3 мин.

По следам одного эпизода

Для того, чтобы изменить качества человека, тем более – в экстремальной, или, хотя бы в ситуации «большого адреналина», помогает только одно – опыт собственных ошибок. Любопытно в связи с этим наблюдать, как спотыкающийся «Спартак», как ребенок, учится ходить.

Матч с «Мордовией» сам по себе не стоит подробного анализа. В первые полчаса соперник был начисто переигран, задавлен активностью, наказан за все возможные ошибки. И результат был достигнут даже как-то по-ученически. Вот сказали перед игрой: «Делай то-то и так-то», команда вышла, держа все это в голове, и сделала. А вот что делать потом, при счете 3:0, Мурат Якин, похоже, не объяснил. Да и не мог, наверное. Потому что гости и не предпринимали ничего особенного, что бы требовало дополнительных пояснений.

А разве у Вас в обычной жизни не возникало ситуаций, когда Вам кажется, что все сделано, когда соперник повержен? Разве мало Вам рассказывали про инстинкт убийцы? Разве мало теннисных или волейбольных матчей показывали по телевизору, когда с 0:2 по сетам команда, уступающая в счете, неожиданно подает признаки жизни, а побеждающему становится жалко, или просто – не интересно, и он бросает играть?

Все так. Но пенальти, «заработанный» Сергеем Паршивлюком (да не обидится он на меня), несколько из другой категории. Он – не только от расслабленности. Он от внутренней распущенности, недостатка ответственности. Можно было вообще не трогать соперника, можно было сбить его до штрафной. А главное – получился не только гол в раздевалку, перевернувший игру, и сделавший уверенный в себе «Спартак» все тем же истеричным подростком. Главное – желтая карточка, лишившая Паршивлюка права сыграть с «Локомотивом». Стоит ли ругать защитника? Стоит, убежден. Но так, как сделал бы это Бесков. Чтобы входя в раздевалку, игроку было страшно, а выходя из нее он был заряжен только на одно: исправиться. Нужен опыт и педагогический талант. А достает ли его у Якина?

 

Евгений Ловчев, прошедший огонь и воду, в прямом эфире «Спорт ФМ», как всегда, выделил основное. «Каков тренер по характеру, такова и команда». Это хорошо – быть спокойным, как Якин. Но Мурат уже закончил карьеру игрока. В Швейцарии. Там все спокойны. Плохо быть до предела взвинченным, как Карпин. Так и его в «Спартаке» уже нет. Но судя по второму тайму, прекратить истерику (что и должен был сделать тренер в перерыве) швейцарцу не удалось. Не получилось. Заменив проштрафившегося Паршивлюка на Таски, Якин ничего не добился – хозяева все равно пропустили еще раз, превратив спокойную победу в валидольную.

А ведь со времен Романцева «Спартаку» многократно доводилось терять заработанное преимущество. С ЦСКА (многократно), с «Анжи» (в прошлом сезоне), с «Легией»…  И, знаете, что?

Может, это и не серьезный подход. Но, только, кажется, что неуверенность лечится практикой. Вылезать из сложных ситуаций тоже надо уметь, и тогда страх перед ними уйдет сам собой. На этот раз «дежа вю» не получилось, «Спартак» устоял, а в концовке даже забил четвертый. Одержав крайне (!) важную победу. И выгрызать, вымучивать, терпеть, не дергаться – вот то качество, которого не хватает пока ни игрокам, ни болельщикам.

А еще надо немного удачи. Чтоб вернуть уверенность. Вера в то, что как бы плохо все не складывалось, закончится все равно хорошо. С «Мордовией» так все и было. А без валидола спартаковский болельщик на стадион все равно не ходит. И не скоро пойдет.

Александр Кузмак