6 мин.

А что Фабио? Все по-своему доны

Вечером, а уж тем паче на другой день, говорящие головы из телевизора и разного рода писаки трубили «казнь» Капелло. Просветленные умы устроили итальянскому спецу грубую публичную порку. Его напыщенная упертость на послематчевой пресс-конференции только раззадорила знатоков. Фраза «Мы хорошо играли» из уст дона Фабио алой тряпкой пронеслась над буйволами и телятами аналитического цеха.

Мигом обнаружили себя эксперты, о которых, как о старых башмаках, все давным-давно позабыли. «Ну, во-первых, что за схема?!», «Не заметил желания тренера играть в атаку», «Ошибся с заменами», «Прогадал с составом», «Зря Черышева убрал», «Разве можно так поздно выпускать второго нападающего!?» - зазвучало из всех щелей. На редком лице волнорезом шквалу критики твердела вопросительная ухмылка. Атакующий футбол? Да с чего вы, любезнейшие, взяли, что колосс итальянского катеначчо будет в России лепить из себя кавалериста? Чего вы, болезные, от него ждали? Двери Капелло всегда были заколочены и не было ничего более предсказуемого, чем стратегия итальянца.

Ничто так быстро не превращает людей в дураков, как настойчивое желание выглядеть умниками. Весь этот конъюнктурный коллектив либо не понимает вообще ничего, а сказать что-то надо, либо прекрасно понимает – песенка Капелло в российском футболе уже спета. А вот с родными горемыками-футболистами и чинушами им еще жить и жить. Нельзя игроков да высших функционеров обижать. Нельзя их по спинушке правдой стегать. Иначе устроят «темную» или руку перестанут подавать. Правда вообще никому не нужна. Нет ничего более оскорбительного, чем правда.

Менеджмент российского футбола кончился, так и не начавшись. И это не точечная проблема, нет одного виноватого. Целое поколение футболистов мертвой тканью существует внутри гнилого футбольного организма. Причины две: первая - желание, даже если оно и есть, быстро превращается в нежелание, но чаще желания попросту нет - у сытого кота аппетиту взяться неоткуда; вторая – действительно средний уровень мастерства, по мировым меркам - кривые ноги, и нет такого забора, об который их можно выпрямить. Некоторые умудряются вместить в себя обе компоненты. Но чемпионатом мира и вот теперь матчем с Австрией все, так или иначе, еще раз вписали себя в эти скрижали.

Поразил эпизод во втором тайме, когда наши уже проигрывали, а местами доблестный Василий Березуцкий вместо того, чтобы передать мяч к точке остановки игры, просто перешагнул через него. А вот бездарное диспетчерство Романа Широкова удивлением не стало. Почему-то не стало. Почему?! –, задаю я себе вопрос. Может быть, потому что всё это очень гармонирует с натурой Романа, который придумал себе, что он профессор и «курит во время игр дорогие сигары»? Видимо, редкие как радуга тонкие передачи, натолкнули его на такие фантазии, а вместе с ним и батальон знакомых «аналитиков». Может быть, отношение к нему такое, что если он когда-то в своей биографии напишет, что просто не хотел работать с Капелло – ни одна мышца на лице не дрогнет? Признаемся себе, слишком долго приходится ждать, пока Роман Широков набирает свою лучшую форму. Уж и карьера в сборной скоро кончится, а теплых воспоминаний - по пальцам пересчитать.

Вот два ярких проявления нежелания и плохого качества. Остальные участники подпадают, скорее, лишь под неумение. Паршивлюк, например, неприятно удивил еще и излишней инфантильностью, при достойном клубном опыте в сборной он всё равно выглядит как первоклассник. Черышев напряг своей безалаберностью. Но всё это, повторюсь, разные симптомы одних и тех же болезней. Профессионалы же – это те, кто таким болезням не подвержен, остальные – футбольный планктон. Необходимо полное переосмысление состава и потенциального резерва, а далее – активная фаза частичной или полной перезагрузки, вероятно - омоложение.

Пожалуй, только везунчику Гусу Хиддинку удалось один раз выстругать из полена виолончель, обыграть со второсортным материалом действительно грозного соперника. Мы унижены настолько, что до сих пор молимся на ту одноразовую победу сборной России над сборной Голландии. Если даже оставить Гуса за скобками, все остальные мэтры и до него и после в бессильной злобе терпели и терпят конфуз.

Тренера характеризует наличие у его команды голевых моментов. Если он всё правильно делает – шансы для взятия ворот соперника обязательно рождаются. Если команда пляшет от обороны – шансов будет немного. Но те, кто выходит на поле - обязаны будут их использовать. Использовать редкие шансы могут только высококлассные исполнители. В семи матчах этого года мы обыграли только Лихтенштейн, в матче с австрийцами мы не использовали ни одного из трех-четырех моментов. Простое уравнение, где нет неизвестных. У Капелло нет высококлассных исполнителей для того плана действий, которого он придерживается.

Эту формулу должны были осознавать руководители, это уравнение должен был решить Мутко. Назначение и продление контракта с Капелло – серьезная системная ошибка, расстаться с ним необходимо. Только Капелло – это лишь торчащий кончик огромной занозы, и его уход не сулит никакого блага. Благо сулит понимание – кого берем и зачем. Виталий Леонтьевич уже продемонстрировал (особенно, продлением контракта с Фабио) – у него такого понимания нет. Значит, Мутко не компетентен и уйти должны оба. Но, как говорится, «кто ж его посадит»?

Всё давно на поверхности, но невод продолжает падать на дно. Мы можем обыгрывать такие команды как Австрия, но с тактикой и подходом таких господ, как Капелло, с командой сытых котов - это не будет происходить системно. Нам не нужен тренер, привыкший работать с готовым материалом и относящийся к тренируемому материалу как к готовому. У Капелло не было и нет цели – развивать подшефных, вспомните матч с Лихтенштейном, где на 99% играли уже проверенные итальянцем футболисты. Нет, мэтры нам больше не нужны. При мэтрах наши скромные игроки вдруг тоже начинают считать себя мэтрами. Нам нужен человек, который будет сажать и выращивать деревья, допиливать, достругивать и оттачивать, не самый искушенный наставник, который будет стремиться расти вместе с футболистами и заражать их своим стремлением к росту. Когда-то для «Ювентуса» таким тренером был Антонио Конте, для «Боруссии» Юрген Клопп, для «Барселоны» Хосеп Гвардиола, для сборной Германии Йоахим Лёв, а для московского «Торпедо» - Александр Бородюк.

P.S. Автор данной статьи не претендует на истину в последней и даже в предпоследней инстанции, это предельно откровенная, без политеса, субъективная точка зрения.