7 мин.

Метафизика подката, или почем Фигу для народа. Часть 2. Психология, психопатология и хронотоп подката

Что мы знаем о футбольном подкате? Кажется, всё знаем. Или нет? Метафизика футбольного подката в изложении главного мыслителя карликового футбола начала 00-х Даниела "Сосиско" Матеева помогает не только эффектно и чисто отобрать мяч у любого воображаемого соперника, но и вообще подкатить к кому и чему угодно. Даже Луиш Фигу не устоит!

Вторая и - хвала исправному свистку в устах Высшего футбольного арбитра! - заключительная часть исследования основополагающего явления в футболе - подката.

МЕТАФИЗИКА ПОДКАТА, ИЛИ ПОЧЕМ ФИГУ ДЛЯ НАРОДА. ЧАСТЬ 2. ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОПАТОЛОГИЯ И ХРОНОТОП ПОДКАТА  

Проткни своими острыми шипами мой Эдипов комплекс, или Психология подката

Паденье Ангельскому естеству

Несвойственно.

Дж. Мильтон. "Потерянный рай"

Если объектом подката является мяч, а точнее отбор мяча, то субъектами подката являются один, два или более человека, независимо от их амплуа. Субъектом в единственном числе игрок может быть лишь в двух случаях: когда в подкате наносит удар по воротам либо в процессе тренировки подката. Небольшое количество подкатов в футболе совершается несколькими игроками защиты в отношение одного соперника одновременно, но это весьма редкое явление, поскольку в особо вопиющих случаях может быть квалифицировано по ст. 114 УК РФ, т.е. "Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны". Преобладающее количество подкатов совершается при наличии двух субъектов: "подкатывающегося" и "подкатываемого".

Каждый из этих двух субъектов может быть как активным, так и пассивным. По отношению к объекту, т.е. исходя из контроля мяча, подкатывающийся играет пассивную роль, поскольку мячом обладает активный субъект — подкатываемый. Однако в отношение физического и ментального акта подкатывающийся активен, в то время как подкатываемый — пассивен: в его отношение применяется весьма изощренный способ надругательства

Охарактеризуем подробнее каждого из субъектов подката.

Подкатывающийся, будучи активно действующим во время совершения подката лицом, по психологической характеристике своей личности может быть отнесен к экстравертивному типу, даже если он в обычном своем состоянии конченный импо…, в смысле интроверт. Это связано с тем, что его жизненные силы направлены на внешний мир и деятельность в нем, он отличается преобладающим интересам к внешним объектам, нацелен всей своей сущностью на мяч. Подкатываемый же, независимо от своего природного темперамента, в конкретный момент неизменно является интровертом и характеризуется внутренней самоуглубленностью, нацеленностью на внутренний мир собственных мыслей и переживаний, поскольку он в любую секунду рискует лишиться какой-нибудь конечности. Вследствие этого в данном субъекте четко наличествует жертвенная сущность. Таким образом, подкат осуществляет переворот в психологии, не поддаваясь анализу по существующим в современном состоянии данной науки схемам.

Подкатывающийся не только ярко выраженный некрофил (согласно классификации Эриха Фромма), но к тому же обладает сущностью демонического героя. На это указывает связь падения на землю при подкате с мотивом грехопадения Адама и Евы и более ранним мотивом — падением восставших ангелов. На демонизм подкатывающегося указывает также его минутное состояние отчужденности, оторванности от мира сего, его ненависть и жажда мести убежавшему сопернику. К этому же примешивается эмпирическая зависть к обладателю мяча, т.е. метафизического Владыки мира. Подкатывающийся словно злой демон караулит любой неверный шаг своего противника, чтобы и того свергнуть на грешную землю, совратить его, заставив погрязнуть, рухнуть лицом в грязь (особенно четко это стремление прослеживается в дождливую погоду), запятнать его чистую майку.

Будучи изначально весьма агрессивно настроенным, подкатывающийся совершает акт ритуального характера, а именно приносит своего соперника в жертву футбольным богам. Подкатываемому, в силу его жертвенной сути, в определенной мере свойственно состояние наслаждения от причиняемой либо грозящей боли или опасности, иначе говоря — мазохизм, поскольку в противном случае он предпочел бы расстаться с мячом добровольно, лишь бы избежать негативных последствий. Реализация в подкате модели садист-мазохист тем более очевидна, что нередко после подката субъекты игрового действия пожимают друг другу руки и даже обмениваются улыбками.

Красные фонари, или Психопатология подката

Презренные холопы, погодите!

Ведь я не по своей вине упал, а по вине моего коня.

Сервантес. "Дон Кихот"

В потемках души любого футболиста до поры до времени скрывается маниакально-депрессивный тип, который поднимает голову и подает голос во время совершения подката. Подкатывающийся игрок не только постоянно рискует нарваться на карточку арбитра, но даже стремится получить подобных знаков внимания как можно в большем количестве, поэтому у него возникает искушение вырвать с корнем соперников мениск. Такой азарт чаще всего охватывает футболиста, находящегося в состоянии аффекта: редко кто из молотил отваживается с холодной головой зарубить ближнего своего. Учитывая состояние аффекта, арбитр чаще всего показывает грешнику желтую карточку, весьма этим того огорчая.

Подобно разъяренному быку подкатывающийся обожает красный цвет, однако не желает признаваться в этом. Упорное нежелание признать сей очевидный факт приводит к тому, что игрок иногда довольствуется получением карточки желтого цвета. Особо рьяные товарищи коллекционируют "горчичники" с целью их последующего прикладывания к синякам и ушибам: дизайнеры отмечают, что желтое на синем фоне смотрится весьма эффектно.

Желтый цвет является сигналом к действию, но иногда имеет не только возбуждающую и побуждающую семантику. Раздражающее начало символики желтого цвета может самым неожиданным образом уступить место глубинному значению умиротворяющих истоков божественной сущности. Если на отчаянного "подкатилу" снизойдет подобное откровение — это верный знак, что в ближайшие две минуты его заменит менее сентиментальный субъект.

Вставь мне палку в колеса, или Хронотоп подката

В пыль опрокинулся он. И вскричал Ахиллес торжествуя…

Гомер. "Илиада"

Подкат относится к земной стихии, уходя своими корнями в античное миросозерцание и миф о создании людей из грязи (земли), а также к иудео-христианской идее, которая в протестантском переложении звучит как "ashes to ashes, dust to dust". Вместе с тем в подкате прослеживаются и салические истоки, проявляющиеся во многочисленных звездочках, лунах и солнцах, вспыхивающих периодически в глазах испытывающего болевой шок. Именно подкат является точкой соприкосновения солнечной и земной стихии.

Особняком стоит проблема определения точки начала подката относительно прямой времени, а также выявление его топографических характеристик. Мнения исследователей по этому вопросу кардинально расходятся. Одни теоретики считают, что подкат начинается только тогда, когда нога подкатывающегося коснется мяча или ноги соперника, а все предыдущие действия игрока — лишь подготовительная стадия (прелюдия подката); другая группа квалифицированных специалистов сходится во мнении, что подкат начинается с мысли, желания или намерения подкатиться. Наша позиция по данному вопросу кардинально расходится как с первым, так и со вторым положением. Автор данного исследования полагает, что точкой начала подката является положение корпуса подкатывающегося под углом в 45 градусов относительно поверхности поля (из такой позиции игрок уже не сможет передумать подкатываться), при согнутой в колене опорной ноге минимум на 26 градусов и поднятой над поверхностью поля "ударной" ногой минимум на 5 сантиметров. При этом глаза подкатывающегося игрока должны быть открытыми. При несоблюдении какого-либо из этих условий телодвижение игрока подкатом считаться не может.

Активная нога подкатывающегося чертит замысловатые кривые, но ее движение всегда направлено вперед и вбок. В зависимости от того, в какой бок направлено движение ноги, различают подкат по часовой стрелке и против часовой стрелки. В первом случае речь идет о прогрессивном действии, то есть акт подката содержит больше конструктивных стимулов, нежели деструктивных (статистически зафиксировано: в 83% случаев футболист подкатывается в мяч, а не в ногу). Противоположно этому движение ногой против часовой стрелки: в 64% случаев назначается штрафной удар, а в 23% — наступает травматизм.

Подкат, совершаемый правой ногой, чаще бывает чистым и корректным, поскольку управляется левым полушарием мозга: такой подкат более расчетлив и лучше рассчитан. Левая нога подкатывающегося управляется импульсами и сиюминутными слабостями футболиста, а следовательно, чаще приводит к нарушению эстетики подката.

Таким образом, мы пришли к выводу, что подкат в футболе есть наиболее эффективный и эффектный прием, вершина футбольного мастерства и один из принципов бытия — об этом знает каждый болельщик, осмеливающийся назвать себя интеллектуалом. К сожалению, вырождение современного футбола началось и продолжается именно из-за незнания и стойкого игнорирования данного факта. Ведь именно подкат переводит футбол из просто игры в разряд искусства — искусства умирать и воскресать из небытия. Подкат без футбола как-нибудь сумеет выжить, а вот футбол без подката превратится в прозу израильских романтиков. Поэтому, дорогие футболисты,— больше вам подкатов красивых и разных.

…И кстати, уважаемые костоломы, не пропустите начало сезона охоты на Фигу…

Другие статьи Даниела "Сосиско" Матеева:

Судейский corpus (3 части)

  1. Место футбольного арбитра в судебной системе РФ (юридический подход)

  2. Не судите, да не судимы будете (теософский подход)

  3. Крепись, судья, близорукость — не порок! (символический подход)

Метафизика подката, или почем Фигу для народа (2 части)

  1. Анатомия подката

  2. Психология, психопатология и хронотоп подката