5 мин.

Перемена мест слагаемых. Почему новый лимит на легионеров ничего не изменит

В российском футболе забавные времена. Все дружно снимают с должности президента РФС, увольняют главного тренера сборной и ищут деньги федерации. А за этой дымовой завесой принимается решение, каким будет лимит на легионеров в российской Премьер-лиге: «6 иностранцев + 5 россиян» на поле или «10+15» в заявке на сезон. Несколько цифр и фактов, которые доказывают, что можно складывать и вычитать как угодно – полученный к ЧМ-2018 результат от этого не изменится. Потому что дело совсем не в лимите.

Самая высокая доля иностранных игроков в Европе – в английской Премьер-лиге (66%). При этом английский лимит на легионеров всегда ставили в пример России. Согласно ему, клубы могут внести в заявку только тех футболистов, которые провели определенный процент игр за свою национальную сборную. Но британский лимит работает только на английскую Премьер-лигу и ни в коем случае не на интересы национальной сборной. Во-первых, он лишь повышает класс легионеров, но не ограничивает их количество. То есть ситуация, когда на поле в одном туре может не выйти вообще ни один англичанин, при нем возможна. Во-вторых, у английского лимита полно оговорок – например, письмо от главного тренера сборной с заверением, что данный футболист является кандидатом в его команду, может решить вопрос с рабочей визой.

В результате у английской Премьер-лиги – самые высокие доходы от продажи телеправ, но сборная Англии при этом – середняк европейского футбола, который то и дело пропускает чемпионаты мира и Европы.

В чемпионате Германии тоже есть лимит, но о нем никто не знает. 12 немцев в заявке на сезон – сами немецкие клубы редко когда замечают, что у них в стране есть такое ограничение. А на самом деле оно жестче, чем лимит в Италии или Испании, где можно использовать не более трех игроков не из стран ЕС. В то же время португальцы или греки в Испании – уже не легионеры, а значит, теоретически возможно, что «Реал» может выйти на игру без единого испанца.

Немецкий лимит появился в то время, когда страна готовилась к домашнему ЧМ-2006, и он работает в интересах сборной. При этом легионеров в Бундеслиге – 47,5% от всех игроков. Это выше, чем в большинстве европейских чемпионатов, включая российскую Премьер-лигу. Что не мешает немцам быть чемпионами мира.

В Эредивизи, высшем голландском дивизионе, – самый низкий процент иностранцев – 31,5%, но при этом очень выверенные экономические меры ограничения. Прежде всего голландские клубы не могут заявлять легионеров моложе 18 лет. Второе – 18-19-летние иностранные игроки должны получать не менее 202,5 тыс. евро, иностранцы старше 20 лет – 405 тыс. евро. Таким образом, любой голландский клуб, приглашая иностранца на работу, семнадцать раз подумает, оправданно ли его присутствие в команде экономически и сойдется ли у них бюджет. Этот путь не для российских клубов. Это путь для страны, которая хочет быть призером чемпионата мира.

В испанской Примере играет 40,78% легионеров (Лионель Месси и другие футболисты с двойным гражданством входят в это число). Это самый низкий показатель из топ-5 европейских чемпионатов. Лимит на легионеров самый простой – три игрока не из стран ЕС (и тут уже Лионель Месси со своим двойным гражданством не попадает под ограничение). При этом в мадридском «Реале» почти две трети состава (59,1%) – иностранные игроки. В «Барселоне» с ее фантастической академией легионеров – ровно 50%. Но это не мешало сборной Испании править футбольным миром с 2008 по 2014 год.

В российской Премьер-лиге сейчас 177 легионеров. Это 44,58% от всех заявленных игроков. Средний по Европе показатель: у Бельгии с ее суперперспективной сборной в чемпионате играет 50,68% иностранцев, у Швейцарии – 47,88%, у Италии – 52,71.

Если лимит изменят по формуле «10+15», в 16 клубах РФПЛ останется 160 иностранцев. То есть все информационные войны, вся борьба компроматов, битвы агентов, выступления Фабио Капелло и горячие речи министра касаются 17 легионеров. Если слушать всех серьезно, можно решить, что именно эти полтора десятка игроков отделяют нас от успешного выступления на ЧМ-2018.

Если формулу лимита в России изменят на «10+15», первое, что сделает ЦСКА, – это сменит центр обороны и найдет замену паре Березуцкий-Игнашевич. Первое, что сделает «Зенит», – перестанет чередовать Файзулина и Шатова, посадит их на скамейку и отдаст центр полузащиты легионерам. Первое, что сделает «Динамо», – купит иностранного вратаря. Первое, что сделает «Локомотив», – это сменит тренера со скандалом: они это делают в любой непонятной ситуации.

В любом случае у нас будет страна вратарей и крайних защитников. Всех остальных, в том числе и для национальной сборной, придется искать за границей. Впрочем, при лимите «6+5» или «7+4» все будет точно так же.

Все эти факты и цифры для того, чтобы понять одну простую вещь. По большому счету все равно, какую формулу лимита предложат клубы и утвердят чиновники. Не важно, как складывать игроков – «6+5», «10+15», «7+4». Абсолютно все равно, сколько платить за Халка. И вообще не относится к делу, сколько должен получать Фабио Капело.

Все просто до банальности: если у вас есть в клубах экономика, а не распил, если у вас в клубах деньги, а не бабло, если у вас в клубах менеджеры, а не агенты, – значит, у вас будут футбольные школы. А если у вас есть футбольные школы – значит, у вас есть игроки. Значит, у вас есть национальная сборная.

Текст: Андрей Вдовин 

Фото: Сергей Дроняев, Максим Серегин

Аппстор