7 мин.

Неблагодатная почва. Как спасти российский футбол?

Чемпионат мира в Бразилии захватил умы всех без исключения любителей футбола. Куча красивых голов, переполненные арены и множество ярких атакующих команд. Ну и мы — сборная России.

О провале национальной команды на мундиале сказано не просто много, а очень много. Ощущение, что если распечатать все тексты, которые были написаны в России на эту тему и сложить их в аккуратную стопку, то наверняка стопка этих бумаг будет не меньше стопки тех денег, которые платят нашим футболистам и тренерскому штабу.

Почему данный текст — полуоффтоп? Потому что он вроде бы о нашей сборной, но он и о «Среднем классе». О том среднем классе футбольных команд, что существуют в регионах не пойми как, и о тех людях, которые делают с росногомячом в регионах не пойми что. Да да, именно с росногомячом. Потому что всю российскую структуру сложно назвать футбольной.

Я искренне убежден, что последние несколько лет чиновники из РФС и Министерства спорта пытаются сажать элитную картошку, при этом не окучивая и не удобряя землю, куда эту самую картошку сажать. Причем для этих целей они наняли именитого итальянского фермера, да еще и поставили ему задачу — чтобы картошка обязательно взошла! Причем чем больше она вырастет, тем лучше. Согласитесь, вырастить хороший картофель в таких условиях весьма проблематично. Но чиновники упорно верят в успех своей теории.

Фабио Капелло — это лишь верхушка айсберга. Тот крайний, которого так любят искать в пору громких неудач или происшествий. Да, безусловно, Капелло допустил энное количество просчетов. Но не Капелло делал росногомяч таким, какой он есть. С его унылыми матчами и расхолаживающим лимитом, из-за которого российские паспорта выкладываются на поле от силы 20 минут и делают за матч 3-4 касания, из-за чего эти самые матчи и выходят унылыми. А потом выкладывают в соцсети фото с отдыха на Гавайях или видео о том, как российский паспорт выбирает себе новый Бентли.

Не для кого не секрет, что все в нашей стране вечно как-то не так. Хотя вроде бы и денег куча, и ресурсов полно. Вот и в футболе все тоже самое. На бумаге наша сборная стоит 170 с лишним миллионов евро. А на деле пшик. Что в Европе, что на мировых первенствах. Да потому что внутри у нас все шиворот навыворот. Ну вот как люди могут играть на равных с командами, у которых в крови изначально другая философия? Философия играть быстрее, играть все 90 минут с полной самоотдачей. И когда я вижу именно такую философию, у меня не вызывает вопросов зарплата Маруана Фелайни или Ромелу Лукаку. А вот зарплата Виктора Файзулина и Александра Кокорина вместо вопросов вызывает недоумение.

Жизнь футболиста — рабский труд. Ежедневные тренировки до потери пульса, порой посаженное здоровье ближе к 40 годам. Это в топ-5 чемпионатах. Но проблема в том, что в условиях лимита наши дарования могут где-то и пнуть на тренировке балду, зная, что роспаспорт в любом случае выведет его на поле.

Итак, как вы уже наверняка поняли, одним из пунктов моего личного плана спасения росногомяча является реформа лимита. Именно реформа,а не отмена. Я за лимит в заявке — 10 иностранцев + 15 россиян. И пусть наши парни бьются с заморскими гостями за право выходить перед тремя тысячами болельщиков!

Почему перед тремя тысячами? А разве в среднем по стране на футбол ходит больше зрителей? Ну хорошо, может не три тысячи, может пять тысяч. Может даже шесть! Сути это не меняет ибо у нас страна с населением 150 миллионов(!). А мы стадионы не добираем, причем не добираем весьма значительно.

6 июня 2014 года. Москва. Стадион «Локомотив». Матч Россия — Марокко — финальная репетиция перед баталиями на мундиале. Количество зрителей — 7 000 человек. Вместимость стадиона — 28 800 человек.

Для контраста. 7 июня 2014 года. Брюссель. Матч Бельгия — Тунис. Количество зрителей — 40 000 при вместимости стадиона в 51 122 человек. Вот и вся разница.

Стоит признать очевидный факт — интерес к росногомячу в нашей стране происходит от случая к случаю. Для русского человека в большинстве своем росногомяч — это что-то существующее где-то, толком не знаю где. И так происходит не только в Москве, но и в Хабаровске, Иркутске, Красноярске и еще и еще и еще города...

Росногомячу нужны грамотные пиарщики. В абсолютно каждом городе в абсолютно каждом клубе должен быть специальный отдел, который сделал бы из местного клуба бренд, узнаваемый и детьми, и клерками и бизнесменами. Чтобы люди знали — вот он клуб! И что там за 90 минут можно увидеть что-то захватывающее. Как сделали, например, в Туле. Сделали же! Так почему не могут сделать другие?!

Далее. А далее проблема сложнее — где смотреть футбол? Меня дико раздражают возгласы о том, что когда мы построим 12 стадионов к 2018 году, интерес к росногомячу вырастет и его развитие зашагает гулливеровскими шагами (Гулливера из сказки само собой, а не того «мастера» боевых искусств из матч «Зенит» - «Динамо»). Ну тогда объясните мне, с чего вдруг развитие футбола В СТРАНЕ пойдет полным ходом, если стадионы к ЧМ 2018 будут построены НЕ ДАЛЕЕ УРАЛА? А в Сибири и на Дальнем Востоке футбола нет? Как можно говорить о развитие футбола в стране, при этом отсекая половину этой самой страны?

Арены в ФНЛ — во многом пережиток советского прошлого. На многих стадионах даже крыши нет! О каком комфорте может идти речь? А без комфортных условий для просмотра не будет и зрителей на трибунах. И так и будут в нашей стране на стадион приходить болельщики, которые заранее запаслись термосами с бутербродами, потому что буфетов либо нет вообще, либо один на всех, и газетами либо пакетиками, чтобы не замарать об грязное кресло пятую точку.

Стадион «Векше Арена» на 10 тысяч мест, который был построен в Польше, обошелся руководству клуба в пересчете на наши деньги примерно в 800 миллионов рублей.

И я понимаю, что во многих регионах сейчас дефицитные бюджеты, что отрицательным образом сказывается на различных социальных программах. Но согласитесь, 800 миллионов рублей, если говорить о стадионе — не такая уж и большая сумма, которую теми или иными способами изыскать вполне по силам. Ведь никто не просит строить в каждом городе «Газпром-Арену».

Либо есть другой вариант — на уровне государства разработать план, по которому каждый год на один или несколько городов будет идти транш в условные 800 миллионов на строительство либо реконструкцию стадиона. Так, лет через 10 мы получим отличные современные арены в половине крупных городов, если не больше.

Ну и ДЮСШ. Здесь коротко. Ибо лучше, чем комментатор ВГТРК Владимир Стогниенко и не скажешь: «Хотите играть в футбол как немцы — вкладывайте деньги в детские школы, а не в многомиллионные трансферы».

А главное, что всеми этими процессами должны управлять по-настоящему эффективные менеджеры. Которые смогут сделать из региональных клубов успешный, более-менее окупаемый и привлекательный для инвестиций бизнес-проект. Иначе так и будут наши клубы кормиться с бюджетных щей.

Кто-то скажет, что вышесказанное — это демагогия, и что все эти мысли стары, как мир. Но раз эта мысль все еще высказывается, значит в нашей стране так ничего и не сделано. Но надежда умирает последней. Лишь бы наша страна не дошла до того часа, когда смерть надежды и смерть нашего росногомяча сойдутся воедино.