Самый оркестровый пост – «Мотивация оркестра»
Дирижеры больших оркестров – это особая категория музыкантов. Сколько баек о них сложено, сколько крылатых выражений разлетелось по свету – не сосчитать!
Ну кто такой дирижер? Вот у Аркадия Аверченко хорошо сказано:"Капельмейстер — человек, размахивающий в оркестрах палкой, отчего испуганные музыканты начинают играть."
"Увертюра"
Обратите внимание на руки маэстро – именно этим жестам рук с дирижерской палочкой подчиняется весь оркестр, хор, а бывает и все вместе...
Leonard Bernstein.
Будет большой ошибкой с вашей стороны забыть о том, что оркестранты и маэстро за пультом живые люди – со всеми своими недостатками и достоинствами. На репетициях дирижеры неистовствуют и в пылу вдохновения и страсти в выражениях не стесняются – нигде не хуже армейских офицеров. Правда, у дирижеров реплики выдаются с особой тонкостью и изяществом и даже сарказм у них получается музыкально-элегантным.
Остались всего три репетиции до позора!
Нота под точкой означает, что надо с ней что-то делать.
Я скажу вам сейчас, какие тут ноты, – вы очень удивитесь.
Цыганское веселье омрачается неисполнимым пассажем тромбонов.
Надо сыграть так, словно вы немножко выпили и никуда не спешите.
Играйте воздушно, как флейта в кустах.
Ребята, это ведь «кукушки звуки», а не приближение вражеской авиации!
Все партии как партии, а первые сопрано – инвалиды!
Не захлебнитесь в собственном таланте!
Не надо мне здесь всех этих соплей смычками разводить! Вытерли гриф и сыграли сухо!
Смотрите одним глазом в партию, а двумя на меня!
Пронумеруйте такты, а то глаза могут сместиться, а цифры нет!
Дома прийти и заниматься так, чтоб вся семья у тебя умела это играть…
Репетиция
Тем, кто не выносит дирижёров, скажем прямо: в прошлом руководитель оркестра вёл себя ещё более бесцеремонно и громко. Он колотил в пол, отбивая ритм, огромной баттутой — тяжёлой, громоздкой деревянной тростью.
Жан Батист Люлли
Баттута, как и многие музыкальные термины, произошла от итальянского слова battere: бить, ударять! Позже, по мере усложнения музыкальных произведений, появилась необходимость в более чёткой ритмической организации оркестра, и возникло так называемое тихое дирижирование — дирижёр не стал бить баттутой тише, а просто начал дирижировать руками. Такое тихое дирижирование можно наблюдать и сегодня.
Но при тихом дирижировании музыкантам не всегда удаётся уследить за движениями руки дирижера. Поэтому в XVII — XVIII веках капельмейстеры стали использовать различные предметы, чтобы сделать жест более заметным и выразительным.
Чаще всего дирижировали скрипичным смычком или брали несколько нотных листков, свёрнутых в рулон. Некоторые маэстро выбирали более габаритные предметы:Мендельсон, к примеру, дирижировал тростью, обтянутой кожей, а Гектор Берлиоз и вовсе считал идеальным предметом обычную сучковатую ветку.
Кстати, все эти подручные предметы отнюдь не безобидны — причиной смерти француза Жана-Батиста Люлли стала именно "дирижёрская палочка". В качестве таковой дирижеры использовали тогда прогулочные трости, отстукивая ритм по полу. И вот 8 января 1687 года, дирижируя оркестром, Люлли сильно ударил себе по ноге наконечником трости. Эта, казалось бы, несущественная рана, однако, привела к заражению крови и скорой смерти композитора!
Принято считать, что знаменитый немецкий скрипач, композитор и дирижёр Людвиг Шпор как-то свернул в тоненькую трубочку белый лист бумаги и с ним встал за пульт на концерте в Англии в 1820 году. С тех пор дирижерская палочка прочно вошла в обиход капельмейстеров.
Но, вернемся к репетициям...Великолепны лица дирижеров за работой...
Владимир Спиваков
Цитаты не его, но они достойны продолжить наш хит-парад:
Женский хор! Спойте вместе со своими мозгами.
Это произведение вы должны были впитать с молоком преподавателя!
Мендельсона надо играть без «мендельсовщины».
Альты! Дайте вступить в силу моменту вашей одаренности.Надо очень крепко взять эту ноту, даже если фальшиво!
Уберите свой маникюр с грифа!
Левой рукой сильней шевелите, чтобы все думали, что вы живы.
Скажите мне, пожалуйста, это вы сейчас так играли после консерватории? Я завтра же поеду туда, придушу ректора и потребую, чтоб у вас отняли диплом!
Девоньки, у вас пальчики на руке такие, как у Шварценеггера на ноге!
Людей, играющих фальшиво, надо сажать в тюрьму наравне с фальшивомонетчиками.
Лучше бы вы головой в литавры били, громче получилось бы!
Перестаньте пялиться в декольте флейтистки, там нет нот, ваша партия на пюпитре!
Вот я повернусь сейчас к вам задом, а вы угадайте, что я хотел этим сказать!
Это ж надо так ненавидеть друг друга, чтоб так играть!
И какой дурак вам сказал, что ваше место на сцене, а не на стройке?
За такое соло я вас бы поцеловал, жаль далеко сидите. Жду вас в 10 утра завтра у себя в кабинете.
Ударники почему-то всегда пытаются считать себя самыми главными в оркестре! Запомните: главный в оркестре – директор, второй – я, а вы – в первой сотне!
У меня такое впечатление, что у труб – непроходимость. Обратитесь к гинекологу!
Если вы еще раз так сыграете первую цифру, я убью всех вас по очереди, похороню, отсижу, а потом наберу новый оркестр!
А то пролетарии встали бы со своих мест и набили всем вам морду за такую игру!
Не надо так терзать арфу и путать ее с пьяным мужем!
Даниэль Орен
Маэстро Даниэль Орен - дирижер-вихрь, сочетание логики и захлестывающих эмоций. На репетициях он появляется с полотенцем на шее - и поет, поет. И прыгает, и прячется за пульт («тише… здесь совсем без звука - она же умирает от его слов…»). Оперные вахтеры, рабочее место которых оснащено телевизором, направляют свой пульт так, чтобы видеть не солистов, а Орена: «это самая интересная опера!» - говорят они.
А мы продолжим:
Играйте такое пианиссимо, будто я умер!
Я знаю, что вы все меня ненавидите. Теперь подумайте, как к вам должен относиться я?
Мне не место с вами в одной музыке!
Второй тромбон, я хочу вам пожелать, чтоб на ваших похоронах так играли!
Я попрошу вас скончаться на эти восемь тактов, даже не дышать!
Вам бы вместо саксофона - бензопилу "Дружба" в руки. Звук тот же, а денег больше!
Придете домой, передайте мои соболезнования вашей жене. Как можно спать с таким неритмичным человеком?
Вы так фамильярно все это играете, как будто лично с Прокофьевым пили!
Вот скажите мне, вам не стыдно? Лучше б вы воздух испортили, чем это прекрасное место в адажио!
Я прекращаю всякие церемонии и с сегодняшнего дня начну вас учить любить, если не меня, то хотя бы музыку!
После каждого такого концерта вы должны идти в церковь и просить у Бога прощения. И на храм жертвовать не забывайте.
Eugene Ormandy
Говорят, что автором многих из этих фраз был Юджин Орманди — американский дирижёр венгерского происхождения. Имя этого дирижера неразрывно связано с историей одного из лучших симфонических оркестров мира — Филадельфийского. На протяжении трех с лишним десятилетий Орманди бессменно возглавляет этот коллектив — случай едва ли не беспрецедентный в практике мирового искусства, так что вполне возможно, что за столько лет он мог стать виртуозом и в искусстве мотивации...
Я и комментарий нашел:*AdMe.ru Фразы «стилистически схожи» не потому, что «разные дирижеры близки по настрою», а потому, что это всё фразы одного и того же дирижёра — Юджина Орманди, венгра, руководившего филадельфийским оркестром. Соответственно, фразы являются переведёнными (тоже одним и тем же человеком). Кому интересно, можно прочесть остальные: http://www.public.asu.edu/~schuring/Misc./Ormandy.html
Музыканты вообще веселый народ:
В свое время Аркадий Штейнлухт на репетиции камерного хора "Санкт-Петербургский Моцартеум" выдал следующее изречение : "И это должно быть нигде, кроме перед как здесь"... Самое интересное, что все поняли, о чем речь, а обсуждая ситуацию постфактум, согласились, что ни одного слова выкинуть невозможно - в приложении к музыкальной фразе смысл кардинально менялся...
Была ещё одна замысловатая фразочка, смысл которой дошел до всех не сразу: "Так...Повторяем там, где обычно повторяем, где не повторяем - не повторяем, а дальше с такой-то цифры, - повторяем, где не повторяли, и не повторяем, где повторяли".
Дирижёр Гаук репетировал одну из ораторий на библейский сюжет, где хор и солисты изображали соответственно евреев и филистимлян. Закончив очередную сцену, он обратился к исполнителям: "Так! Евреи свободны, Филистимляне остаются". Вся струнная группа оркестра встала и принялась зачихлять инструменты. - Куда!!! - возмутился Гаук. - Маэстро, ну вы же сами сказали, что евреи - свободны...
Fellini Репетиция оркестра. Финал
"После смерти я вернусь обратно на землю — швейцаром в борделе, и никого из вас туда не впущу!" (Артуро Тосканини — оркестрантам на репетиции )
"В первый же день, после выхода на пенсию, пошел в консерваторию, где работал. Надел джинсы, рубашку апаш с расстегнутым воротом, вместо привычного фрака. Подошел к бюсту Бетховена, показал ему язык и сказал: "Бе-бе-бе-беее!!!"
Это как в школе: ученики рады были так сильно, как будто у них внезапно и тяжело заболел ЛЮБИМЫЙ учитель... Оркестранты - те же дети)
Кстати, можно ли считать гением гения без чувства юмора?:)