11 мин.

Когда класс бьет порядок или творцы на поле. Как Аргентина обыгрывала Швейцарию

Игра ожидаемо началась с тотального контроля мяча аргентинцами. Швейцарцы при этом встречали соперника достаточно высоко, начиная борьбу за мяч сразу за центральной линией. Дрмич и Шачири плотно действовали против Маскерано и Гаго, вынуждая аргентинцев начинать атаки через фланги. Следует отметить и изменения в построении аргентинцев. Если до этого момента они играли по схеме, более похожей на 4-3-1-2 с ромбом в центре поля (начало матча с боснийцами с пятью защитниками не в счет), то в матче плей-офф вышли с классической схемой 4-3-2-1. Она выглядела более оборонительной и придавала сбалансированности, которой по ощущениям не хватало команде в матче с Нигерией.

С первых минут Месси расположился привычно в центре на этот раз под одним нападающим и стал барражировать между линиями в поисках свободного пространства. Но швейцарцы хорошо поработали над нейтрализации главной движущей силы южноамериканцев. В средней зоне опеку над Месси поочередно передавали друг другу Илнер и Бехрами, фактически лишая оппонента возможности принимать мяч в движении. А если такая возможность и предоставлялась, то тут же на Месси выбрасывался один из центральных защитников. Таким образом Лео попадал под двойную или даже тройную опеку.

опека Месси

Как следствие, до перерыва аргентинцы испытывали сложности с созиданием. Месси лишь считанное число раз получил возможность ускориться с мячом по центру. Это удавалось при вхождении в центральную зону одного из партнеров, например Гаго на  41-й минуте. В таком случае сразу 2 футболиста совершали врывание в штрафную площадь. Но даже в тех редких случаях, когда такие комбинации проходили, швейцарцы уверенно действовали на перехвате.

комбинация через центр

Ди Мария в этой ситуации вступал в роли второго центра силы. Он постоянно менял фланг. Начал слева, по ходу тайма переместился направо. С обеих флангов был нацелен на ворота или доставку мяча в штрафную, но до действительных угроз дело не доводил, из своих 12 ударов только дважды пробивал до перерыва. Как следствие, первый удар с игры номинальные хозяева нанесли лишь на 29 минуте, а всего первый тайм завершили лишь с небольшим перевесом по ударам (5-4). А по действительно опасным даже уступили.

В обороне фавориты этого матча были далеко небезгрешны. Швейцарцы разумно сделали ставку по такой игре на два основных способа вскрытия обороны соперника: контратаки и стандартные положения. В первом случае использовались фланговые зоны, которые освобождались при подключении вперед крайних защитников аргов. Как правило, для выхода в атаку использовался средний пас с отыгрышем в касание. Один из таких моментов мог бы завершиться голом, если бы Дрмич не поддался воздействию бразильского воздуха и не пытался из себя сообразить кудесника мяча.

контратака Швейцарии

Стандартные положения также отличались выверенностью и продуманностью. Самый опасный момент первого тайма, это результат розыгрыша углового. Шачири качнул Гаго и выдал идеальный пас на Джаку в район 11-метровой отметки (совершенно неприкрытой).

удар Джака

В целом  в этом матче аргентинцы достаточно неуверенно себя чувствовали в отборе мяча. Не самые техничные швейцарцы раз за разом оставляли неудел оппонентов. Особенно в этом постарался левый фланг альпийцев.  Мехмеди и Родригес с видимой легкостью проникали вглубь обороны по бровке, поддержку из центральной зоны им оказывал пасующий Инлер. При этом для продвижения вперед номинальные гости часто использовали именно обводку, обыгрывая Гаго и Сабалету.

А вот правый фланг швейцарцев выглядел неубедительно. По задумке Хитцфельда, как мне кажется, правый хавбек должен был входить в центральную зону и выступать в роли пасующего, а Шачири получал бы свободу передвижения. Но Джака едва ли справлялся с этой задачей. Он всего за 65 минут отдал не более 20 передач, треть которых были неточными. В обороне он также проявил себя нерасторопным. Особенно это проявлялось при подключениях Рохо, которого правофланговый хавбек никак не контролировал.

Наиболее явно это проявилось во втором тайме. После перерыва аргентинцы подправили модель игры. Ди Мария окончательно переместился направо и комбинации получили диагональное развитие. Зарождались атаки справа. Затем мяч адресовался на Месси в центр, откуда далее следовал перевод мяча на разреженный левый фланг, куда одновременно врывались Лавесси и Рохо.

диагональ налево

Периодически использовались длинные диагонали. Лихтштайнер и Джака не успевали перестроится и давали футболистам соперника пробивать, альтернативой являлась подача в штрафную. Рохо около 10 раз подавал в зону перед воротами, практически не встречая противодействия со стороны Джаки.

Именно такой розыгрыш привел к первой серьезной угрозе воротам Банальо после удара Игуаина. Еще большую остроту такие атаки получили с выходом на поле Паласио. Он при своих 175 см. эффективно боролся вверху, выигрывая практически каждую дуэль в воздухе. Команда зачастила с забросами в штрафную, где образовался сдвоенный центр.

подачи слева

Месси заиграл перед штрафной, несколько раз опасно выстрелил после подбора. Справа угрозу представлял вездесущий Ди Мария, которому помогал Гаго, открывающийся в позиции правого полуфланга. Анхель, получая мяч, старался продвинуться в центр и пробить по воротам. Во втором тайме он прибавил еще 5 ударов, но все они были заблокированы соперниками. 

Решать проблему правого фланга обороны швейцарцев был спешно призван Фернандес. Он не сказать, чтобы добавил в защите своих ворот. Аргентинцы продолжали бомбардировать штрафную слева. Но в атаке он сумел прибавить. К тому времени аргентинцы уже порядком прижали соперника. Во втором тайме у швейцарцев разладился выход из обороны в атаку, зачастили потери на своей половине поля. Один мобильный Шачири за счет скорости и техники не мог пробиться к штрафной. Казалось, подустал их ударный левый фланг, но именно выход Фернандеса позволил создать голевой момент. Команда быстро сгруппировала на левой половине поля всех своих хавбеков (в кадр попали сразу 7 игроков), Фернандес на мгновение получил мяч в одиночестве и сумел протолкнуть его на Дрмича. Лишь в последний момент форварда накрыл двужильный Рохо.

атака Швейцарии через центр

Но в целом второй тайм был за номинальными хозяевами. Месси благодаря более высокой игре всех линий стал играть ближе к чужой штрафной, сейчас для выхода на ударную позицию ему было достаточно обыграть 1 оппонента, а с обводкой он во второй половине второго тайма преуспел, как итог, дважды опасно пробивал. В результате по ударам второй тайм остался за аргентинцами – 15-5.  Но последнее слово все-таки сказали швейцарцы, когда Шер на 92-й минуте перевисел в воздухе Фернандеса.

Игра после перерыва, казалось бы, указывала на безоговорочное преимущество аргентинцев и их превосходство в функциональной подготовке. Но первая часть овертайма все перевернула. Швейцария прибавила в движении, вновь пошла игра в пас в средней зоне. Со 103 по 105 минуту команда практически беспрерывно контролировала мяч на половине поля аргентинцев, в одной из комбинаций выполнила 17 точных передач подряд. Один из розыгрышей привычно вывел на позицию для проникающего паса по центру Фернандеса, но его замысел не понял поднятый со скамейки Сеферович.

атака Швейцарии через центр 2

А вот вторая часть дополнительного времени была за номинальными хозяевами. И здесь свое веское слово сказал Ди Мария. За 15 минут игрок 5 раз пробил по воротам Бенальо. Первый из этих ударов наконец-то всерьез потревожил голкипера, а четвертый – стал голевым. Порвался тонкий правый фланг швейцарцев. Лихтштайнер потерял мяч в безобидной ситуации при выходе в атаку и Месси, наверное, первый раз за матч получи мяч за спиной опорников швейцарцев. На него заучено выбросился Шер, который был отыгран за счет финта. Поскольку мяч был под неудобной правой ногой, последовал пас на Ди Марию, который, наверное,  первый раз за матч пробил низом – и не прогадал.

Но это еще был не занавес. Швейцарцы вновь указали на уязвимость аргентинцев при стандартах у своих ворот. Билья зачем-то ушел помогать Фернандесу держать Шера и Джемайли в момент удара был совсем одинок. И это в пару метрах от створа ворот. И это на последних минутах матча. Но за фаворитов сыграло везение, которое благоволит, как известно, сильнейшим.

Теперь немного выводов по матчу.

Эта игра проявила плюсы и минусы в игре одних из фаворитов чемпионата. К плюсам можно отнести появление второго вектора силы в команде. Если вдруг прикрывают Месси, на первый план выдвигается Ди Мария и наоборот. Команда показала умение менять игру и перестраиваться по ходу встречи, находить слабые звенья в обороне соперника.

Матч в зачет может занести себе Маскерано, который все больше расцветает на позиции опорника. Он и мяч отбирал надежно, и атаки начина качественно. Двужильным игроком показал себя Рохо. Правда, он получил дисквалификацию, но это позволит ему отдохнуть и подойти свежим к решающим матчам (если они будут, конечно).

Слабым местом команды остается игра при смене владения мячом. Стоит сопернику быстро пройти центр поля, как тут же возникают проблемы с нейтрализацией атак. Пока все с игры пропускали аргентинцы после атак соперника сходу, швейцарцы также неплохо потрепали и в контригре. Еще одно слабое звено – игра при стандартах у своих ворот. Практически каждая подача достигает адресата, а Ромеро на выходе играет ну совсем редко.

Игуаин пока не может проявить себя на привычных рывках по линии офсайда, хотя несколько передач за матч ему таких следует. Как кажется, нынешней сборной аргентины с взрывными атакующими хавбеками больше подошел бы этакий Бензема, с его умением сыграть в подыгрыше. А от Игуаина и передач мало, и ударов негусто.

И в заключении несколько слов о главных звездах команды – Месси и Ди Марии. Именно эти игроки сейчас олицетворяют игру передней линии аргентинцев. И если по первым матчам лидерство Лео не оспаривалось, то последние матчи вывели Анхеля в ранг второго центра силы. Два матча подряд он становиться заметно фигурой на поле, проявляя свои недюжинные качества созидателя.

На них хочется остановиться подробнее. Ди Мария, как мне кажется, это тот игрок, которого трудно заставить работать на схему, но который в самой схеме работает превосходно. Как это понимать? Дело в том, что Анхеля отличает предельная нацеленность на ворота соперника. Практически каждое его действие продиктовано желанием забить гол. Если его заставить делать смежную работу, он растворяется на поле. Но когда его здоровая жажда голода к взятию ворот (без тяги к плоти и крови) используется верно, тогда он проявляет себя во всей красе. Кто-то упрекнет Ди Марию в том, что он играет слишком «бестолково». Да, половине его конструктивных передач до адресата не дошли, да, 9 из 12 ударов заблокированы. Но он постоянно ищет путь к воротам, и по количеству острых передач ему нет равных как в «Реале», так и на этом чемпионате.

Пусть во мне говорит болельщик «Реала», но мне эта «бестолковость» Анхеля как раз и больше по душе. Как и эта, казалось бы, нелогичная игра левой ногой, где 99 из 100 сыграют правой.

пас Ди Марии

И эта эмоциональная искренность, с которой он крутит сердечки как за клуб, так и за сборную.

Ди Мария

Месси конечно другой. В нем больше выверенности, после обыгрыша он лучше замечает партнеров. Обводка его более филигранная и работа корпусом неповторима. С мячом на скорости он неудержим, а если мяч под левой, то забивает с точностью гандболиста на линии. К мячу он относится бережнее и теряет его чуть ли в два раза реже Анхеля. 

Но дело здесь не в сравнении футболистов, а в том, что они в сборной прекрасно дополняют и понимают друг друга. В последнем матче Месси отдал больше всего передач на Ди Марию, а Ди Мария на… Месси. И не удивительно, что именно они вдвоем соорудили столь важный для команды гол. Они, как незабвенные Леннон и Маккартни в связке творят на футбольном поле что-то очень подобное на музыку, настоящий рок-н-ролл (кстати Маккартни также левша).

Пока они, если продолжать сравнение, сыграли только 3-4 своих альбома. А это значит, что впереди еще все самое лучшее.