Наука побеждать. Каким будет «Милан» Филиппо Индзаги?
«Знания и опыт являются основой любой профессиональной деятельности. Эти оба фактора важны для успеха, поскольку один без другого будет ограничивать возможности человека».
Филиппо Индзаги
Пиппо всегда недооценивали. По необъяснимым причинам Дино Дзофф не выпустил его в финале Евро-2000, Джованни Трапаттони практически весь ЧМ-2002 продержал на банке и почему-то не взял на Евро-2004, а Марчелло Липпи на ЧМ-2006 предпочитал Тони и Джилардино. А ведь у него всегда получалось сделать больше других за то короткое время, что ему давали провести на поле, и он никогда не подводил тех, кто ему доверял. Стоило летом 1997 года Чезаре Мальдини в середине второго тайма матча с бразильцами выпустить на замену щуплого нападающего, как тот уже через несколько минут заработал пенальти в своей дебютной игре за Скуадру Адзурру.
Он – форвард-загадка, не обладавший ни выдающейся скоростью, ни техникой, ни ударом, живший на ленточке офсайда и забивавший огромное количество мячей благодаря инстинктам. Многих можно повторить, но никогда на полях Италии не появится второй Индзаги. Повесив бутсы на гвоздь, он не покинул «Милан» – сразу же возглавил Аллиеви Национале, а впоследствии – Примаверу, и там его работа была оценена должным образом. Четыре недели назад Филиппо Индзаги получил премию Томмазо Маэстрелли, став лучшим тренером молодежного сектора в Италии.
К тому времени уже окончательно стало ясно, что Кларенс Зеедорф не устраивает Сильвио Берлускони с Адриано Галлиани. Среди фаворитов на место голландца называли Лучано Спаллетти, Роберто Донадони и Уна́и Эмери, а Индзаги был запасным вариантом, кандидатом на крайний случай – от безысходности. И вот он наступил. Однако если руководство «Милана» рассчитывает заполучить сговорчивого тренера из Семьи, который без приказа шага лишнего не сделает, то они жестоко ошибаются. Все, кто так думает, просто-напросто плохо знают Филиппо Индзаги.
Больше, чем тренер
В прошлом году для получения лицензии PRO он представил к защите работу с красноречивым названием «Психология победителей». Сам выбор темы уже был вызовом для консервативной академии, где привыкли, что соискатели разбираются с тактикой, циклами предсезонной подготовки или особенностями работы центральных полузащитников в оборонительной фазе модуля 4-3-3. Показательно, что научным руководителем Пиппо был профессор Витторио Туби, имеющий в Коверчано репутацию борца с отжившими стереотипами.
В своей работе Индзаги цитирует Сократа, в частности его фразу о том, что посредственный учитель – рассказывает, хороший – объясняет, превосходный – демонстрирует, выдающийся – вдохновляет. Поэтому круг обязанностей тренера, по его мнению, должен быть значительно шире, чем это традиционно принято в Италии. Вот лишь небольшая часть того, что должен делать настоящий allenatore:
составлять план работы;
уметь воздействовать на команду в целом и на каждого футболиста в отдельности в психологическом плане;
разработать адекватную систему игры;
исправлять ошибки, возникающие по ходу матча;
управлять отношениями с коллегами, штабом и руководством клуба;
делегировать полномочия;
поддерживать высокую мотивацию у всех членов команды;
контролировать ситуацию в трудные моменты и после поражений;
управлять командой до, во время и после матча;
регулировать физические нагрузки в зависимости от результата.
Разумеется, что для воплощения подобных планов Индзаги, особенно в первое время, понадобятся люди, обладающие авторитетом в раздевалке. Поэтому он уговорил остаться на должности второго тренера Мауро Тассотти, прослужившего клубу более тридцати лет, но после конфликта с Зеедорфом собиравшегося покинуть «россонери». Среди сенаторов же Пиппо может рассчитывать на поддержку Кристана Аббьяти и Даниэле Бонеры – последних осколков старого «Милана» Карло Анчелотти.
Разумный баланс
Сейчас в Италии много пишут о том, что при Индзаги в «Милане» начнется отказ от легионеров и постепенная итальянизация с привлечением небывалого количества молодых футболистов. Однако это не совсем так. Новый тренер лишь приоткроет для молодежи дверь в команду и предоставит ей шанс проявить себя, чего так не хватало «Милану» в последние годы.
В лучшем случае можно надеться на появление в стартовом составе одного-двух перспективных игроков, среди которых выделяется Брайан Кристанте. Этот талантливый полузащитник с прекрасным видением поля и задатками плеймейкера был готов уйти, но с Индзаги его перспективы стали более определенными. А вот вызов в главную команду разрекламированного Хашима Мастура практически исключен – в молодежном секторе «россонери» есть гораздо более достойные кандидаты.
Сочетание молодости и опыта, разумный баланс между итальянцами и иностранцами, постепенное развитие с осторожным привлечением свежих сил – таковы были принципы Филиппо Индзаги последние два года, таковыми они останутся и теперь.
Чистка кадров
Первая трещина в отношениях между Сильвио Берлускони и Кларенсом Зеедорфом появилась в тот момент, когда боссу донесли, что якобы на встрече с ультрас голландец заявил, что не хочет видеть в команде три четверти нынешнего состава. И хотя один из лидеров курвы опроверг эту информацию, президент стал постепенно разочаровываться в своем любимце. Однако теперь Берлускони придется смириться – значительная часть команды, пусть и не три четверти, не нужна и новому тренеру.
Предполагается, что «Милан» покинут Робиньо, Майк Эссьен и Урби Эмануэлсон, которым нет места в схемах Индзаги. Трудные времена ждут Филиппа Мексеса и Кевина Константа. Марио Балотелли также может сменить команду – по слухам, его агент Мино Райола уже подыскивает своему клиенту очередное место работы. Продавать Супер Марио до чемпионата мира – плохая идея, поскольку цена на футболиста снизилась, а в июле, на разогретом трансферном рынке, может существенно вырасти. Между тем не исключено, что строптивый форвард останется, ведь еще месяц назад Индзаги называл его достоянием «Милана» и сборной Италии и утверждал, что Балотелли нужно всячески оберегать и защищать.
Иньяцио Абате вернется в стартовый состав, Маттиа Де Шильо переместится на позицию левого терцино, к тому же Пиппо настаивал на выкупе Рами и приобретении Алекса, которые станут оплотом обороны. В линии нападения пройдет проверку дуэт Матри и Паццини, а Эль-Шаарави получит шанс повторить подвиги осени 2012 года, поскольку Фараон идеально вписывается в тактику Индзаги.
Тактический хамелеон
La Gazzetta dello Sport и Canale Milan уже поторопились известить всех, что Индзаги будет основываться на двух модулях, которые раньше использовал в молодежном секторе «россонери».
Во-первых, это расстановка 4-3-1-2, столь любимая Сильвио Берлускони. Если останется Кака, то при таком построении именно он будет располагаться на позиции треквартисты за спинами двух форвардов. В «ромбе» просматривается влияние Карло Анчелотти, которого Индзаги всегда называет одним из своих учителей.
Во-вторых, модуль 4-3-3 с ala типа Эль-Шаарави. Вот для чего «Милану» нужен кто-то вроде Черчи, Итурбе или Менеза на правом фланге атаки. Индзаги не скрывает симпатий к футболу Гвардиолы, а также к голландской тактической школе, активно использующей крайних нападающих.
Кроме того, и в Аллиеви, и в Примавере Пиппо применял, пусть и нечасто, модуль 4-2-3-1. Поэтому несомненно, что он будет постоянно варьировать расстановки, в том числе прямо во время матчей. Ведь один из его принципов гласит: тренер должен уметь выбирать схему, исходя из тех игроков, которые есть у него в команде.
Еще десять лет назад подобное назначение назвали бы слишком рискованным, но после историй с Леонардо и Зеедорфом оно воспринимается куда спокойнее. В условиях перманентного кризиса привыкаешь ко всему. Гораздо большую тревогу вызывает ситуация внутри клуба, который, по мнению Tuttosport, расколот на две фракции. И хотя не ко всем материалам, публикуемым туринским изданием и касающимся дел «россонери», следует относиться с доверием, единства новому «Милану» еще только предстоит достигнуть. Но надежда, что это произойдет именно при Индзаги, пусть и небольшая, но все-таки есть.
Индзаги-футболист доказал, что самое важное в спортсмене – это не талант и не природные данные. В его теле, казалось бы, совершенно не приспособленном для грубой возни с мячом, жила какая-то невероятная сила воли. Дух победителя взял верх над всеми – соперниками, недоверчивыми тренерами и бесконечными травмами.
Индзаги-тренер должен доказать, что подлинное величие не обязательно достигается благодаря огромным финансовым вливаниям, повторив то, что 40 лет назад удалось Томмазо Маэстрелли. Пусть говорят, что в современном футболе подобное невозможно, но Суперпиппо всегда делал больше других. И однажды, я верю, его команда снова заставит замолчать трибуны противника, повторив тот незабываемый вечер в Афинах.
Всем, кому не жалко плюсов, мы говорим GRAZIE!
Последние материалы блога:
Два неаполитанца. Сборная Италии победила «Флуминенсе»
Блеф. Предисловие к матчу сборной Италии против «Флуминенсе»
Кубок. Надежды. Почему Италия проиграет, но никого не оставит равнодушным
Фото: Fotobank/Getty Images/Marco Luzzani, Claudio Villa, Bob Thomas
Видел последний гол Пиппо Новаре своими глазами на Сан Сиро и этот гол, кстати, был забит с идеальной передачи Зеедорфа... Какая ирония... Жаль Кларенса, но Милану нужен тренер итальянец, тренер - герой и Пиппо очень подходит под эту роль!
Forza SuperPippo!!! Forza grande Milan!!!
А не то, что забрали игрока из раздевалки на другом конце света, одели пиджак, дали секундомер и двухлетний контракт.
УДАЧИ СТАРОМУ ЛИСУ.