Игорь Рабинер: «Спортивная журналистика - это возможность превратить хобби в профессию»
У меня в гостях член футбольной комиссии AIPS - Международной ассоциации спортивной прессы Игорь Рабинер. Мы поговорили про школу спортивной журналистики, где Игорь ведет свой авторский курс.
- Здравствуйте, Игорь.
- Привет!
- Как и кому пришла идея организовать подобную школу?
- Авторы идеи - Саша Шмурнов и Алик Бегларян, наш директор и движущая сила, благодаря которой мы со Шмурновым освобождены от какой-либо черновой работы и, как сказали бы футболисты, играем на "чистых мячах".
Они открыли школу несколько лет назад, а с третьего учебного года, летом 2013-го, к ней присоединился я. До того год преподавал в своей альма-матер - на журфаке МГУ. Но идея частной школы, где люди намного более заинтересованы в получении знаний и конечном результате, привлекла меня гораздо больше - и сейчас я только рад, что принял это предложение. Хоть работа со студентами и отнимает массу времени и сил, но главное - внутреннее ощущение, что она того стоит. Прийти на занятие могу вымотанный и уставший, а ухожу в половине первого ночи - всегда на подъеме.
- Для чего Вам нужна это школа и в чем интерес преподавать в ней?
- Я в спортивной журналистике уже 25 лет. Накоплен немалый опыт, который хочется передать молодым. И когда ты видишь в их глазах огромную увлеченность, когда тебя каждую неделю засыпают вопросами и вслушиваются во всякое твое слово - это и есть главный интерес. Мне это в кайф, хотя сил и времени, повторяю, уходит немало. К тому же когда-то мне, тогда совсем еще зеленому, очень много дало общение с такими мэтрами, как Лев Филатов, Владимир Кучмий, Сергей Микулик и ряд других, а если брать не спортивных журналистов и педагогов, то Владимир Шахиджанян на журфаке МГУ. Хочется сыграть такую же роль в жизни кого-то из молодых ребят, решивших заняться спортивной журналистикой.
- Сейчас подобный проект предлагает руководство радиостанции "Komanda.com" под руководством Н.Н. Яроменко. Вы партнеры или конкуренты? Ваше отношение к Николаю Николаевичу?
- К Яременко отношусь с уважением, более года вел еженедельную часовую программу в его бытность главным редактором "Радио Спорт", нередко прихожу в гости к ведущим на радио "Команда.com" - Алексею Андронову, Сергею Микулику, Юрию Бутневу. Любое практическое обучение молодых ребят и девушек основам спортивной журналистики - это благо, потому что большинство людей приходит в профессию, не обладая ни малейшими базовыми знаниями и правильными понятиями.
Из-за этого редакторы в своих личных интересах могут лепить из этого пластилина все, что угодно, и даже если эти требования абсурдны, ребята просто не знают, что может и должно быть иначе. Мы же и сами со Шмурновым подробнейшим образом объясняем им все pro и contra в нашей профессии, и то же самое делают гости, которых мы приглашаем - например, такие асы пишущей журналистики, как Евгений Дзичковский и Александр Кружков.
- В какой области спортивной журналистике сложнее себя проявить: телевизионной (радийной) или в газетах и интернет-сми?
- В интернете, наверное, полегче - там все-таки история, традиции и конкуренция не настолько суровы, плюс рынок шире. Но если ты - амбициозный человек и хочешь быть не таким, как все, а выделяться "лица необщим выраженьем", то везде сложно. Мы, собственно, весь год обучения и занимаемся тем, что постепенно нащупываем вместе со студентами их непохожесть ни на кого другого, их творческую индивидуальность.
- Сколько длится семестр и как определяются лучшие ученики?
- Семестр - три с половиной месяца. Школа вечерняя, предметов немало, занятие по каждому - раз в неделю. В первом семестре, например, помимо моего мастер-класса по пишущей журналистике есть радиожурналистика от Алексея Золина, а также культура речи и психология общения, которые преподают одни из лучших специалистов по этим вопросам в стране. Все подробности о наших предметах и преподавателях можно узнать на сайте "Школа спортивной журналистики А. Шмурнова и И. Рабинера".
Сам Александр вместе с Павлом Занозиным занимаются со студентами тележурналистикой во втором семестре. Дополнительная ценность занятий заключается в том, что они проходят в святая святых спортивно-журналистского мира. Все курсы первого семестра - в конференц-зале "Спорт-Экспресса", где выступали и выступают перед журналистами все знаменитые гости редакции и где проходили и проходят редакционные планерки еще со времен великого главного редактора Владимира Михайловича Кучмия. А телевизионный курс во втором семестре проходит в телецентре Останкино.
Что касается лучших учеников, то они определяются не с помощью какого-то одного экзамена по предмету, а в течение всего времени обучения. У меня, например, студенты должны писать постоянно, по 2-3 текста в неделю. Иначе не набьешь руку, не поймешь на собственных достижениях и ошибках, что такое хорошо и что такое плохо. На занятиях я подробно разбираю все тексты - и приводит это к тому, что многие студенты, действительно поставившие перед собой цель преуспеть в профессии, прогрессируют от недели к неделе. Наблюдать за этим прогрессом, не скрою, очень приятно.
Интересно и важно наблюдать за поведением студентов во время встреч с нашими гостями, за их активностью и содержанием вопросов, уровнем подготовки. Недавно, например, к студентам на три часа приходил Станислав Черчесов. Это было серьезное испытание для ребят, которые еще не привыкли общаться со столь мощными медийными фигурами. Но в целом студенты выдержали испытание на ура - и выразилось это, среди прочего, в том, что Черчесов, с которым мы изначально договаривались на один час, отвечал на их вопросы втрое дольше - причем содержательно, вкусно и порой просто по-актерски.
Я знаком со Станиславом почти четверть века - и то некоторые истории, которые он студентам рассказал, слышал впервые. Опыт получился замечательным, и в последующих семестрах мы собираемся приглашать не только Черчесова, но и других наших ведущих тренеров.
- В чем заключается дистанционное обучение? Его стоимость? Его продолжительность?
- Собираемся запустить его со следующего семестра. Желающих обучаться таким образом очень много. Суть будет та же, детали сейчас прорабатываются. Уже есть человек, известный журналист, который будет непосредственно отвечать в школе за это направление.
- В каких СМИ работают выпускники, прошедшие обучение в вашей школе?
- Во многих. В "Спорт-Экспрессе" - Егор Чернов и Михаил Гончаров, там же полгода трудилась, а затем перешла в агентство ТАСС Алена Полякова. Одним из важных сотрудников сайта "Евроспорт" уже успел стать Федор Маслов, давно закрепился на радиостанции Команда.com Александр Паронян, практикуется там Евгений Новицкий. На сайте "Советского спорта" прошли стажировку Михаил Потапов и Егор Ботвиник, в "Газете.ру" - Дмитрий Шолгин, на радио "Спорт FM" - Марина Басова. В команде "НТВ плюс" трудятся Артем Григорьянц и Семен Зигаев.
Портал "Еврофутбол" так вообще превратился чуть ли не в филиал нашей школы. Там пишут Зураб Тодуа, Алексей Тарощин, Давид Кеванишвили, Евгений Рыбкин. А один из их начальников - Артем Зибрак, выпускник первого года школы, когда меня там еще не было. Потом он довольно долго стажировался на "Чемпионате", (там же, только меньше по времени, - Женя Рыбкин,) и вот теперь стал одним из тех, кто рулит творческим процессом на "Еврофутболе". Приятно!
Иногда бывают спецпроекты, в которых наши студенты активно участвуют. Например, пятеро из них в прошлом феврале во время Олимпиады в Сочи были задействованы в совместном проекте "Первого канала" и "РИА-Новостей" "Второй экран".
- Что включает в себя ваш авторский курс?
- Ряд лекций - в частности, об основах построения журналистского текста, о методиках ведения интервью и т.д. Масса практической работы, связанной с разбором текстов студентов и опубликованных в СМИ материалов. Встречи с гостями, будь то известные журналисты или представители мира спорта, - с последующим разбором этих встреч и работы студентов на них.
Мой курс длится один семестр, во втором эстафету по части пишущей журналистики у меня подхватывает один из лучших интервьюеров в российской спортивной журналистике, обозреватель "Спорт-Экспресса", соавтор - наряду с Юрием Голышаком - знаменитой рубрики "Разговор по пятницам" Александр Кружков.
- В каком виде происходит выпускная работа и какой документ получают ученики?
- Я преподаю только в первом семестре, поэтому о выпускной работе сподручнее рассказывать Шмурнову. Получают они диплом. Красивый, кстати. Но главное, что они получают, - это знания и навыки.
- Почему собеседования и набор происходит в ноябре и мае, а не, скажем, в октябре и апреле?
- Никакой разницы тут нет. Так решили - и всё.
- Вы и Александр Шмурнов в приемной комиссии или есть еще "скрытые" персоны?
- Учитываем и мнение нашего директора Алика Бегларяна.
- Что сложнее: пройти тесты и поступить или пройти обучение в школе до конца?
- Конечно, пройти обучение до конца.
- Есть ли практика и если да, то в каких СМИ?
- Об этом уже было сказано выше. Но возможность практики получают не все студенты автоматически, а только лучшие. И наиболее активные, из которых прет, брызжет желание расти. Во втором семестре, куда пробивается примерно половина (или чуть больше) студентов первого, возможность для практики расширяется.
Недавно, например, ребята вместе с Павлом Занозиным ездили на "Открытие Арену", где в день матча "Спартак" - "Арсенал" брали интервью у директора спартаковского музея Алексея Матвеева, а потом посетили сам матч, и у каждого было свое задание.
- Если человек поступает, но проваливает первый семестр, имеет ли он возможность получать консультации от специалистов школы в дальнейшем или двери для него закрыты?
- Все зависит от того, как он относится к делу. Если речь идет о разгильдяйстве и наплевательстве на задания преподавателей - то дверь, конечно, закрывается. Если же он просто не выдерживает конкуренцию, но при этом честно учится и делает все, что от него зависит, то всегда может позвонить и посоветоваться с любым из нас.
- Были случаи, что люди перегорали журналистикой и возвращались к своей повседневной жизни?
- Бывали, и не раз. Потому что изначально далеко не каждый понимает, сколько времени и энергии отнимает эта профессия. При этом не принося серьезного финансового благосостояния. Спортивная журналистика - это возможность превратить хобби в профессию, но в какой-то мере это происходит за счет финансов.
Ты получаешь удовольствие от того, чем занимаешься, - что, согласитесь, в нашей жизни случается с меньшинством людей, причем подавляющим. Но на высокую зарплату, особенно в течение первых 5-7 лет в журналистике, рассчитывать невозможно. Такова ситуация на рынке.
- Сколько девушек прошло у вас обучение и где они сейчас работают?
- Девушек, конечно, гораздо меньше, чем парней, но пример той же Алены Поляковой должен вдохновить многих. В конце зимы 2014-го она, на тот момент только перешедшая на второй семестр, выиграла конкурс "Спорт-Экспресса" и МТС среди болельщиков, которых попросили написать эссе о любимой команде.
Я тогда еще работал на "Чемпионате" и узнал об этой победе только задним числом. В качестве награды она получила возможность месячной стажировки в "СЭ", а затем месяц превратился в полгода. Работала хорошо, но штатных вакансий в "СЭ" не было. Зато сейчас она поступила в ТАСС, и там, как я понимаю, руководство ее работой тоже довольно.
В нынешнем моем потоке есть две девушки - Аля Синецкая и Снежана Андриянова. Не сомневаюсь, что у них в журналистике при должном старании должно получиться, потому что с точки зрения способностей и качества текстов они - среди лучших в группе.
- В чем заключается собеседование и в какой форме оно проходит?
- Абитуриенты приходят, получают письменное задание на полчаса-час. Потом несколько минут каждый по отдельности общается со Шмурновым и мной о футболе (или других видах спорта, интересных человеку), журналистике, жизни вообще. Затем мы в спокойной обстановке читаем их тексты - и приходим к выводу, подходит нам человек или нет.
Конкурс обычно бывает - примерно два человека на место. Очередное собеседование пройдет 24 ноября, и все желающие могут узнать о подробностях и записаться на нашем сайте. C нетерпением ждем в школе - и обещаем передать те знания и навыки, которыми обладаем.
- Главный редактор Sports.ru Юрий Дудь в интервью с журналистами спрашивает про положение дел в печатной журналистике сегодня. Ответ примерно одинаковый, она в кризисе. Согласны вы с этим или это не совсем так?
- Это слишком серьезная и долгая тема, чтобы здесь о ней рассуждать. Скажу так: если у ребят, которые идут в спортивную журналистику, будет такое базовое профессиональное образование, какое дает наша школа, то адаптация в профессии будет гораздо более легкой и быстрой, а эффект от их работы - пусть и не на первых порах - более серьезным. Потому что эти люди уже обладают правильным пониманием, для них изначально верно расставлены приоритеты.
- Самый забавный и запоминающийся момент во время работы в школе для вас?
- Настоящее шоу, которое устроил для студентов Станислав Черчесов. И то, какими глазами они на него смотрели, как зверски подготовились, какие вопросы задавали. Я ими по-настоящему гордился.
- Самый сложный предмет, изучаемый в школе, на ваш взгляд?
- Если очень хотеть, гореть учебой - каждый предмет будет простым. А у нас подавляющее большинство студентов именно горит. Что радует больше всего.
- Есть у слушателей школы шанс или возможность побывать вместе с вами на спортивном мероприятие и сделать совместный репортаж?
- Побывать - да. Над репортажами и другими жанрами работаем вместе на протяжении всего семестра.
- Какие штрафы и система наказания придуманы для прогульщиков?
- Никаких. Если человек, заплатив деньги, прогуливает или не выполняет задания, он наказывает только самого себя.
- Представим ситуацию, слушатель школы попал в больницу или армию, как это повлияет на его обучение?
- Если всё это - надолго, то у него будет возможность продолжить обучение в следующем семестре.
- Если человек работает журналистом, чем ему может помочь школа?
- Смотря что называется - "работает журналистом". Если только начинает, эта помощь - просто неоценима.
- Какие условия для поступления в школу сейчас действуют? Возраст, место жительство, что-то еще?
- Никаких ограничений.
- Спасибо, что нашли время на беседу. Ваши пожелания читателям.
- Спасибо за вопросы. Удачи!
Хотя не уверена, что на журналиста можно выучиться.
Как ваши успехи там?
Там не учат на журналиста, а помогают не делать ошибки, стараются направить и раскрыть сильные качества, и с головой окунают в жизнь сотрудников спортивных изданий, телекомментаторов и интервьюеров.
Если встаёт вопрос, стоит ли тратить время и деньги на школу, при этом ощущая сильное желание попасть по ту сторону экрана, приёмника и газетного листа - гоните сомнения прочь!
Существует огромное количество людей, обожающих писать в интернете язвительные и мерзкие комментарии к любому труду как новичков, так и мастеров журналистского дела. Мое мнение - эти люди тоже хотели бы влиться в сферу спортивной журналистики, просто не хотят поднять попу с дивана.
Отчасти, кстати, школа журналистики учит перебарывать лень. Проверено на себе.