Красные дьяволы на сером фоне. Анализ матча Бельгия - Россия
С самого начала встречи проявилась высокая плотность игры в центральной зоне. Трио хавбеков центральной оси каждой из команд разобрали оппонентов и стали действовать фактически персонально. Россияне при потере мяча отходили за его линию, но при этом старались встречать соперника достаточно высоко. Особое внимание было уделено Витселю, как основному координатору атак бельгийцев из глубины. На него выдвигался Шатов, Файзулин контролировал перемещения Феллайни, он же или Самедов прихватывал де Брюйне, а Глушаков страховал зону между линиями.
Такое большое внимание по отношению к центральным полузащитникам заставляла бельгийцев начинать атаки через защитников. Пас следовал сразу от Компани или ван Буйтена на Лукаку или вингеров, реже на Феллайни, который выдвигался вперед. Но в таком случае на игрока, получающего мяч, выдвигались центральные защитники россиян и, как правило, они борьбу выигрывали. Но подбор зачастую оставался за бельгийцами, что и предопределило их территориальное преимущество в стартовые минуты встречи.
Ограниченность простаранства в центральной зоне заставляла футболистов играть преимущественно флангами, где скоро стали складываться микродуэли из вингеров и фланговых защитников. Именно исход борьбы в этих парах должен был существенно повлиять на результат матча.
Номинальные хозяева быстро обнаружили уязвимую зону в обороне россиян. Играющий справа Мертенс значительно превосходил в стартовой скорости Д.Комбарова. Бельгия стала загружать правого вингера передачами. При этом пас следовал таким образом, чтобы Мертенс получал пас в движении или мяч следовал в свободную зону игроку на ход, что позволяло ему использовать свои козыри. До перерыва практически все потенциально опасные эпизоды у ворот россиян возникали именно на правом фланге и исключительно в противостоянии Мертенса и Комбарова.
Пронесло. Во многом благодаря не совсем верным решениям в завершающей стадии 14-го номера бельгийцев. Там, где напрашивался удар, шел пас, и наоборот. Плюс Акинфеев был надежен. Но несостоятельность левого защитника россиян эта дуэль проявила.
Но самое интересное в том, что Капелло до перерыва также сделал ставку на скорость одного из своих вингеров. Выход Канунникова был продиктован во многом благодаря его качественной игре на рывках. И в первом тайме команда регулярно переводила мяч на левый фланг атаки на ход новоиспеченному «казанцу». Расчет был сделан на то, что Альдервейрельд при подключениях не будет успевать отходить назад и можно будет использовать перевес в скорости над ван Буйтеном Канунникова или Кокорина. Россияне в первом тайме упорно загружали левый фланг диагоналями. И ставка могла сработать, будь судейский корпус более принципиальным в моменте на 26-й минуте и назначь Брих пенальти.
В результате все самое интересное в первом тайме происходило на дальней от телезрителя бровке. Ближний фланг (левый для бельгийцев и правый у россиян) фактически не работал у обеих команд. У номинальных хозяев Вермален не шел вперед, а Азар в одиночку не мог ничего сотворить. У россиян Самедов был больше сконцентрирован на нейтрализации де Брюйне и Азара и располагался слишком низко, чтобы получать мяч на свободном пространстве. А без скорости и свободных зон Самедов малополезен.
Во втором тайме ситуация кардинально поменялась. Линия полузащиты россиян заиграла выше, навязывая отбор и подбор мяча за центром поля. Как следствие, контроль мяча перешел к номинальным гостям. При этом произошла и смена направления атак. Россияне стала все больше контролировать мяч на правом фланге. Выше заиграл Козлов, а направо стал все чаще смещаться Шатов и Кокорин (по эпизоду). Россияне стали создавать треугольник или ромб в зоне, достаточно уверенно проникая в зону подачи. С правого фланга мяч регулярно адресовался в штрафную, создавая в ней равенство или численный перевес, вариант – пас на периметр штрафной под удар. А поскольку Азар и Мертенс были нацелены исключительно на атаку, то проблема флангов и дальней штанги была актуальна для бельгийцев.
В первые тридцать минут второго тайма россияне заметно превзошли соперника по атакам, а главное стали чаще бить по воротам (4-1 по ударам на данном отрезке). Важную роль сыграли передвижения по вертикали Глушакова. Опорный полузащитник не ограничивался разрушением, а все чаще стал подключаться в атаку вторым темпом. Один из его рейдов в концовке первого тайма завершился точной передачей на голову Кокорину. После перерыва три включения Глушакова в атаку завершались его ударами по воротам.
Но все они были неточными. Вообще в этом матче россияне крайне неубедительно завершали атаки. Из 12 ударов лишь 3 пришлись в створ ворот, а из пределов штрафной все пробивалось из борьбы и шло мимо. Но как бы там ни было, к минуте 75-ой россияне, как показалось, были по игровой ситуации ближе соперника к победе. Это почувствовал Капелло, усилив линию атаки Дзагоевым. Казалось, что джокер мэтра сработает и россияне завершат начатое.
Но именно в этой ситуации проявились слабые места нынешней сборной России, которые и повлияли на результат прямым образом.
Во-первых. Команда не смогла выдержать высокий темп на протяжении всего матча. Когда поочередно стало сводить ноги у Козлова, а затем у В.Березуцкого на экваторе второго тайма, стало понятно, что функционально команда может не выдержать предложенный темп.
Во-вторых, высокая игра полузащиты создала разрыв между линиями. Как и в матче с корейцами, линия обороны не успевала сжимать игровое пространство по вертикали, что дало необходимое пространство бельгийцам. А те, такое чувство, как будто и ждали этого. Вильмотс серией замен добавил динамики подопечным, которые практически смяли россиян в последнюю треть второго тайма (5-2 по ударам). Команда использовала свободные зоны между блоками обороны соперника, быстро проходя центр поля.
В-третьих, бельгийцы также перестроили свою игру, направив ее вектор налево. Азар заимел поддержку Вертонгена и стал все чаще получать мяч выше или в движении. В концовке матча Феллайни выдвинулся на позицию форварда, а вышедший на замену Ориджи также стал отходить налево и помогать в контригре Азару.
Именно левый фланг бельгийцев и принес им результат. Азар за счет техники легко прошел В.Березуцкого и сбросил мяч под удар Ориджи, которого прикрывать было некому. На передачу под удар одновременно выдвигались сразу 4 бельгийца между линиями вратарской и штрафной, которых никто не держал. Глушаков пошел страховать центр обороны, а Ещенко оказался за линией мяча и выпал из эпизода. Примечательно, что в ходе голевой контратаки в штрафной россиян находился Компани, что лишний раз указало на отменную физическую готовность бельгийцев.
После забитого гола бельгийцы не сбавили оборотов и скорее были ближе к второму взятию ворот. Россияне, казалось, уже просто не имели сил на последний штурм, расписавшись в поражении.
Поражение, которое отчетливо проявило основные черты нынешней сборной России. Команда очень работоспособная и дисциплинированная. Игроки могут выполнять тренерскую волю и противостоять превосходящему по классу сопернику, нивелируя его сильный стороны.
Но в свою очередь она имеет явные проблемы с созиданием. Центральные хавбеки в нынешнем сочетании не способны на обострение игры, максимум на что они годны – это обыграть и пробить издали. Так получается, что самый креативный из троицы – это Глушаков, отнюдь не виртуоз последнего паса. Есть еще Дзагоев, но он пока получает игровое время маленькими дозами.
Атакующие игроки не имеют необходимого класса, чтобы самостоятельно создавать моменты. Канунников это совершал лишь короткими эпизодами за счет скоростной обводки. А Кокорин может быть эффективным лишь при игре на рывках, в борьбе с защитниками мирового класса он просто бесполезен. А поскольку проникающих передач было катастрофически мало, то и моментов у него был всего один.
Если вспомнить еще неготовность работать на высоких скоростях весь матч, то получим на выходе довольно серую и непримечательную команду. Команду, которая способна сыграть на ноль с сильным соперником, но не способную на яркую игру. А с учетом результата матча Алжир-Южная Корея лишь победа при опеределенных условиях в последнем туре сможет вывести россиян в следующую стадию турнира. В удачный исход и выход из группы можно расчитывать. Но главное, верят ли в это сами футболисты?