5 мин.

Division Line

Музыка (Для усиления восприятия песню лучше включить. Спасибо)

В последнее время крайне модным стало затрагивать темы будущего и того, что ждет нас, людей, как социум в этом будущем. Причем это не просто рассуждения о том, к утопии или антиутопии мы приближаемся. Возможно, примеры, которые наиболее ярко подчеркнули мне это, покажутся вам смешными, но все же. Человечество погрязло в технологическом прогрессе, в своих устройствах, что перестают замечать человеческое в других, а иногда и просто перестают замечать других без крайней нужды. И в этом плане два произведения идут как бы один за другим, показывая сперва то будущее, которое ждет нас уже практически завтра, а потом то, что ждет нас через этак десятка два лет. Я говорю о замечательном фильме «Она» и философской игре (да-да, бывают и такие, причем философский подтекст там вложен на полном серьезе и выглядит очень уместно) Deus Ex: Human Revolution. Они давят на наши эмоции, на сентиментальность, присущую каждому человеку, говоря нам, что технологии – это еще не все, что ничто рукотворное не заменит тех самых реальных ощущений и эмоций, осознания жизни в себе и других как жизни, а не чего-то, что не дано природой. Впрочем, после ознакомления с этими творениями выбор, как правило, каждый делает сам. И я не навязываю ничьей точки зрения. Лишь хочу заострить внимание: в искусство пришла тема будущего, которое приближается слишком быстро.

Мы живем в странное время. По-настоящему странное. Для нас, ныне живущих, слова «вчера», «сегодня», «завтра» обозначают не просто порядок дней в отношении к данному моменту. Для нас смысл этих слов значительно шире. Ни для кого не секрет, что уровень технического прогресса изменяется по экспоненте. И мы как раз в той точке, когда этот график выходит чуть ли не на вертикальную черту. Именно поэтому мы не можем сказать «прошлое» о том, что было буквально 5-10 лет назад. Но вы вспомните! Вспомните свой первый мобильник, например. Может показаться, что это было бесконечно давно, и уже может считаться историей, пылящейся разве что в архивах. Но прошло не так много времени. Да и достаточно выехать в менее развитые места, чтобы нас охватило осознание того, что оно не ушло. Так, наверное, ощущает себя европеец, заехавший в наш славянский какой-нибудь «районный центр». А ведь на планете есть общества и еще более отсталые. Поэтому для нас это «вчера». Просто для кого-то «вчера» закончилось, а для кого-то продолжается, перемешиваясь с тем, что мы можем назвать «завтра». «Завтра» - этот тот самый прогресс, те самые технологичные прорывы и прочая, прочая, прочая…  Мы живем в уникальное время. Наше «сегодня» - это «вчера», не успевшее выветриться, смешанное с «завтра», которое еще только неясно высвечивается впереди, проникая в нашу жизнь пока постепенно. Поэтому «сегодня» - это не просто разделительная черта между «вчера» и «завтра» в обычном понимании. Это самая настоящая граница. Мы все еще те люди, что все же большей частью предпочитают общаться именно с людьми, пусть и во многом сублимировано, уже используя последние технологии. И именно в этих двух фактах и заключается граница: мы все еще слишком социально зависимы, но пока еще нет достаточных технологий, подстраивающихся под нас настолько, что ничего другого уже и не нужно.

И именно к нашему человеческому началу, которое остается прежним, и апеллируют сценаристы данных вещей. И это продиктовано не желанием выделиться среди всех, показать оригинальную идею, или что-то еще. Нет. Они выражают потаенное мнение общества. Это, конечно же, так, иначе они не получили бы признания того, которое получили, не получили бы кассы, не получили бы социального отклика в виде обсуждений… Но это не та тема, которую высосали из пальца ради хрустящих дензнаков. Нет. Она выражает страх общества перед тем, что будет впереди. Страх каждого человека перед переменами. Казалось бы, как  банально, да?

Но не совсем. Перемен боятся все, но так было всегда. Почему тогда именно сейчас и именно так? Потому что в глубине души каждый из нас боится потерять человека в себе. Боится, что что если он будет общаться только с компьютером, его примут за больного, например. Или что он больше не захочет возвращаться к общению с людьми. Ведь человек – существо социальное (за некоторыми исключениями). И именно эта «социальность» в нас и орет о том, что что-то будет. А может, кто-то просто боится утратить человеческую мораль, если его мышцам технологии будут давать дополнительную большую силу? Ведь тут не будет стоять вопрос о превосходстве или большой ответственности. Если каждый будет способен убить каждого одним легким движением – как это изменит общество?

Поэтому они и говорят нам, чтобы мы наслаждались тем, что есть сейчас. Мы не можем знать, что будет впереди. Мы идем вперед вслепую, не зная, правильно ли ступаем.

Мы живем в очень странное время. Когда мы уже можем пользоваться невероятными техническими достижениями, но при этом они еще не изменили наше общество до неузнаваемости. Сообщения вместо звонков или повальные соцсети и наушники везде – это все еще мелочи. В конце концов, большинство из них пока что служит для вашего удобства общения с кем-либо. И вы все равно не сможете сейчас полностью ото всех оградиться, как бы не старались.

Они говорят вам: не торопитесь уходить в «завтра», не насладившись как следует «сегодня».

Но кому решать, когда хватит? Только вам. Это ваша собственная разделительная линия. И выбор, когда ее пересекать, лежит полностью на вас.

А может, вы вообще захотите остаться в человечном «вчера»?

Или же вы с нетерпением, как и я, ждете билета в «завтра»?

Просто задумайтесь: готовы ли вы на полную замену общения с человеком на общение с компьютером? Сообщения приходить будут точно такие же, а может, и только такие, какие вам хочется получать для счастья. Даже голос в трубке останется. Будет ли вам дело до того, что не создается живыми голосовыми связками?

И чем вы готовы пожертвовать, чтобы получить новое тело, гораздо сильнее и при этом нестареющее? Будет ли ваша мораль всего лишь достойной ценой за это, или неоценимой жертвой?

Я уверен, кто-то из того самого «завтра» даже читает эти строки и усмехается. И думает про себя своими полусинтетическими мозгами «это ж надо быть такими пустыми и наивными…»

Все правильно. Вы правда думаете, что будет как-то по-другому? Вспомните, когда вы в последний раз читали какого-нибудь фантаста вековой хотя бы давности, и чьи фантазии не сбылись? Неужели у вас в голове ни разу не появилась мысль: «Эх, если бы все было так просто…»?

Я не буду никого убеждать в том, что то будущее, которое жду я, лучше. Потому что оно все равно будет не таким, как я представляю, и не таким, как представляете вы.  Потому что, как правило, антиутопии звучат гораздо реалистичнее утопий.

But the hope keeps alive even in the face of Armageddon.