4 мин.

Дома поговорим. Что теперь делать сборной Англии

Англия не вышла из группы на чемпионате мира впервые за 56 лет. Иван Калашников предлагает программу реабилитации.

В группе D случилось так много всего (дубль и укус Суареса, вылет Италии, 7 очков Коста-Рики в матчах с обладателями 7 кубков мира), что первый с 1958 года невыход Англии из группы кажется пустяком. По-хорошему, так и есть: англичане впервые за много лет приехали на чемпионат мира с совсем уж заниженными ожиданиями, слегка их превзошли, но проиграли и отправились домой. Эка невидаль. Так ведь могло – и должно было – случиться и на ЧМ-2010, и на Евро-2012. Пора привыкать. Но и делать что-то тоже надо.

Поменять игровую модель

Приняв сборную в 2012 году в экстренной ситуации, Рой Ходжсон все сделал правильно – быстро нашел сносно работающую игровую модель, опирающуюся на опыт и стандарты Стивена Джеррарда. Похожее изменение роли Джеррарда в «Ливерпуле» в последнем сезоне позволило Ходжсона эксплуатировать эту модель до ЧМ-2014, а теперь настало время от нее отказаться – во-первых, она нормально работала только в отборочном турнире, во-вторых, Джеррарду пора на отдых.

Пока неясно, будет ли Ходжсон снова подстраивать схему под игроков, и под каких именно. С одной стороны, неплохой выбор в нападении предполагает и дальше использовать 4-2-3-1 с акцентом на атакующую тройку (Стерлинг, Лаллана, Уэлбек, Баркли и др.). С другой, Ходжсон может сместить приоритет в сторону надежности в центре поля и попробовать построить игру вокруг полузащитника на смену Джеррарду-Лэмпарду – кого-нибудь вроде Джека Уилшера. Тогда это скорее будет 4-3-3 – более доминирующая, чем контратакующая формация.

Вернуть опорного полузащитника

В любом случае в сборную Англии следует возвращать настоящего опорника. По-хорошему, этот вариант стоило рассмотреть и перед чемпионатом мира, чтобы иметь запасной план действий на случай провала Джеррарда, как в матче с Италией (да и с Уругваем). В бразильской заявке англичанам точно не помешал бы кто-то вроде Гарета Барри или Майкла Каррика. Особого выбора на этой позиции у Ходжсона нет, но закрывать опорную зону двумя полузащитниками, которые больше любят пасовать, чем отбирать (как Лэмпард и Уилшер в матче с Коста-Рикой) – это никуда не годится. В крайнем случае можно поставить туда Фила Джонса и сказать ему, что он все еще играет за «Блэкберн».

Найти место для Руни

Руни не любит играть на фланге. Руни не любит играть чистого нападающего. Руни не любит играть под нападающим. В последние годы Уэйн Руни вообще производит впечатление самого недовольного футболиста в мире без каких-либо на то причин. При этом даже с кислой физиономией он продолжает быть одним из самых результативных игроков что в клубе, что в сборной – казалось бы, кто что может сказать хорошего об игре Руни в Бразилии? А он ведь поучаствовал в обоих забитых мячах.

Непонятно, где его лучше использовать, но использовать надо – и делать это, скорее всего, нужно простым перебором позиций: ставить в атаку вместе со Старриджем и вместо Старриджа, а то и пытаться следовать совету Алекса Фергюсона и переучивать Руни на центрального полузащитника. Страшно подумать, с каким выражением лица он встретит эту идею. Впрочем, с ее осуществлением Ходжсону вполне может помочь Луи ван Гал – ему ведь тоже придется искать для Руни оптимальное амплуа.

Извлечь хоть какой-то толк из товарищеских матчей

Обычно товарищеские матчи сборной Англии так унылы, что хочется их отменить вообще: игроки справедливо опасаются получить травму в разгар куда более важного клубного сезона, а тренеры пытаются сохранить лицо перед прессой и не проиграть какому-нибудь заштатному сопернику. Ходжсон поступил мудро, пытаясь хоть как-то взбодрить этот процесс вызовом и адаптацией новых игроков (ливерпульская молодежь, четверо из «Саутгемптона»), но все равно относился к результатам ничего не решающих игр слишком ответственно.

Германия за это время перепробовала в товарняках вообще всю свою молодежь, чилийцы играли на «Уэмбли» в нетипичной расстановке с четырьмя защитниками, а польза Англии от этих встреч свелась исключительно к красивым историям для прессы про первый гол Рики Ламберта. Хочется, чтобы Ходжсон хотя бы раз попробовал что-то в духе краш-теста схемы 3-5-2 – у него наверняка получится лучше, чем у Стива Макларена в 2007-м в Загребе. Тем более что в команде есть Лейтон Бэйнс и Кайл Уокер.

Запретить духовой оркестр

За активную поддержку сборной Англии с 1996 года отвечает духовой оркестр из Шеффилда – горстка неуместно жизнерадостных энтузиастов, чересчур бравурно исполняющих две с половиной мелодии на протяжении всего матча. После поющих или хотя бы шумящих стадионов премьер-лиги слушать это довольно тяжело, а порой даже и стыдно; сложно найти английского болельщика, который бы любил этот оркестр. В свежем опросе The Times англичан попросили найти хоть один положительный момент в выступлении сборной на ЧМ-2014, и 15% признались, что были рады, что оркестр не поехал в Бразилию из-за запрета ФИФА на музыкальные инструменты. Англия вылетела – но хотя бы не под эти опостылевшие звуки.