Слова, которые нельзя переносить. Знаменитые баннеры английских стадионов
Sports.ru рассказывает о баннерах, имеющих постоянную прописку на английских стадионах, – в том числе том, что пытались сорвать разлюбившие Дэвида Мойеса болельщики «МЮ».
Растяжки, которые можно увидеть во время матчей, есть далеко не на каждой арене. Пространство для размещения баннеров ограничено, как правило, лицевой стороной верхних секторов, которую многие клубы отдают спонсорам. Самые яркие фанатские шоу с флагами, баннерами и мозаикой (например, в стиле «Кристал Пэлас») обычно происходят до матча, а со стартовым свистком все атрибуты убираются, чтобы не мешали следить за игрой. И лишь на некоторых стадионах избранные баннеры уже долго не меняют расположения. Именно о них (и только о них) пойдет речь.
«Олд Траффорд»
За размещение баннеров на «Стретфорд Энде» отвечает специальное объединение болельщиков – SEF (“Stretford End Flags”). Посвященный Дэвиду Мойесу баннер раздора – «Избранный» – было решено повесить нынешним летом, на его изготовление собирали средства около 400 болельщиков, поэтому группировка обещает снять его лишь в самом крайнем случае. Для этого ей, вероятно, потребуется провести голосование.
Обычно же баннеры SEF протестов не вызывают. Легендарную трибуну украшают слова “One Love — Stretford End — MUFC” (“One Love” — песня The Stone Roses, которая была исполнена на финале Лиги чемпионов 1999 года).
“MUFC — For Everymanc A Religion” – это по мотивам песни Иэна Брауна F.E.A.R.
“Feb 6th 1958 The Flowers of Manchester” – «Цветы Манчестера» – песня, посвященная погибшим в мюнхенской авиакатастрофе.
“Manchester is my Heaven” – «В Манчестере мое счастье», ответ Мэтта Басби на предложение стать главным тренером мадридского «Реала».
Часть баннеров посвящена легендарным игрокам.
“…And Solskjaer has won it!” – слова из комментария к знаменитому финалу Лиги чемпионов 1999 года.
“Giggs tearing you apart since 1991”. Изготовлен к 20-летию манчестерской карьеры Райана Гиггза и впервые представлен в марте 2011-го, основан на кричалке «Гиггз всех порвет» (исполняется на манер самой известной песни Joy Division).
Надпись “ADORED” посвящена Полу Скоулзу, впервые появилась в октябре 2012 года.
Трибуне Сэра Алекса Фергюсона сопутствует баннер со словами “Sir Fergie Fi Govan Tartan Born and Red” (дословно «Сэр Ферги из Гована, рожденный в тартане и Красным»). Гован – это родина Алекса Фергюсона, сейчас район Глазго, а раньше самостоятельный городишко. Тартан – символ Шотландии, плотная клетчатая ткань, из которой, в частности, шьют килты.
«Эмирейтс»
К 125-летию «Арсенала» клуб обратился к болельщикам с предложением придумать и нарисовать новые баннеры, посвященные любому эпизоду в истории команды. Голосование велось на официальной странице клуба в фейсбуке. Авторы лучших работ должны были воочию увидеть свои творения на «Эмирейтс». Только к первому отборочному туру было подано более 5000 вариантов. Путем голосования было отобрано более двадцати баннеров, которые сейчас украшают трибуны “Clock End” и “North Bank”.
Вот самые известные и оригинальные:
«Если ты отдаешь всего себя и чтишь клубные цвета, тебя запомнят», – фраза Тьерри Анри.
«Зачем летать, если можешь гулять по воде», – этот баннер посвящен Деннису Бергкампу, который, как известно, страдал аэрофобией.
«Мистер Арсенал» – это, конечно, Тони Адамс. «ДНК Арсенала» – собственного баннера был удостоен Джек Уилшер.
Раньше здесь была и такая надпись: «Зачем Бэтмен, если у нас есть Робин».
Часть баннеров отражает знаменательные события или посвящена клубным ценностям: «Мы выиграли чемпионат на «Уайт Харт Лейн», «Люди, которые стали Богами. Непобедимые», «Класс не купишь, «Арсенал» – навсегда».
«Стэмфорд Бридж»
На домашней арене «Челси» немало баннеров, которые хорошо заметны во время телетрансляций. Самые известные среди них: «Челси – наша религия», тот, что посвящен Роману Абрамовичу, а также «Рожденный быть королем Стэмфорд Бридж» (слова из песни, дань памяти Питеру Осгуду, великому нападающему «Челси» 60-70-х).
«Теперь что касается этих баннеров со «Стэмфорд Бридж». Да, тех, что прославляют «Супер Фрэнки Лэмпарда» и «Джея Ти, капитана, лидера, легенду». Они – как бы это сказать?– какие-то фальшивые. Как будто их придумал отдел маркетинга «Челси», а не фаны. Они смотрятся как отутюженная стрелка на подростковых джинсах. Клуб вроде хочет быть передовым, следовать современным тенденциям, но не слишком в этом разбирается», – вот так в 2009-м иронизировал по поводу знаменитых баннеров «Челси» обозреватель “The Independent” Сэм Уоллес.
Простота и некоторая безыскусность – это здешний стиль, что доказывают последние поступления: «Дрогба – легенда» и «Жозе Моуринью – просто лучший».
«Этихад»
“We’re not really here” («На самом деле нас здесь нет»). Слова из популярной песни фанов «Манчестер Сити». Раньше считалось, что она появилась в середине 80-х, когда «Лутон» закрыл свои игры для приезжих фанов. Якобы эти слова пели фаны «Сити», сумевшие пробраться на сектор для местных.
На сегодняшний день официальная версия такова. “We’re not really here” была посвящена одному болельщику «Сити», который умер во время выезда в Амстердам в начале 90-х. Слова ее проникнуты глубоким философским смыслом: «Если ты пьешь, то скоро умрешь, если не пьешь, то все равно когда-нибудь умрешь. Так лучше быть пьяным, чем трезвым, когда придет время умирать… На самом деле нас здесь нет». Впервые песня была исполнена во время предсезонной подготовки «Сити» в Ирландии в 1996-м. Затем ее стали петь на домашних матчах. Слова “We’re not really here” символизировали отчаяние и сюрреализм провала в третий дивизион в конце 90-х. Сегодня они столь же уместны по отношению к фантастическим переменам, что произошли с «горожанами» после покупки Абу-Даби.
“Impeccable support since 1894” («Безупречная поддержка с 1894»). 1894 – год основания клуба. И про «безупречность» неспроста, это слово появилось в лексиконе «горожан» после сезона 2007/08. Тогда перед дерби в прессе сетовали, что фаны «Сити», дескать, непременно испортят минуту молчания в память о жертвах Мюнхенской трагедии. Но болельщики повели себя достойно, и впоследствии журналистам даже пришлось признать, что они были «безупречны». С тех пор фаны «Сити» взяли на вооружение кричалку: «Мы безупречны! Мы безупречны!».
“Manchester thanks you Sheikh Mansour”. Баннер появился спустя год после перехода «Сити» в собственность Абу-Даби.
«Уайт Харт Лейн»
По периметру верхних секторов стадиона расположены надписи: “The game is about glory” и “To dare is to do».
Первое – часть знаменитого высказывания Дэнни Блэнчфлауэра, величайшего игрока в истории «Тоттенхэма» и величайшего же романтика: «Большой обман заключен в словах, что главное в игре, это якобы победа. Ничего подобного. Суть игры – красота. Главное – добиваться результата ярко и красиво, выходить на поле, чтобы побеждать соперника, а не ждать, когда он умрет от скуки».
“To dare is to do” – перевод на английский девиза клуба, который по латыни звучит как «Audere est Facere”, а означает «Решиться – значит сделать».
«Гудисон»
«Evertonians ara born not manufactured” – первая фраза из самоопределения болельщиков «Эвертона», которое целиком звучит так: «Фанами рождаются, их не производят на фабрике. Мы не выбираем, мы – избранные. Тот, кто понимает - не нуждается в объяснениях. Тот, кто не понимает – не берите в голову».
Nil Satis Nisi Optimum. Снова девиз клуба, снова латынь. Означает «приемлемо только самое лучшее».
«Вилла Парк»
Над домашней трибуной висит баннер «Холт Энд, 12-й игрок».
Там же есть такие слова: «Футбольная лига была образована «Виллой» и выиграна «Виллой», а также «1874, хороший год для футбола». Как нетрудно догадаться, 1874 – год рождения «Астон Виллы». А футбольная лига была действительно образована директором «вилланов» Уильямом МакГрегором в 1888 году и изначально в ней было 12 клубов.
По периметру Северной трибуны «Вилла Парк» тянется гигантский баннер со словами комментария Брайана Мура к победному голу «Виллы» в игре с «Баварией» в Кубке чемпионов 1982 года.
«Крэйвен Коттэдж»
У «дачников» с еврокубковой весны 2010 года прописался баннер “Still Believe” («Все еще верим»), распложенный отдельно между «Патни Энд» и «Коттэджем». Впервые он появился после знаменитого теперь матча против «Гамбурга» в полуфинале Лиги Европы, когда уступающая команда Роя Ходжсона под отчаянное скандирование «Встань, если еще веришь!» совершила камбэк и добилась итоговой победы.
Фото: Fotobank/Getty Images/Michael Steele/Allsport, Julian Finney; dailymail.co.uk; Fotobank/Getty Images/Shaun Botterill, Jamie McDonald, Richard Heathcote, Paul Thomas, Laurence Griffiths; REUTERS/Toby Melville
А если серьезно, я восхищаюсь культурой боления в Англии и Германии!
Обзор отличный! Спасибо)
Многие из банеров несут в себе очень глубокий смысл и отражают внутренние, сокровенные мысли болельщиков.
Хорошая статья.