Лев Иванов: «Когда у людей хорошая зарплата, они слишком спокойно живут»
Пространным интервью одному из волгоградских изданий напомнил о себе Лев Иванов. Некогда главный тренер ряда команд, позиционируемый ныне журналистом-собеседником как футбольный эксперт, дал свою оценку ситуации в Роторе. Разговор шел и о финансах, и о патриотизме, и о дорогах, и о Центральном стадионе. Короче, читаем.
– Как оцените результат волгоградской команды в этом сезоне?
– Оценка, естественно, неудовлетворительная. Если судить по турнирной таблице, не снимись с чемпионата владикавказская «Алания» и белгородский «Салют», мы бы просто вылетели. Нам просто повезло.
– Как объяснить этот весенний провал? «Ротор» только за три тура до окончания сезона смог одержать первую победу, причем над соперником лишенным турнирной мотивации. Ведь нынешний главный тренер Федор Щербаченко – специалист с именем, уже доказавший свою квалификацию работой в других командах. Причем у него было время на предсезонную подготовку.
– Я хорошо знаю Федора Щербаченко. Мы с ним шли по тренерской стезе параллельно. Во второй лиге и в первой работали и он, и я. Потом Щербаченко и в премьер-лигу вышел. Что сейчас происходит у него в «Роторе», мне судить непросто, мы с ним так и не пересеклись в Волгограде. Как специалист он не относится к числу тех, кто может моментально выдать нужный результат – взорвать, придумать на ходу. Щербаченко – человек вдумчивый, у которого все должно идти планомерно. Команды, в которых он показывал результат – «Губкин», «Мордовия» – это происходило на второй - третий год его работы. А в «Мордовии» вообще лет пять отработал и провел ее от второй лиги до высшей. Но нужно сказать, что в Саранске ему были созданы все условия. Глава республики во всем шел навстречу, и Щербаченко доверие оправдал.
– Причем не сказать, что в той же «Мордовии» в его распоряжении были звезды первой величины.
– Совершенно верно. Он поднял со второй лиги тех же Панченко и Мухаметшина, которые достойно заиграли в премьер-лиге. В Мордовии Щербаченко работал в режиме полной свободы действий и в организационном плане, и в тренерских решениях. Кого брать в команду, кого ставить на игру. А в Волгограде, я думаю, такой свободы ему не дали. Конкретики не знаю, но исхожу и опираюсь на факты. Что в 2010-м, что в этом сезоне поменялось немало тренеров. И специалисты были, что называется, не с улицы и не блатные. Заслуженный тренер России Файзулин, заслуженный тренер России и Украины Шевченко. Возглавляли команду Бурлаченко и Ледяхов, тоже люди в футболе известные, теперь вот Щербаченко. Эти люди работали на разных уровнях, но в «Роторе» ни у кого толком не получилось. Значит, проблема получается не в тренерах, а в клубном менеджменте.
– А есть у вас объяснение, отчего через волгоградскую команду просто бурным потоком протекают ежегодно десятки футболистов? Это объясняется хотелками новых наставников?
– «Ротор» абсолютный рекордсмен по части текучки кадров. Но в современных условиях не тренер ведет селекционную политику, а клуб. Тренер приходит, и ему, например, говорят, мы будем опираться на местных, а ты можешь взять несколько человек на ключевые позиции. В другом случае его предупреждают, что основой будут иностранцы, чтобы сразу дать результат. Тренер соответственно подстраивается, потому что ключ от кассы не у него. Похожую нашей можно наблюдать картину в московском «Спартаке». Набрали всех подряд, и получилась куча-мала. И для контраста – как ведется политика в ЦСКА. Там футболисты берутся точечно, а костяк команды сформирован лет десять назад. И они что при Газзаеве становились чемпионами, что при Слуцком. И хотя там тренеры тоже менялись, но президент клуба Гинер свою политику не менял.
– Какие перемены в игре «Ротора» при Щербаченко вы заметили?
– При Бурлаченко игра строилась от обороны, в надежде на быстрые контратаки. Ледяхов, по-моему, даже не успел разобраться в ситуации, а у Щербаченко в почете короткий и средний пас. Он и здесь пытается внедрить то же самое, но пока не очень получается. А происходит это потому, на мой взгляд, что команда не мотивирована. Все знали: «Алания» и «Салют» снимаются, а значит, уже зимой было ясно, что «Ротор» во вторую лигу не вылетит, попасть в первую четверку нереально. Щербаченко – тренер требовательный, но даже ему не удалось заставить команду работать. Но дело не только в психологии. Если у людей хорошая зарплата, они слишком спокойно живут. А когда игра не получается – одну продули, другую – ну и ладно. Когда я работал в «Волгаре», у нас были самые низкие зарплаты в ФНЛ, а премиальные – самые высокие. Поэтому ребята выходили и бились за премиальные.
– Я помню тот матч, когда «Ротор» пытался уцелеть в ФНЛ, а ваш «Волгарь», приехавший без пяти человек основы, у него выиграл. Хотя в турнирном отношении эта победа ничего вам не давала.
– Но тогда дело было не только в премиальных, но и в мотивации. Местным ребятам хотелось проявить себя, в том числе и тем, кого не хотели видеть в «Роторе».
– Вы сказали, что уже зимой было ясно: попасть в первую четверку нереально. А по составу «Ротор» мог на это претендовать?
– Перед началом сезона у нас был очень приличный, квалифицированный состав, и я думал, что цели будут поставлены серьезные. В команду пришли люди, прошедшие хорошую столичную школу, многие поиграли в премьер-лиге, со второй лиги вообще не брали никого. То есть с этим составом вполне можно было замахнуться на большее. Пчелинцев, к примеру, вообще признавался лучшим вратарем ФНЛ, когда играл в «Краснодаре». Что касается финансов – мы точно не из беднейших, а входим, я думаю, в первую восьмерку. Примерная сумма, только из бюджета области, более 200 миллионов, плюс вклад спонсоров. Причем, насколько я знаю, было запрошено дополнительно из бюджета порядка 50 миллионов.
– Тем удивительнее поражения от команд, находящихся на грани выживания, даже потерявших по ходу сезона прописку в ФНЛ.
– Да, все это вопросы мотивации. И второй фактор, о котором не устаю повторять, – нет у нас костяка из местных футболистов. А люди, собранные со стороны, все равно считают этот клуб временным пристанищем. Причем раньше футболисты, приезжавшие в Волгоград, становились настоящими патриотами «Ротора». Это Олеников, Есипов, Веретенников… Вот такая была обстановка.
– Недавно в матче премьер-лиги решающий гол за «Урал» забил воспитанник волгоградского футбола Денис Дорожкин, в Уфе один из лучших бомбардиров команды Маркосов, который в «Роторе» не задержался.
– Дорожкина можно понять – как он будет расти при такой тренерской чехарде? Вы можете вспомнить, кто из футболистов сумел за последние годы в «Роторе» прибавить в мастерстве? А вообще если составить список наших воспитанников, играющих за пределами региона, на добрую команду наберется. При тех финансовых условиях, что созданы в «Роторе», многие из них охотно бы вернулись домой. Я считал, примерно 60 волгоградских футболистов играют за пределами региона в командах мастеров. Костяк в любом случае должен быть из своих игроков.
– Вспоминаются слова министра спорта России Виталия Мутко, который не так давно высказался в таком ключе: построим красавец стадион в Волгограде, и что – будете на нем принимать команды райцентров в зоне «Юг»?
– Стратегию развития футбольного хозяйства определяет первое лицо региона – губернатор. Хочется надеяться, что предварительно он соберет представителей общественности и выслушает их мнение, мнение всех заинтересованных сторон, чтобы получить полное представление о сложившейся ситуации. А затем принимать решение. Первый шаг Андреем Бочаровым уже сделан. Впервые за многие годы глава региона выслушал ветеранов футбола, тренеров. Если будут приняты серьезные решения, ситуация изменится. До сих пор наблюдательный совет только наблюдал за происходящим, даже не пытаясь повлиять на ситуацию. В итоге, самое жуткое – люди перестали ходить на футбол. Скажу честно – я тоже не хожу на стадион, потому что видеть эту маету – сил нет. Смотрю за происходящим, если есть время, по телевизору только для того, чтобы быть в курсе. Нужны кардинальные перемены, но хочу сказать, что если они наступят – сразу же на чудеса рассчитывать не надо. Прекрасный пример – московское «Торпедо», которому предстоят стыковые игры. Пришел Тукманов, на которого выливали ушаты грязи. Он начал с третьей лиги, и теперь «Торпедо» будет бороться за право играть в премьер-лиге. Движение было не быстрым, но непрерывным. Случались и денежные проблемы, но когда спонсоры увидели, куда и как двигается команда, они пришли и начали помогать.
– Спорт, футбол – такая же сфера деятельности, как и любая иная. Волгоград из одной из футбольных столиц превратился в захолустье. Согласны?
– К нам приезжают гости из многих городов России и ужасаются нашим дорогам, состоянию города. Причем лет десять назад ситуация была гораздо лучше. Недавно к нам на турнир приезжали из Нальчика на своем автобусе, а потом стали добираться поездом. Иначе, говорят, мы на ваших дорогах просто убьем наш автобус.
– Город попрощался с Центральным стадионом. Как восприняли это событие?
– Ушла целая эпоха. Хочется верить, что новая арена станет для волгоградцев такой же уютной, как, например, стадион в Черкизове для поклонников «Локомотива». Мое мнение, что ко дню открытия новой арены нужно создать в городе принципиально новую команду. Пусть она будет поначалу играть в первой, даже второй лиге… Мне понравилось, как глава региона Андрей Бочаров сказал: пусть дорогие игроки появятся в премьер-лиге. Там можно будет их покупать, найти спонсоров. А начинать надо с создания костяка из своих и вкраплять затем футболистов со стороны. Взять баскетбольный «Красный Октябрь». Я даже ни разу не ходил на игру. За кого там болеть – за американцев? И другое дело наши родные гандбольные клубы «Динамо», «Каустик». Или «Спартак-Волгоград». На любом матче этих команд аншлаг, потому что в них играют преимущественно свои воспитанники. Вот пример, каким путем надо идти. В том же «Динамо» тренер Рябых уже пять лет приносит «золото» Волгограду. Сколько девчонки там зарабатывают – несравнимо с футболистами. А результат есть. Потому что, помимо всего прочего, там играют люди, для которых слово «патриотизм» не пустой звук.
Этот материал написан специально для единого фан-портала болельщиков Ротора http://rotor-volgograd.ru/
Необходимое ЗЫ, имхо: Парни (и девушки, конечно;))! А вы что, стесняетесь плюсы ставить?