Космический десант
В "Спартаке" были иностранные специалисты, верили Валерию, но не менялись. На поле балагурный балаган оставался отличительной чертой. "Соккер.ру" ищет для москвичей тренера инопланетного уровня, ведь земные специалисты вряд ли помогут.
Привычка к болезненным провалам отдаляет от борьбы за титулы. Впрочем, нет борца, поскольку нет чемпионского отношения к мелочам. И оценки соответствующие, эмоциональные, но поверхностные. Александр Мостовой часто комментирует футбольные события по-свойски, порой полезно послушать, даже если бывший полузащитник "Спартака" очевидно заблуждается. Например, заявлено, что нет принципиального отличия между российским и иностранным специалистом. И тут сразу видно, что Мостовой немножко испанец и заразился уверенностью, что люди везде одинаковые, особенно если речь о богатых россиянах под тамошним солнцем. Но не одинаковые вовсе, поскольку окружение формирует уровень критичности. Российский тренер переоценивает местный футбол, иностранец смотрит глубже и строже. Когда твердишь, что все одинаковые – ставишь перед собой цель сделать всех единомышленниками, даже если объединяешь запутавшихся глупцов. Можно согласиться, что часто иностранный специалист и футболист, оказавшись в России, становится по менталитету таким же, как местные. Или становишься своим, перенимая минусы, а не плюсы, или остаешься непонятым и до свидания – такое правило.
Но иностранный тренер не говорит на русском языке, а наши наставники отказываются учить другие языки, автоматически занижая и без того невысокий класс тренерской мысли. Занимая все у европейских специалистов, смешно хвастаться отсутствием знаний. Интеллекта маловато, но каждый второй говорит, что готов быть большим тренером. Никто не хочет развиваться постепенно, все и сразу – девиз поколения. И футболистов это тоже касается. Нет сомнений, что игроки "Спартака" считают себя достойными титула, и Кариока так же убежден в исключительности, как и Глушаков. С каждым годом сильнее убеждаюсь, что "инопланетный" тренер должен быть невероятно авторитетным и маневренным. Многие зарубежные специалисты просто не понимают, что в России нельзя относиться к игрокам, как к профессионалам, которые сами будут следить за режимом, за психологическим состоянием.
Нужен надзиратель, вроде Капелло, традиция подразумевает приказ как единственную внятную форму уважения. "Раз можешь мне приказать, заставить – великий тренер, начинаешь, как Спаллетти или Карпин, дружить – даже если отношусь к тебе нормально, на поле побегу, куда захочу". Вот так рассуждают игроки "Спартака", и не только "Спартака". И влюбленность в футбол, к сожалению, ниже европейских стандартов – восприятие игры как доходной работы сказывается на настрое, именно поэтому тренер "красно-белых" должен быть тираном, а не демократом. Если президент клуба не компенсирует авторитаризмом нехватку жесткости, нужна личность. Подсознательно тянулись к Черчесову, но он не простил старые обиды, и летом надо смотреть на наставников высшей пробы. "Тренер из космоса" должен выбросить из команды лишних людей – не чистили состав, а пора бы. Нужен наставник, способный с помощью фактов убедить президента, что рассказы о величии спартаковской академии преувеличены. И селекция недосказанная.
У них есть замечательные игроки, вроде Мовсисяна, Глушакова или Дмитрия Комбарова, но ни одного из них в "Челси" и даже "Тоттенхэм" не позовут. Усредненный уровень предполагает успехи в случае строжайшей дисциплины. Настроенный на успех "Локомотив" ставит на Чорлуку – исполнителя "выше среднего", и хотя Боккетти мог бы играть так же, но без тренера никогда не сыграет. Тренер задает направление, а у "Спартака" - все вместе, но не знают, куда двигаться. Нужны перемены, перемены смелые, и хотя итог никогда не знаешь – бывает, везение отворачивается, начало должно быть таким же любопытным, как и продолжение. Интересность – вот чего давно не хватает "Спартаку", поскольку вечный бардак в обороне нивелирует попытки созидать и побеждать стабильно и ярко. Команде нужен тактик из космоса, который поставит игру, отталкиваясь от соперника, не забывая об исторической любви к наступательному футболу. И не переоценивая эту же историю, поскольку она многоликая, всегда врет дважды.
Лучшей обороной может стать атака после прессинга, но только с опытным тренером, поскольку Карпин многое делал верно, а результат разочаровывал, то есть он и сам не понимал, что еще не так, не научился предугадывать. А нужна тонкая работа с психологией команды, с перестановками по ходу матча. Спартаковцы не бездарные, но акценты много лет правильно расставляют через раз. И вряд ли российский специалист что-то изменит – нет людей необходимого класса, а у кого класс – те из другой, ушедшей эпохи. Нужен авторитетный иностранец, поскольку прежние легионеры были молодыми и талантливыми, но недостаточно жесткими и узнаваемыми. Звезды "Спартака" считали, что Эмери и Лаудруп не заслужили их тренировать, они и Карпина иногда нехорошими словами обзывали. Пора привезти того, кого не обзовут даже за глаза. Не надо экономить, нельзя сковывать тренера в решениях – нужны новый подход к организации работы и обновленный стиль. Раз решили мучиться до лета, подходит только громкое тренерское имя, репутация "инопланетянина" должна внушать оптимизм. При этом выбирать нужно не по имени, а по философии работы. Необходим опытный, изобретательный и авторитетный наставник, любой другой закончит, как его предшественники.