10 самых влиятельных женщин в английском футболе
Врач, комментатор и женщина, которая вернула Моуринью. Иван Калашников рассказывает о тех, кто управляет мужской игрой.
10. Делия Смит
Владелица «Норвич Сити». Делия – идол домохозяек и звезда телевидения на протяжении последних 40 лет; ее кулинарного авторитета хватило бы на двух Похлебкиных и три Гордонов Рэмзи. Она принимала в своем ресторане боссов всей футбольной лиги и выпускала книги с рецептами блюд, которые готовятся ровно 45 минут и подаются на стол в перерыве. Для улучшения качества еды на стадионах она тоже сделала немало.
Непосредственно в футбол Делия вмешалась лишь однажды. В 2005 году «Норвич» проигрывал «Ман Сити» на своем поле, болельщики отчаялись, футболисты опустили руки – тогда Делия встала со своего трона в президентской ложе, повернулась к трибунам и крикнула что-то вроде «А ну-ка давай-ка!» («Let’s be having you!»). Это не помогло – «Норвич» проиграл и в том сезоне вылетел из премьер-лиги. Впрочем, инвестиции Делии помогли клубу еще раз вернуться в высший дивизион.
9. Хизер Рэббетс
Первая женщина в совете директоров Футбольной ассоциации. Рэббетс начала делать карьеру в лондонских райкомах, в 2006-м получила менеджерскую должность в «Миллуоле», а затем добралась до Футбольной ассоциации, где стала неисполнительным директором – и первой женщиной на высоком посту в этой организации. Теперь Рэббетс тщательно и последовательно критикует саму ассоциацию – за то, что в ней «слишком много белых мужчин», а также стремится сделать так, чтобы футбольные боссы не попадали в скандалы сами (это случается довольно часто), а учили общество их предотвращать.
8. Рэйчел Андерсон
Первая женщина-агент ФИФА. 15 лет назад Андерсон, которая тогда уже была сертифицированным агентом, не пустили на церемонию вручения наград Футбольной ассоциации – только потому, что она женщина. Тогда она пошла в суд (и выиграла), а к 2013 году добилась того, чтобы впервые в истории церемонии на ней наградили еще и лучшую футболистку года.
Пик карьеры Андерсон пришелся на 90-е, когда она устроила переход Джулиана Дикса из «Вест Хэма» в «Ливерпуль» за 3 млн фунтов (на тот момент – трансферный рекорд для защитника). Сейчас Рэйчел – почетный председатель в агентском совете при Футбольной ассоциации.
7. Эми Ферн
Первая судья матча мужских команд в футбольной лиге. Начала судить в 16 лет и постепенно дослужилась до позиции четвертого судьи в матчах четвертого дивизиона. В 2010-м заменила главного арбитра, получившего травму за 20 минут до конца матча, став первой женщиной-судьей в истории профессионального футбола в Англии. Три года спустя работала на матче Кубка Англии. Сейчас – резервный арбитр в чемпионшипе и на топ-матчах женской лиги, а также на турнирах женских сборных.
Разумеется, Ферн не раз попадала в истории, где мужчины-тренеры обвиняли ее в некомпетентности, но каждый раз оказывалась ближе к правде, чем они – даже когда не заметила, как мяч вылетел из ворот сквозь дыру в сетке (через шесть минут Эми все-таки засчитала гол). Недавно она выгнала с поля тренера Нила Леннона в его первом матче во главе «Болтона» – за постоянные выходы за пределы технической зоны. Леннон назвал это решение «слишком педантичным», но признал, что Ферн уже заработала себе авторитет в футболе – значит, ей виднее.
6. Гэбби Логан
Телеведущая. Дочь футболиста и бывшая гимнастка, сделавшая карьеру на общенациональном телевидении – сначала на ITV, потом на BBC. 15 лет работы в кадре сделали Логан самой узнаваемой женщиной в футбольных медиа: она появлялась на экранах перед матчами премьер-лиги и Лиги чемпионов, брала послематчевые интервью у всех тренеров сборной Англии, а пика известности достигла после перехода на BBC и работы на Match of the Day.
После работы на Олимпиаде-2012 и ЧМ-2014 Логан стала фигурой национального масштаба. Она появляется в общетематических телешоу, дружит с Усэйном Болтом и в шутку зовет Гари Линекера «продавцом чипсов».
5. Маргарет Берн
Исполнительный директор «Сандерленда». До футбола Берн была адвокатом и проводила немало времени в полицейских участках. По ее словам, мир английского футбола гораздо жестче – там нельзя расслабиться даже вне работы. В «Сандерленде» она отвечает за финансы, согласует трансферы между тренером и владельцем и следит за тем, чтобы клуб держался на плаву – на северо-востоке Англии сейчас непростая экономическая ситуация. Это Берн придумала провести летом концерт Рианны на «Стэдиум оф Лайт», на котором «Сандерленд» неплохо заработал.
Берн является единственной женщиной в двух комиссиях при Футбольной ассоциации Англии и несколько раз заявляла, что на этом уровне никогда не сталкивалась с дискриминацией.
4. Джеки Оутли
Ведущая и комментатор. Оутли стала первой женщиной, чей голос прозвучал в передаче Match of the Day. Газета The Daily Mail отозвалась на это событие нелепой дискриминационной статьей («ее голос напоминает пожарную сирену»), зато привлекла внимание к самой Джеки – и довольно быстро выяснилось, что она обладает чувством юмора («Я могу за пять секунд перечислить все, что Свен Йоран-Эрикссон сделал за пять лет») и репортерской хваткой (вытянула из экс-президента УЕФА Леннарта Юханссона слова «В женский футбол надо играть под дождем – так его будет легче продать»).
Кроме того, Джеки сама играла в футбол, а также сдала экзамен на тренерскую лицензию, так что она довольно быстро оставила позади большинство мужчин-экспертов, для которых порог входа в профессию был значительно ниже. Сейчас Оутли можно услышать везде: на BBC, ITV и ESPN; на телевидении и радио; в роли комментатора и ведущей; на футболе, теннисе, гольфе и регби.
3. Ева Карнейро
Врач «Челси». С тех пор как Андре Виллаш-Боаш назначил Еву Карнейро физиотерапевтом первой команды, на ее примере легче всего объяснять, что такое сексуальная объективация. Ева заинтересовала болельщиков исключительно своей внешностью и необходимостью время от времени демонстрировать полуинтимный контакт с игроками – при этом почти никто и не думал выяснять, приносит ли Ева какую-то пользу клубу. Даже на турах по стадиону «Стэмфорд Бридж» экскурсоводы показывают на кресло недалеко от места Жозе Моуринью и присвистывают: «А вот тут сидит наша Ева!».
К счастью, Карнейро научилась пользоваться своей популярностью, чтобы объяснять действительно важные вещи: как игроки «Челси» восстанавливаются при графике игр через два дня на третий, как они адаптируются к разнице во времени во время летних турне по Азии и Америке, что делать, если вратарь получил травму головы – как Тибо Куртуа по ходу недавнего матча с «Арсеналом». Она часто выступает на конференциях по спортивной медицине, объясняя, что попасть в замкнутый мужской футбольный мир вполне реально (до «Челси» Ева работала в Олимпийском комитете Великобритании и проходила практику в «Вест Хэме») – надо просто быть профессионалом. После этой фразы Ева обычно говорит: «Кстати, я болею за мадридский «Реал». Это не помешало мне сделать карьеру в «Челси».
2. Марина Грановская
Помощница Романа Абрамовича, будущий гендиректор «Челси». Грановская работает с Абрамовичем более 17 лет, избегает какой-либо публичности и, судя по информации из клуба, принимает самые важные решения: возвращение Моуринью, покупка Диего Косты, продление контракта с Джоном Терри. Кроме того, она управляет академией «Челси»; два десятка лучших молодых игроков Европы, раскиданных по арендам – это ее зона ответственности.
В октябре 2014-го CEO клуба Рон Гурлей ушел в отставку, и Грановская наверняка будет назначена на его место. А если и не будет, ее дальнейшей карьере это вряд ли помешает – «Челси» хочет нанять человека, который бы укреплял позиции клуба в остальном мире (говорят, Абрамович внимательно следит за активностью «Ман Сити» в Нью-Йорке и Мельбурне), а Грановская в любом случае останется спортивным директором.
1. Каррен Брэйди
Вице-президент «Вест Хэма», баронесса, «первая леди футбола». В 1993 году Брэйди пришла работать в «Бирмингем», в 95-м вышла замуж за футболиста Пола Пескисолидо, в 2010-м стала вице-президентом «Вест Хэма», который купили ее прежние работодатели, Дэвид Салливан и Дэвид Голд. В «Бирмингеме» Брэйди занималась финансами – при ней клуб впервые вышел на самоокупаемость, перестал платить агентам завышенные комиссионные и справился с последствиями вылета из премьер-лиги. В 2006-м Каррен и владельцев клуба допрашивали в ходе расследования коррупции в английском футболе, но, в отличие от других фигурантов дела, им не предъявили обвинения.
Главная причина, по которой Брэйди считают самой влиятельной женщиной в английском футболе, – ее политические способности; грубо говоря, умение договариваться. Сначала она усиливала позиции «Вест Хэма» в премьер-лиге (в организации, не в турнире), объединившись в коалицию с Питером Кеньоном («Ман Юнайтед») и Дэвидом Дином («Арсенал»). Затем завоевывала себе широкую аудиторию, одновременно выступая за увеличение роли женщин в бизнесе и поддерживая Консервативную партию. Последним мощным достижением Брэйди в футболе стала кампания по переезду клуба на огромный Олимпийский стадион. То, что он достался «Вест Хэму», а не «Тоттенхэму» – в первую очередь ее заслуга.
Примечание 1. Речь здесь идет о женщинах, которые сделали себе имя именно в мужском футболе. Женский футбол, особенно английский, заслуживает отдельного исследования.
Примечание 2. Возможно, феминизация языка неизбежна, но цель этого текста не в том, чтобы утверждать новые языковые нормы («агентка», «президентка» (-ша) и так далее). Все модификации слов – произвольны.
Фото: Fotobank/Getty Images/Julian Finney (Оутли), Ian Walton (Карнейро), Ross Kinnaird (Брэйди)
http://i.dailymail.co.uk/i/pix/2011/09/17/article-0-0DE1CD6C00000578-553_468x384.jpg