своей игре руководствовались голыми инстинктами, полагаясь на свою реакцию, прыгучесть или другие природные данные. Питер подолгу изучал игру других вратарей, пересматривал огромное количество матчей, заимствовал что-то у одного, что-то у другого, подолгу занимался, тренируя умение играть ногами и игру на выходах. И конечно, что у него было от природы – это умение «читать» игру. Он всегда умел предугадывать мысли соперника и оказываться именно в том месте, куда игрок соперника посылал мяч. Потому сумасшедшие сейвы были редкостью в его исполнении – очень часто в них просто не было необходимости.

Шилтон был примерным футбольным учеником и совсем неудивительно, что он всегда был готов делиться своими знаниями. Он даже написал книгу для юных вратарей – «Уроки Питера Шилтона». Он был настоящим профессором в мире футбола.

Бенкс и Шилтон

Но вернемся к его клубной карьере. А она складывалась не лучшим образом. Точнее не лучшим образом она складывалась для «Лестера» - Шилтон же был основным голкипером команды и многие специалисты сходились во мнении, что клуб из Лестершира нашел идеальную замену Бэнксу. К сожалению, «Лестер» в те годы так и не выиграл ни одного значимого титула (хотя был близок – в 69-м в финале Кубка Англии уступил «Манчестер Сити»).

Но тут снова наступил черед вспоминать о судьбе и о том, что она порой бывает жестокой. Ужасная автокатастрофа, в которой Гордон Бэнкс потерял один глаз, привела к окончанию карьеры великого вратаря (дальнейшую попытку еще поиграть в США, сам Бэнкс не очень любит вспоминать – и мы не будем). И вновь сменить легендарного стража врат был призван именно Питер Шилтон. И в «Сток Сити» и, что гораздо важнее – в национальной сборной страны. Но период карьеры в «Стоке» также не принес в коллекцию Шилтона ни одного трофея (а как мы помним, он очень любил коллекционаровать) – и Питер сделал следующий шаг, который стал историческим для него и для английского футбола в целом. Он перешел в «Ноттингем Форест».

Шилтон

Да, именно тот «Ноттингем Форест» Брайана Клафа, легендарная команда, успех которой был настолько громким, что даже сейчас на улицах Ноттингема можно услышать отголоски той эпохи. Чемпион Англии, два Кубка Лиги, два Кубка европейских чемпионов – потрясающе надежная игра Шилтона наконец обрела материальную оболочку. О нем говорили как об одном из лучших вратарей на планете, он получил награду «Лучший игрок  Англии по версии футболистов ПФА» в 78-м – его карьера взошла на свою вершину. Не хватало лишь одного – успеха в сборной.

Ноттингем

Но здесь Питера преследовали неудачи. Он демонстрировал свой высочайший уровень игры – но сборной Англии постоянно чего-то не хватало. Как в четвертьфинале ЧМ-86 в Мексике – именно Шилтон был тем самым вратарем, которому Диего Марадона забыл два самых знаменитых своих гола. В этот раз судьба уже сыграла против Шилтона, видимо решив, что с него хватит, и подарила Диего Армандо его «десницу Божью».

Шилтон

Но Шилтон сыграл еще спустя 4 года на чемпионате мира в Италии. Ему тогда был уже 41 год. И вновь он остановился в шаге от мечты – в полуфинале сборная Англии уступила немцам лишь в серии пенальти. Питер Шилтон остановился на отметку 125 матчей за сборную и принял решение завершить международную карьеру.

Хотя к моменту проведения чемпионата мира 1994-го года в США, Шилтон все еще выступал в чемпионате Англии – за «Плимут». И выступал он еще долго – официально Питер Шилтон завершил карьеру в 97-м, достигнув исторической отметки в 1000 сыгранных в чемпионате Англии матчей.

Шилтон

Питер Шилтон прошел долгий путь. Мистические хитросплетения судьбы, постоянно направляющие его вслед за Гордоном Бэнксом, породили много сравнений двух великих вратарей, в которых Шилтон всегда был вторым. Но как сказал, не менее легендарный, сер Бобби Робсон: «Ну что я могу сказать Вам о Питере Шилтоне? Питер Шилтон – это Питер Шилтон, и всегда он был Питером Шилтоном». Вот и мы не будем их сравнивать.

Лучше меня эту историю о непредсказуемой судьбе может закончить только сам Питер Шилтон. В 2011-м году, в интервью изданию «Спорт-Экспресс», на вопрос о своих чувствах после поражения от Германиив 90-м и слезах Гаскойна, Шилтон ответил: «Я всегда верил в судьбу. И никогда не плакал.»

А судьба верила в него.

Питер

Благодарю всех, кто обратил свой взор на этот материал.

До новых выпусков!