Как Италия пришла к идее лимита на легионеров
Алексей Логинов рассказывает, кто мешает появлению в серии А новых Тотти и Дель Пьеро и что делается для исправления этой ситуации.
«Слишком много иностранцев!» – в последние недели эту фразу в Италии повторяют все чаще. Не стал отмалчиваться и Антонио Конте, заметив, что наличие в составе некоторых команд оскорбительно малого числа итальянцев усложняет работу тренера национальной сборной. А недавно избранный глава FIGC Карло Тавеккьо (на фото) так и вообще потратил все выходные на просмотр первого тура и подсчет количества счастливых обладателей красных паспортов с надписью Repubblica Italiana. Видимо, результаты ему не понравились, поскольку он заявил: «В серии А в стартовых составах должны выходить как минимум четыре итальянца».
Новый президент FIGC не похож на своих предшественников. Все они – от Франко Карраро до Джанкарло Абете – старались не высказывать собственное мнение ни по одному ключевому вопросу. Единственный, кто несколько выделялся на общем сером фоне, был Антонио Матаррезе, за что он, в конце концов, и поплатился. Абете же мог часами рассуждать о необходимости инвестиций в молодежный сектор, принципах fair play, положительном опыте Германии, но добиться от него конкретных шагов было невозможно. В любой сложной ситуации вплоть до последнего дня пребывания на посту главы Федерации он прятался от ответственности.
Четыре года назад, после провала «Скуадры Адзурры» на ЧМ-2010, в Совете Лиги произошел раскол. Тогда оппозиция предлагала начать хоть какие-то реформы, в том числе рассмотреть вопрос о лимите на легионеров. Нужна была лишь поддержка президента, но в решающий момент Абете заявил, что подобные проблемы должны решаться исключительно на уровне парламента и правительства Италии. Естественно, что в стране, где c середины XIX века в народе популярно выражение «Piove. Il governo ladro. Идет дождь. Правительство – воры», дальше разговоров дело так и не пошло.
Карло Тавеккьо же совершенно не считается с последствиями своих высказываний и не боится реакции всемогущего Ньона. Ему уже грозили из УЕФА, и он чуть было не лишился кресла за неосторожные слова о мифическом футболисте Опти Поба, который вчера ел бананы, а сегодня надел футболку «Лацио».
Пятнадцать лет назад после похожей фразы закончилась карьера выдающегося тренера Эудженио Фашетти. Теперь же Тавеккьо негласно поддержали, хотя публично на это решились разве что Зденек Земан и Клаудио Лотито.
Засилье иностранцев в серии А действительно перешло все разумные пределы. Особую тревогу вызывает тенденция, когда за границу уезжают те, кто со временем должен стать символами команд. Достаточно проследить судьбу вице-чемпионов молодежного ЧЕ-2013.
Лука Кальдирола, Джулио Донати и Чиро Иммобиле уехали в Германию, Марко Верратти – во Францию, Фаусто Росси – в Испанию, Фабио Борини – в Англию. Из того состава лишь Алессандро Флоренци, Маттиа Дестро и Лоренцо Инсинье смогли заявить о себе в сильных итальянских клубах. Однако первый и второй не имеют постоянного места в основе «Ромы» (Руди Гарсия пока предпочитает им Итурбе и Жервиньо), а у третьего в Неаполе недавно случился конфликт с тифози, и его положение весьма неопределенно.
Еще менее прочны позиции Риккардо Сапонары, который в прошлом сезоне лишь семь раз выходил в стартовом составе «Милана». Лука Мароне, его бывший партнер по U-21, пока травмирован, но у него также минимальные шансы пробиться в основу «Ювентуса». А ведь без звезд молодежных сборных – Франческо Тотти, Алессандро Дель Пьеро, Андреа Пирло, Кристиана Пануччи, Алессандро Несты, Дженнаро Гаттузо, Даниэле Де Росси – невозможно представить себе серию А прошлого десятилетия.
Матч первого тура между «Ромой» и «Фиорентиной» завершился скандалом – в стартовом составе гостей не оказалось ни одного итальянца. Поговаривают, что именно после этой игры Карло Тавеккьо психанул и решил поднять тему лимита. Даже Мишель Платини, который хотя и заявил, что последние инициативы FIGC противоречат трудовому законодательству ЕС, не удержался от критики в адрес «фиалок»: «Если «Фиорентина» или «Палермо» покупают по 20 иностранцев, то какие стимулы будут у молодых итальянцев?» Слова Платини опубликовала La Nazione, и в городе они были встречены с пониманием, несмотря на «ювентийское» прошлое француза. Все больше болельщиков разочаровывается в политике руководства клуба и особенно в Винченцо Монтелле, которого в воскресенье впервые освистали на «Артемио Франки» за то, что в очередной раз оставил в запасе капитана команды Мануэля Паскуаля.
В «Палермо» же продолжает греть банку один из самых многообещающих форвардов – Андреа Белотти, на прошлой неделе блиставший в составе U-21. Когда-то тренер «розанери» Джузеппе Якини сам играл за Олимпийскую сборную, но сейчас ему некогда думать о перспективах Белотти. Все мысли только о том, как бы подольше не вызвать гнев Маурицио Дзампарини, и для этого ему больше приглянулся аргентинец Дибала, который в прошлом сезоне с трудом попадал в пустые ворота.
Основная проблема серии А состоит в том, что почти все тренеры вынуждены решать сиюминутные задачи. Нужен результат в максимально короткие сроки. В особенности этим грешат молодые, которых почему-то принято считать носителями прогрессивных идей. Но, к сожалению, на практике это далеко не так. И, помимо Монтеллы, примеров достаточно.
Андреа Страмаччони заявил о себе в молодежных командах «Ромы» и «Интера», благодаря чему получил возможность полтора сезона возглавлять «нарадзурри». В результате «Интер» занял рекордно низкое место за последние 20 лет. Однако не все разуверились в талантах Страмаччони, и этим летом он получил работу в «Удинезе».
Как оказалось, тренер так и не избавился от привычки угождать начальству. Стоило в команде появиться вратарю Орестису Карнезису, которого Джампаоло Поццо перебросил из своей же «Гранады», как грек автоматически получил место в основе. Хотя еще два месяца назад местный воспитанник Симоне Скуффет отказался переходить в «Атлетико» из-за любви к родному городу и клубу. Скорее всего, коренному римлянину Страмаччони трудно понять, что чувствовали фриульские болельщики, когда в ворота впервые со времен Дино Дзоффа встал их земляк. Надеюсь, что Симоне не жалеет о своем решении отказаться от переезда в Мадрид.
Много шуму наделала история продажи Брайана Кристанте в «Бенфику». Еще недавно Филиппо Индзаги работал с Примаверой, однако место в составе получил даже деградировавший ветеран Бонера, но никак не Кристанте. На позицию ушедшего реджисты взяли в аренду голландца ван Гинкела. Ранее Пиппо отказался возиться с Марио Балотелли, хотя всем прекрасно известно, на что способен мотивированный Марио. Остается верить, что эти решения носят эпизодический характер, ведь некоторые тактические находки Индзаги весьма перспективны.
На фоне других тренеров выделяется 66-летний Джампьеро Вентура, под руководством которого только в прошлом году расцвели сразу несколько итальянских талантов. Данило Д’Амброзио дорос до приглашения в «Интер», Маттео Дармиан – до основы «Скуадры Адзурры», Чиро Иммобиле стал лучшим бомбардиром серии А, а Алессио Черчи (на фото с Вентурой) из вечно подающего надежды скандалиста превратился в одну из главных звезд чемпионата Италии. Именно «Торино» Вентуры должен стать ориентиром для всех.
Пока его примеру следуют очень немногие. Отдельно стоит выделить «Сампдорию» и «Сассуоло».
У Синиши Михайловича и Эусебио Ди Франческо были правильные учителя – Вуядин Бошков и Зденек Земан. Тренер «Сампдории» дает играть молодым футболистам, благодаря чему в Генуе развиваются Васко Реджини, Маноло Габбьядини, Окака Чука и остальные. Ди Франческо же практически воссоздал знаменитое трио земановской «Фоджи»: Синьори – Байано – Рамбауди. Прошлогоднее спасение «Сассуоло» стало настоящим чудом, а недавний разгром от «Интера» подтвердил, что клубу из Эмилии до стабильности еще далеко. Однако Симоне Дзадза уже пробился в основу Национале, а Доменико Берарди и Никола Сансоне ждут своей очереди. Так что очень многое зависит от позиции тренеров. К сожалению, новых Страмаччони становится все больше, а примеру Карло Маццоне, который 20 лет назад сохранил для «Ромы» Франческо Тотти, готов следовать далеко не каждый.
Двух провалов сборной Италии подряд – на ЧМ-1958 и ЧМ-1962 – хватило, чтобы в 1963 году на 17 лет был введен тотальный запрет на иностранцев. Результаты пришли довольно скоро – золото на ЧЕ-1968 и серебро на ЧМ-1970. Правда, эффекта на клубном уровне пришлось ждать еще почти 15 лет – начиная с 1969 года и вплоть до середины восьмидесятых итальянские клубы не могли выиграть Кубок чемпионов. Однако за это время удалось вырастить поколение Росси, Тарделли, Антоньони и Конти, победившее на ЧМ-1982 и заложившее основы для последующих успехов в еврокубках. Условия были смягчены лишь в 1980 году, после чего в серию А приезжали не ван гинкели, а в основном ван бастены. Ограничения были полностью сняты для граждан ЕС в 1996 году. Примерно с того же самого времени в Италии и перестали появляться новые Баджо, Тотти и Дель Пьеро.
Несколько дней Италия оживленно обсуждала возможное введение лимита на легионеров. Однако влияния президента-бунтовщика не хватило, чтобы повернуть историю вспять, ведь стандарты единой Европы одинаковы для всех. И не важно, касаются они кривизны огурцов или места на скамейке запасных для талантливой молодежи. Кроме того, нужно срочно обеспечить работой выходцев из Южной Америки и стран бывшей Югославии, а всех тех, кто с этим не согласен, объявляют расистами. И поэтому не стоит удивляться, что в городах северной Италии все большей популярностью пользуются бюстики Бенито Муссолини. Хозяева небольших лавок и магазинчиков не стесняются выставлять их на всеобщее обозрение – так население реагирует на тотальную несправедливость.
В сложившейся ситуации Карло Тавеккьо, которому, по слухам, удалось найти союзников даже в Палаццо Киджи, пытается делать то немногое, что может. Он прекрасно понимает, что чиновники УЕФА никогда не поддержат лимит, но план заключается в том, чтобы зайти в своих требованиях максимально далеко. Тогда, быть может, кое-что и удастся отвоевать. Правой рукой президента стал Микеле Ува – новый генеральный директор FIGC, имеющий обширные связи в Олимпийском комитете. Благодаря союзу с Клаудио Лотито, которого в последнее время называют «маленьким дуче», президент FIGC может рассчитывать на поддержку клубов-середняков, с грандами же всегда проще договориться, поскольку их не так уж много. Хотя без трудностей все равно не обойтись. И подтверждение тому – недавняя полемика с «Ювентусом» по вопросу о совместном владении футболистами.
Программу утвердили в конце прошлой недели, и она включает следующие пункты:
сокращение серии А до 18 команд;
сокращение серии B до 20 команд;
сокращение общего числа профессиональных клубов;
увеличение заявки до 25 человек с обязательным минимальным числом воспитанников клуба в 8 человек;
создание комиссии, выдающей разрешение на трансферы иностранцев, вроде той, что существует в Англии.
инвестиции в развитие юношеского футбола.
Однако все это не ново. Тавеккьо буквально повторяет основные тезисы программы своего соперника на пост главы FIGC – Деметрио Альбертини. Осенью же 2012 года гораздо более масштабный и комплексный пакет мер предлагал президент «Ювентуса» Андреа Аньелли. Сейчас ситуация близка к тому, что итальянцы называют словом culo, и даже вчерашние оппоненты сходятся в главном – кальчо нужно срочно спасать. «Бьянконери», «нерадзурри», «россонери»… Да какая разница! 150 лет назад Кавур, Гарибальди и Маццини терпеть не могли друг друга, но были вынуждены действовать совместно. Ради общего дела, на благо Италии.
Всем, кому не жалко плюсов, мы говорим GRAZIE!
Последние материалы блога:
Эффект Конте. Как Италия обыграла Норвегию
Норвежский лес. Предисловие к первому матчу Италии в квалификации Евро-2016
Диета по-итальянски. Кто и сколько получает в серии А
Фото: Fotobank/Getty Images/Paolo Bruno, Valerio Pennicino, VI Images, Ian Horrocks; REUTERS/Alessandro Garofalo
В Италии на много больше профессиональных игроков как в количественном, так и относительно числа населения. Большое количество игроков в ведущих футбольных чемпионатах. Но при этом мало, по итальянским меркам, игроков претендующий на звание звезд.И достаточно много перспективной молодежи. То есть в Италии не хватает сравнительно не большого усилия для качественного рывка.