«Океан» из Находки: история в лицах
История Олега Кокарева стала необычной даже для начала 90-х годов, когда команды первой и второй союзных лиг получили внезапное повышение в статусе, не раз удивляя по ходу знакомства с собой. Экзотичным было уже то, что впервые в Высшей лиге приняли участие команды из-за Урала - в 92 году ими стали находкинцы и тюменский "Динамо-Газовик" (впрочем, и "Уралмаш" вернулся в футбольную элиту после большого перерыва). Но о нападающем "Океана" можно было написать в какой-нибудь газете уже тогда. Кокарев родился в Нижнем Тагиле и будучи студентом попал в местный "Уралец". По словам самого Олега Ивановича, тренер был против совмещения игроками учебы и футбола, поэтому Кокареву пришлось играть в любительских турнирах. Во Второй лиге Чемпионата СССР он сыграл только в 89 году, в возрасте 26 лет за "Прогресс" из Бийска. Год спустя форвард продолжил движение на восток и оказался в Находке, до распада Союза также выступавшей во Второй лиге.
Таким образом, дебют недавнего любителя в Высшей лиге России пришелся на его 29-летие. Несмотря на это, оба сезона, во время которых "Океан" играл против ведущих клубов страны, Кокарев был основным игроком, сначала составлял пару в нападении Олегу Гарину (забившему за "Океан" в 92 году 16 голов), а после того как главный бомбардир перешел в "Локомотив", основная ответственность в атаке легла на нижнетагильца. С тем, как дальневосточники боролось за выжиание можно подробно прочитать в блоге "Матчасть. Клубы России" (1, 2, 3, 4). Я лишь отмечу, что наш герой не отправил в Первую лигу "Зенит", как нынешний комментатор "Спорта" Михаил Строганов, и не забил "Спартаку" и "Ротору", как будущий арбитр Премьер-лиги Игорь Захаров. В сезоне-93 с Кокаревым связан другой эпизод, который вряд ли оставил кого-то равнодушным.
Конечно же, я имею ввиду переходный турнир за право играть на следующий год в Высшей лиге. Как известно, договорные игры у нас вроде бы есть, но на самом деле наш футбол чист почти как слеза младенца, так как чтобы обвинять, сначала надо найти доказательства. На официальном уровне лишь несколько матчей первой и второй лиг в 2010 году признаны не совсем честными в плане спортивной борьбы, и отдельные их участники даже понесли наказание. Но именно нападающий "Океана" стал первым в российской истории, кто открыто поставил эту проблему.
К предпоследней игре той "пульки" у находкинцев оставались шансы на спасение, несмотря на то, что в трех встречах до этого подопечные Александра Аверьянова добыли только одну нулевую ничью. Но с учетом проблем с финансами шансы на успех "Океана" в противостоянии с "Крыльями" оказывались очень призрачными. Тем не менее до 70-й минуты приморцы вели 1:0 благодаря голу Шпирюка. В беседе с журналистом "Футбольного Курьера" Алексеем Андроновым Кокарев так описал произошедшее:
«Где-то до 70-й минуты шла нормальная игра. Потом все изменилось - Шишкин стал совершать одну грубейшую ошибку за другой. Вскоре у меня появилась мысль, что он сдает матч. Я подошел к скамейке и сказал тренеру, что если он еще раз отобьет перед собой, или сейчас запустит (счет к тому моменту был 1:1), то я за свои поступки не отвечаю. Через несколько минут он пропустил, и я ушел с поля."
Произошло это на 86 минуте. Игроки "Океана" обвинили в сдаче игры вратаря Юрия Шишкина, руководителей клуба и тренера Аверьянова (полузащитника Аверьянова-младшего в тот вечер не оказалось в составе). Любопытно, что в следующем году гол Олега Кокарева принес победу "Уралмашу" над теми же "Крыльями", тренером которых стал как раз Аверьянов. Но какой-то непримиримой вражды или ненависти между ними не получилось. По словам Кокарева, впоследствии они помирились с Аверьяновым:
"Чувство обиды со временем забывается. Через пару лет после скандальной игры встретились с Аверьяновым, поговорили, помирились. Сошлись на том, что вместе не один пуд соли съели, и хорошего все-таки было больше, чем плохого."
Я отнюдь не собираюсь кого-то демонизировать, а кому-то наоборот ставить памятник или выдвигать в Президенты РФС, но трудно спорить с тем, что за несколько лет Кокарев вошел в историю нашего футбола, оставив в нем заметный след. Далеко не каждому игроку из провинциальной команды это удается.
PS На этом можно было бы закончить наше повествование, но рассказывая об этом человеке, стоит вспомнить еще пару интересных фактах его футбольной биографии.
Пройдя с "Уралмашем" путь из Высшей во Вторую лигу, Кокарев закончил карьеру футболиста в клубе "Реформация" Абакан. Другого такого коллектива в России не было и нет. В восточной зоне Второй лиги он просуществовал менее полутора лет, за него выступали 2 бразильца, при чем играть им приходилось на поле, трава на котором не росла. Основателем и президентом клуба был глава местной протестантской общины "Церковь Просветления". Говорят, что перед началом матчей игрок "Реформации" дарил сопернику Библию. Впрочем, может быть, это всего лишь красивая журналистская выдумка. Так или иначе, даже несмотря на "небесное" покровительство, в 2000 году команда (в которую перешел Кокарев) провела только 9 игр и снялась с соревнований.
Тренерская работа Кокарева началась в почти родном "Уралмаше". И на этом поприще он не раз демонстрировал неравнодушный характер: в редких случаях он менял место работы без конфликта с руководством команды и выноса сора из избы. Хотя ни "Уралмаш", ни "Чита" не смогли остаться в Первой лиге и после отставки Кокарева. Как и "Иртыш", расставшись с этим специалистом, не смог выйти в Первую лигу (такая задача стояла перед омичами весной 2007 года). Тогда, в игре между "Иртышом" и "Океаном" произошла памятная встреча Кокарева с бывшим партнером Олегом Гариным, который еще тренировал находкинцев. Но Гарину она точно не доставила радости. Судья матча всеми силами старался помочь хозяевам, поставил в ворота "Океана" 2 пенальти (из которых омичи реализовали только один), а после того, как арбитр свистнул фол со стороны гостей неподалеку от находкинской скамейки, разъяренный Гарин был удален и досматривал игру с трибуны "Красной Звезды".
Несколько последних лет о Кокареве сложно было найти какую-то информацию, как 5 дней назад он стал директором ДЮСШ "Урала". Хотя в своих интервью он не раз говорил, что нынешние руководители "Урала" не дадут ему работать на родине. Выходит, что не так все однозначно, а может и правда время многое меняет.