8 мин.

Самый оркестровый пост – «Мотивация оркестра»

фото

Дирижеры больших оркестров – это особая категория музыкантов. Сколько баек о них сложено, сколько крылатых выражений разлетелось по свету – не сосчитать!

Ну кто такой дирижер? Вот у Аркадия Аверченко хорошо сказано:"Капельмейстер — человек, размахивающий в оркестрах палкой, отчего испуганные музыканты начинают играть."

                                                                               "Увертюра"

                                                                     

Обратите внимание на руки маэстро – именно этим жестам рук с дирижерской палочкой подчиняется весь оркестр, хор, а бывает и все вместе...

                                                                          Leonard Bernstein.

 

фото

Будет большой ошибкой с вашей стороны забыть о том, что оркестранты и маэстро за пультом живые люди –  со всеми своими недостатками и достоинствами. На репетициях дирижеры неистовствуют и в пылу вдохновения и страсти в выражениях не стесняются – нигде не хуже армейских офицеров. Правда, у дирижеров  реплики выдаются с особой тонкостью и изяществом и даже сарказм у них получается  музыкально-элегантным.

  • Остались всего три репетиции до позора!

  • Нота под точкой означает, что надо с ней что-то делать.

  • Я скажу вам сейчас, какие тут ноты, – вы очень удивитесь.

  • Цыганское веселье омрачается неисполнимым пассажем тромбонов.

  • Надо сыграть так, словно вы немножко выпили и никуда не спешите.

  • Играйте воздушно, как флейта в кустах.

  • Ребята, это ведь «кукушки звуки», а не приближение вражеской авиации!

  • Все партии как партии, а первые сопрано – инвалиды!

  • Не захлебнитесь в собственном таланте!

  • Не надо мне здесь всех этих соплей смычками разводить! Вытерли гриф и сыграли сухо!

  • Смотрите одним глазом в партию, а двумя на меня!

  • Пронумеруйте такты, а то глаза могут сместиться, а цифры нет!

  • Дома прийти и заниматься так, чтоб вся семья у тебя умела это играть…

                                                                                  Репетиция

Тем,  кто не выносит дирижёров, скажем прямо: в прошлом руководитель оркестра вёл себя ещё более бесцеремонно и громко. Он колотил в пол, отбивая ритм, огромной баттутой — тяжёлой, громоздкой деревянной тростью.

                                                                       Жан Батист Люлли

                                                                     

фото

Баттута, как и многие музыкальные термины, произошла от итальянского слова battere: бить, ударять! Позже, по мере усложнения музыкальных произведений, появилась необходимость в более чёткой ритмической организации оркестра, и возникло так называемое тихое дирижирование — дирижёр не стал бить баттутой тише, а просто начал дирижировать руками. Такое тихое дирижирование можно наблюдать и сегодня.

Но при тихом дирижировании музыкантам не всегда удаётся уследить за движениями руки дирижера. Поэтому в XVII — XVIII веках капельмейстеры стали использовать различные предметы, чтобы сделать жест более заметным и выразительным.

Чаще всего  дирижировали  скрипичным смычком или  брали несколько нотных листков, свёрнутых в рулон. Некоторые маэстро выбирали более габаритные предметы:Мендельсон, к примеру, дирижировал тростью, обтянутой кожей, а Гектор Берлиоз и вовсе считал идеальным предметом обычную сучковатую ветку.

Кстати, все эти подручные предметы отнюдь не безобидны —  причиной смерти француза Жана-Батиста Люлли стала именно "дирижёрская палочка". В качестве таковой дирижеры использовали тогда прогулочные трости, отстукивая ритм по полу. И вот 8 января 1687 года, дирижируя оркестром, Люлли сильно ударил себе по ноге наконечником трости. Эта, казалось бы, несущественная рана, однако, привела к заражению крови и скорой смерти композитора!

Принято считать, что знаменитый немецкий скрипач, композитор и дирижёр Людвиг Шпор как-то свернул в тоненькую трубочку белый лист бумаги и с ним встал за пульт на концерте в Англии в 1820 году. С тех пор дирижерская палочка прочно вошла в обиход капельмейстеров.

Но, вернемся к репетициям...Великолепны лица дирижеров за работой...

                                                                  Владимир Спиваков

фото

                 Цитаты не его, но они достойны продолжить наш хит-парад:

  • Женский хор! Спойте вместе со своими мозгами.

  • Это произведение вы должны были впитать с молоком преподавателя!

  • Мендельсона надо играть без «мендельсовщины».

  • Альты! Дайте вступить в силу моменту вашей одаренности.Надо очень крепко взять эту ноту, даже если фальшиво!

  • Уберите свой маникюр с грифа!

  • Левой рукой сильней шевелите, чтобы все думали, что вы живы.

  • Скажите мне, пожалуйста, это вы сейчас так играли после консерватории? Я завтра же поеду туда, придушу ректора и потребую, чтоб у вас отняли диплом!

  • Девоньки, у вас пальчики на руке такие, как у Шварценеггера на ноге!

  • Людей, играющих фальшиво, надо сажать в тюрьму наравне с фальшивомонетчиками.

  • Лучше бы вы головой в литавры били, громче получилось бы!

  • Перестаньте пялиться в декольте флейтистки, там нет нот, ваша партия на пюпитре!

  • Вот я повернусь сейчас к вам задом, а вы угадайте, что я хотел этим сказать!

  • Это ж надо так ненавидеть друг друга, чтоб так играть!

  • И какой дурак вам сказал, что ваше место на сцене, а не на стройке?

  • За такое соло я вас бы поцеловал, жаль далеко сидите. Жду вас в 10 утра завтра у себя в кабинете.

  • Ударники почему-то всегда пытаются считать себя самыми главными в оркестре! Запомните: главный в оркестре – директор, второй – я, а вы – в первой сотне!

  • У меня такое впечатление, что у труб – непроходимость. Обратитесь к гинекологу!

  • Если вы еще раз так сыграете первую цифру, я убью всех вас по очереди, похороню, отсижу, а потом наберу новый оркестр!

  •  А то пролетарии встали бы со своих мест и набили всем вам морду за такую игру!

  • Не надо так терзать арфу и путать ее с пьяным мужем!

                                                                         Даниэль Орен

фото

Маэстро Даниэль Орен - дирижер-вихрь, сочетание логики и захлестывающих эмоций. На репетициях он появляется с полотенцем на шее - и поет, поет. И прыгает, и прячется за пульт («тише… здесь совсем без звука - она же умирает от его слов…»). Оперные вахтеры, рабочее место которых оснащено телевизором, направляют свой пульт так, чтобы видеть не солистов, а Орена: «это самая интересная опера!» - говорят они.

А мы продолжим:

  • Играйте такое пианиссимо, будто я умер!

  • Я знаю, что вы все меня ненавидите. Теперь подумайте, как к вам должен относиться я?

  • Мне не место с вами в одной музыке!

  • Второй тромбон, я хочу вам пожелать, чтоб на ваших похоронах так играли!

  • Я попрошу вас скончаться на эти восемь тактов, даже не дышать!

  • Вам бы вместо саксофона - бензопилу "Дружба" в руки. Звук тот же, а денег больше!

  • Придете домой, передайте мои соболезнования вашей жене. Как можно спать с таким неритмичным человеком?

  • Вы так фамильярно все это играете, как будто лично с Прокофьевым пили!

  • Вот скажите мне, вам не стыдно? Лучше б вы воздух испортили, чем это прекрасное место в адажио!

  • Я прекращаю всякие церемонии и с сегодняшнего дня начну вас учить любить, если не меня, то хотя бы музыку!

  • После каждого такого концерта вы должны идти в церковь и просить у Бога прощения. И на храм жертвовать не забывайте.  

                                                                         Eugene Ormandy

фото

Говорят, что автором многих из этих фраз был Юджин Орманди — американский дирижёр венгерского происхождения. Имя этого дирижера неразрывно связано с историей одного из лучших симфонических оркестров мира — Филадельфийского. На протяжении трех с лишним десятилетий Орманди бессменно возглавляет этот коллектив — случай едва ли не беспрецедентный в практике мирового искусства, так что вполне возможно, что за столько лет он мог стать виртуозом и в искусстве мотивации...

Я и комментарий нашел:*AdMe.ru Фразы «стилистически схожи» не потому, что «разные дирижеры близки по настрою», а потому, что это всё фразы одного и того же дирижёра — Юджина Орманди, венгра, руководившего филадельфийским оркестром. Соответственно, фразы являются переведёнными (тоже одним и тем же человеком). Кому интересно, можно прочесть остальные: http://www.public.asu.edu/~schuring/Misc./Ormandy.html

Музыканты вообще веселый народ:

  • В свое время Аркадий Штейнлухт на репетиции камерного хора "Санкт-Петербургский Моцартеум" выдал следующее изречение : "И это должно быть нигде, кроме перед как здесь"... Самое интересное, что все поняли, о чем речь, а обсуждая ситуацию постфактум, согласились, что ни одного слова выкинуть невозможно - в приложении к музыкальной фразе смысл кардинально менялся...

  • Была ещё одна замысловатая фразочка, смысл которой дошел до всех не сразу: "Так...Повторяем там, где обычно повторяем, где не повторяем - не повторяем, а дальше с такой-то цифры, - повторяем, где не повторяли, и не повторяем, где повторяли".

  • Дирижёр Гаук репетировал одну из ораторий на библейский сюжет, где хор и солисты изображали соответственно евреев и филистимлян. Закончив очередную сцену, он обратился к исполнителям: "Так! Евреи свободны, Филистимляне остаются". Вся струнная группа оркестра встала и принялась зачихлять инструменты. - Куда!!! - возмутился Гаук. - Маэстро, ну вы же сами сказали, что евреи - свободны... 

                                                         Fellini Репетиция оркестра. Финал

фото

"После смерти я вернусь обратно на землю — швейцаром в борделе, и никого из вас туда не впущу!" (Артуро Тосканини — оркестрантам на репетиции )