В России не ходят на футбол. Что делать?
Восемь предложений от блога «Средний класс».
Недавно я проорал на всю квартиру: как же достали пустые трибуны! Масштабы проблемы потрясают. В минувшем туре чемпионата России очередное дно посещаемости пробил «Рубин», клубы ФНЛ за 6 лет существования организации не видели аншлагов практически никогда, клубы второго дивизиона стремительно теряют зрителя и теряются сами.
Проблему обозначили. А как эту проблему решить?
В следующих строках — только предложения и только небольшие комментарии к ним. Я, автор блога Никита Камзин, готов к диалогу, жарким спорам и даже самой жесткой критике. Самое главное — давайте обойдемся без оскорблений и переходов на личности.
Учредить «клубы юных болельщиков»
Российский футбол должен вырастить новое поколение любителей игры. Причем таких, кто не будет в ущерб команде жечь на стадионе шашки и вырывать кресла.
Клубы могут быть созданы при спортшколах, в общеобразовательных учреждениях, могут входить в структуру команды наравне с официальными объединениями болельщиков. Лекции об истории футбола, встречи с игроками, мастер-классы, бесплатные билеты для членов клуба и их родителей. Все это при правильном подходе к делу, на мой взгляд, должно принести свои плоды.
Ввести жесткие требования к сервису на стадионах
Грязные кресла? Не хватает точек питания? Негде купить футбольную атрибутику? Все это должно стать основанием для недопуска стадиона к проведению матча.
Согласен, звучит весьма радикально. Но согласитесь, футбол — это не только газон, каркас ворот, разметка и угловые флажки. Это еще и болельщики, для которых на уровне регламента должны быть созданы максимально комфортные условия пребывания на трибунах.
Искоренить пиротехнику на стадионе
В марте этого года мы с моей девушкой наблюдали с трибуны за противостоянием ЦСКА и «Зенита». Видели бы вы глаза моей девушки, когда на стадионе начала взрываться пиротехника, а на трибуне S разгорелись стычки между фанатами.
Если мат и драки — это процессы скорее спонтанные, то вот появление на стадионе пиротехники — это спланированная акция. Если файеры как-то проносят на стадион, значит где-то существуют лазейки.
Все, кто пронес пиротехнику и все, кто этот момент прошляпил, должны нести персональную ответственность. Клубы должны перестать платить штрафы в РФС за тех, кто наносит клубу ущерб.
Создать площадку для жалоб и предложений
Ни для кого не секрет, что тотальное большинство российских футбольных клубов сидят на бюджетной игле. В нашей стране практически у каждой бюджетной организации существует та или иная форма приема претензий от населения по качеству предоставляемой услуги.
У российского футбола тоже должна появиться такая опция. Причем разбирать жалобы должны не сами клубы, а РФС, как организация, которая выдала клубу лицензию на право участия в соревнованиях. На основе этих замечаний соответствующие органы могут вынести клубу замечание, а при повторном инциденте выписать штраф. Ситуация повторилась еще раз — штраф в двойном размере, и так далее.
При идеальных раскладах все наши с вами претензии к российскому футболу будут уходить далеко за пределы комментариев на Sports.ru.
Привязать доходы руководителей и сотрудников клуба к посещаемости матчей
Основная часть дохода менеджера по продажам формируется за счет процента от сделок. Мало продал — живи на мизерный гарантированный оклад. Простой и эффективный способ мотивации.
Глава клуба и сотрудники фактически должны стать менеджерами по продажам. Никто не помешает вам получить солидную прибавку к гарантированному окладу, если на ближайший матч местной команды соберется полный стадион! А пока существует принцип «сколько не работай, а зарплата одинаковая», подход к своему делу не изменится.
Привязать доходы футболистов к посещаемости матчей
Если команда играете так, что на её матчи не ходят зрители, то и получать игроки должны столько, на сколько они наиграли. Нет смысла платить миллионы футболистам, которые развлекают пару тысяч человек. Это абсурд.
В этом плане команда и администрация клуба должны стать единым целым. Одни создают ажиотаж с помощью маркетинговых и PR-инструментов, другие — игрой, которую показывает команда. Скорее всего, мало кому из игроков захочется филонить, если от действий на поле будет реально зависеть его ежемесячный доход.
Этот пункт, как и пункт выше, должен распространяться только на клубы, которые прямо или косвенно финансируются из бюджета. Владельцы частных клубов вправе сами решать, кому, за что и сколько платить.
Штрафовать клубы за попадание в телетрансляцию пустых мест
Мера, которая существует в чемпионате Испании.
На начальном этапе необходимо учредить демократичный допустимый процент незанятых кресел. С каждым новым сезоном пустых мест должно становиться меньше, а штрафы за невыполнение требований должны неуклонно расти. Само собой, во внимание нужно принимать и погодные условия, в которых состоялась игра.
Такая мера должна помочь лиге сформировать более позитивный имидж, а клубам будет не стыдно идти со скриншотами и фото трибун к спонсорам и рекламодателям.
Учредить клубные карты со скидками и бонусами от партнеров РФС и партнеров футбольных клубов
В теории поход на футбол мог бы принести болельщику выгоду в бытовых вопросах. Благодаря такой клубной карте, которая, к примеру, выдавалась бы вкупе с абонементом, болельщики смогли бы дешевле летать «Аэрофлотом» или купить в магазине «Адидас» новенькие бутсы со скидкой.
Не обязательно делать скидки сродни скидкам в «черную пятницу». Но, согласитесь, приятно, когда любовь к футболу может позволить тебе немного сэкономить в разных жизненных ситуациях.
P.S. Обязательно напишите в комментариях свои пожелания и предложения. В споре рождается истина!
Топовое фото: www.championat.com
Москва и Казань стоят особняком - эти города просто "зажрались" футболом. В Москве в свое время было клубов 6 одновременно в Вышке, если не ошибаюсь, плюс развлечений в городе на любой вкус хватает. Казань. Там "Ак-барс", тот же "Зенит" воллейбольный, "Уникс". Просто нефутбольный город с кучей других более стабильных и сильных клубов.
И провинция. А здесь, грубо говоря, 3 причины главные:
1) Отсутствие результатов. Футбол у нас в РФПЛ создан не для регионов. Команды из провинции либо играют в ФНЛ, а там уровень футбола просто убог (извини, но мог сравнить, сам понимаешь из-за чего), либо играют в РФПЛ в качестве мальчиков для битья.
2) Отсутствие ярких звезд в составе. Стоит только какому-либо сильному игроку проявить себя в региональном клубе - тут же забирают в столицы. То есть, в клубах играют сугубо серые мышки и текучка жуткая. А народ хочет смотреть на ярких индивидуальностей.
3) Отсутствие традиций. Скажем, почему в Англии даже на матчи команд из низов приходит много людей? Потому что есть традиции. Грубо говоря, прадед болел, деду передал и так далее.
В качестве доказательства посмотри на "Ростов". Пришел Бердыев, принес клубу результаты. Может быть, нет зрелищности особенной, но имеются и индивидуально сильные яркие игроки - те же Нобоа, Азмун, Ерохин. Плюс Ростов - футбольный город с традициями. Еще в чемпионатах СССР там играл СКА, причем не на последних ролях.
Все это вкупе делает наш региональный футбол депрессивным. Его просто не хочется смотреть. И никакие финтифлюшки это не исправят.
Отсюда и надо плясать уже. Ну и по пунктам на примере моей команды:
1) Отчасти справедливо в плане создания традиций, но дети сами на футбол вряд ли пойдут. Надо заинтересовать родителей. Тем более, нынешнее поколение детей скорее в компьютерный футбол поиграет, чем будет смотреть настоящий. Нужны зрелища и результаты. У нас регулярно игроки ходят по школам, дарят халявные билеты - стадион все равно пустеет.
2) Знаешь, какой самый посещаемый был матч в истории "Крыльев"? Со "Спартаком" из Владикавказа гду в 95 или 96. Один из первых моих матчей на стадионе. Люди сидели на ступеньках и... на деревянных скамейках, потому что пластиковые кресла поставили только к 2001-му (если память не подводит) году. Сервис нулевой, посещаемость - 44 000. На "Ростове" сейчас на допотопном стадионе - аншлаг. В Казане суперсовременная арена - зрителей нет. Я не спорю, что комфорт повышает посещаемость, но это явно не главный фактор. К слову, тут должно помочь то, что к ЧМ введут новые стадионы.
3) Сначала пиротехнику, потом и фанатов? Слышал уже много раз такие идеи и не верю людям, которые их озвучивают. Сначала им мешает пиротехника, потом фанаты, потом погода, потом магнитные бури в день матча или неблагоприятный гороскоп. Фанаты сейчас - чуть ли не лучшее, что есть в российском футболе. Они хоть искренние, по крайней мере. Опять пример - наш глава Шляхтин фактически вытравил фанатов со стадиона. Ну и? Опустел фан-сектор - и другие сектора тоже. А с пиротехникой - напротив, стоило бы ее разрешить. Если не можешь бороться с движением - возглавь его. Просто нужно создать такие условия, чтобы фаейра не кидали на поле, и все. Со стороны пиротехника даже красиво смотрится.
4) Кто будет писать жалобы на свой клуб, если его после этого могут лишить домашних игр?
Каким образом это будет сделано? Административно-приказной порядок? Тогда вангую появление солдатиков-срочников на трибунах)) Забыл что ли, в какой стране мы живем? Если уж задействовать экономические рычаги, то нужно проводить экономические реформы. Такие, чтобы доход клубов непосредственно зависел от продаж билетов, атрибутики и телеправ. Тогда будет прямая экономическая зависимость. Но у нас игроки получают как зарубежные звезды, а доходы населения и, следовательно, цены на билеты в разы ниже европейских.
6) А это вообще глупость. Я бы на месте игроков сразу убежал из такой команды. Потому что это несправедливо. От результатов команды зависит посещаемость, но не всегда и не везде. Вспомни чемпионский "Рубин" в Казани. Игроки вообще не могут влиять на посещаемость напрямую, если и штрафовать их - то за результаты. Например, ставить задачу - выиграть не менее 10 домашних игр или определенный процент. За невыполнение штрафовать. Но толлько за это, а не за пустые трибуны.
8) А это - разумно. Но опять-таки только как дополнение. У "Крыльев" была партнерская программа со скидками в барах. На посещаемости резко она не сказалась, увы.
Понятно, что в 90-е не было сервиса на стадионах. Но мы уже не в 90-х. Многие поэтому со стадионов и ушли. Некомфортно, холодно, ассортимент еды мизерный, а цена порой неадекватна. Болельщику немаловажен комфорт.
По поводу доходов футболистов. Здесь могут быть разные меры, но важен главный принцип - никто не должен получать деньги просто так. Выполнил задачу, амбициозную задачу - получи, не выполнил - вынь из своего кармана.
По поводу фанатов. Файер-шоу - это иногда красиво, но обычному зрителю часто огонь и грохот от взрывов не по душе. Вытравливать фанатов со стадиона ни в коем случае нельзя. Но должен быть какой-то предел, черта, переступив которую можно нарваться на очень серьезное персональное наказание. А от практики дисквалификации целых секторов или вообще всего стадиона за такие вещи нужно уходить. Обычные зрители не должны лишаться футбола из-за нарушителей.
Заложение традиций - очень важный и очень долгий процесс. Но им необходимо заниматься.
Громадное спасибо за Ваше мнение! Только в диалоге рождается истина.
1) отменить лимит и поощрять команды,делающие ставку на собственых воспитанников
2) увеличить в разы штрафы за мат на трибунах
3) сделать хотя бы на время билеты дешевле(у школьников и студентов просто нет возможности попасть на матч)
4) укреплять связь с болельщиками через современные IT-решения
5)научиться нормально составлять и утверждать календарь игр(а не действовать в угоду ТВ и постоянно переносить матчи)
Дальше - разделить географию по медиа зонам, в которых клубы ,прикреплённые к своей зоне, будут монопольно совершать коммерческую деятельность. Сами же клубы должны создаваться не по принципу традиций и подобной чуши, а численности агломерации. В более крупных - создание двух клубов и следовательно зрелищных дерби, в остальных по одному. Дальше уже все сделают законы конкуренции - РФПЛ либо придётся противопоставляться что то и прогрессировать, либо окончательно садится на гос обеспечение и деградировать до состояния середины 90-ых. В любом случае оба варианты в итоге окажутся полезны для российского футбола. И многое многое другое.
А на самом деле я это все тут написал и понимаю - утопия все это. Для того, чтобы хоть что то из этого воплотилось в жизнь - нужно менять саму систему. И если большинство у нас в стране считают правильным ругать наш футбол, то вот нашу систему почему то принято оправдывать. Хотя одно следует из другого.
1. О привязке и обязаловке вообще речи не идет. Подобная практика существует в Красноярске, где обычная девушка, которая любит футбол, создала на базе центра доп. образования подобный клуб. Договорилась с "Енисеем" о билетах, время от времени ребята встречаются с футболистами и играют в футбол с другими болельщиками. Дети весьма довольны.
2. Сервис - штука сложная, когда он в принципе есть. Туле и Воронежу никто не мешает разместить достаточное количество мобильных точек питания, отремонтировать уборные, помыть кресла. В Воронеже, к слову, уже давно на трибуны не ходит 10 тысяч, к сожалению. На трех последних играх менее 3500 тысяч.
3. Здесь как раз я и предлагаю от формальных запретов наконец перейти к жестким мерам и персональной ответственности. Нужно наконец начать соблюдать принцип неотвратимости наказания.
4. Этот момент я указал, жалобы должен рассматривать РФС как орган, который выдал клубу лицензию на участие в соревнованиях.
5. При отходе от бюджетного финансирования (само собой, без этого никуда) у клубов не будет крайней необходимости стягивать на трибуны бюджетников, так как от платежеспособных зрителей будет пополняться клубная казна.
6. Само собой, пока клуб не интересен народу, он не интересен и партнерам. Так для того, чтобы клуб стал народу интересен, и нужны реальные шаги по привлечению зрителей. По моему мнению, шаги должны быть такими, как я написал в тексте. Если народ стабильно ходит на местную команду, то партнеры смогут извлечь выгоду из сотрудничества с клубом.
1. Учредить «клубы юных болельщиков» - это просто смешно и попахивает каким-то совком, давайте ещё каждый город (или район крупного города) припишем к конкретному клубу, за который и обяжем их болеть
2. Ввести жесткие требования к сервису на стадионах - опять таки какой-то казенный подход, сервис вообще штука сложная, вот например, в Туле или Воронеже с явно устаревшими стадионами собирается не менее 10 тысяч даже на самые рядовые матчи, даже в ФНЛ, а в Казани на суперсовременной арене и 5 не всегда приходят, по вашей логике, Тулу и Воронеж нельзя допускать до соревнований, а Казань - можно
3. Искоренить пиротехнику на стадионе - она и сейчас запрещена, причем уже давно, однако, как видим, формальные запреты ничего не решают, и желающие всегда найдут способ "зажечь"
4. Создать площадку для жалоб и предложений - вообще не понял этот момент, кто должен эти жалобы рассматривать? РФС, РФПЛ, Госдума, Президент РФ?
5. Штрафовать клубы за попадание в телетрансляцию пустых мест - ну это вообще в самую последнюю очередь, тем более у нас отлично умеют решать этот момент ставя камеру на нужную трибуну или приводят солдат / студентов / бюджетников
6. Учредить клубные карты со скидками и бонусами от партнеров РФС и партнеров футбольных клубов - тут уж клубы сами должны решать, и кстати, многие пытаются ввести такую практику, опять же, не так легко найти партнеров, которые будут предоставлять эти скидки, кто ж захочет отдавать часть своей прибыли какому-то там ФК, который и народу-то не интересен?
Российскому футболу надо для начала отказаться от тотального госфинансирования, и связанных с ним перекосов и злоупотреблений (в т.ч. урегулировать лимит), а уж потом начать бороться за сервис на трибунах и коммерческие ходы (причем это будет действительно необходимый шаг для существования клуба, а не спущенные кем-то сверху указания, которые можно сделать для галочки, и по сути оставить всё как есть)
Здесь же как раз позитивная мотивация: сделаешь больше - получишь больше. Пряник
Отдел продаж чего? Билетов? Атрибутики? Арендного времени стадиона/тренировочной базы? Игроков в другие клубы?
Давайте сначала с целями этого самого футбольного клуба определимся.
Ну то есть есть абстрактный клуб, скажем, еенит (все совпадения названий случайны). Допустим, у него бесконечное госбабло. Стоит перед ним высшая цель - пять побед в ЛЧ подряд. Так вот, ему не нужны болельщики и продажи в принципе, только мешать будут. Покупки нужны.
А если без шуток, без четкого представления структуры доходной части клуба сейчас и в целевой срок остальные разговоры по-прежнему будут абстрактны. Market share comes after mind share.
Но принцип прост: нельзя измерять достижения достижимым. Только косвенные показатели. Иначе, человек, сидящий на 10%, начинает думать "хочу 100 тыщ", и, продав на миллион, останавливается - внутренняя цель выполнена. "Ломка" этого подхода часто может не один год занять.
Проблема несколько глубже, чем указано... Но плюс.
На игру "Црвены Звезды" 13 апреля пришли 2500 зрителей, на игру "Партизана" - 1500 зрителей.
Но для привлечения внимания нужна красивая упаковка. А это и качество футбола, и яркие исполнители, и полные трибуны, и уровень трансляции во всех лигах, не только в вышке, и многое другое.
Кстати, вопрос на засыпку: какой клуб в Англии сейчас самый посещаемый?
Так вот, выставочные клубы премьерки - это не футбол. Дух старой школы живет только этажами ниже, в том же Лондоне 16 профессиональных клубов, среди них, например Millwall from the Den.